Osvita.ua Среднее образование Современная школа Десять ответов на вопросы родителей пятилетних детей
Десять ответов на вопросы родителей пятилетних детей

Министерство образования предоставило разъяснения относительно основных вопросов, возникших в связи с принятием законодательных изменений в законодательство о дошкольном образовании

Десять ответов на вопросы родителей пятилетних детей

1. Никто не будет принудительно готовить детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Ст. 8 Закона Украины "О дошкольном образовании" предусмотрено, что семья обязана способствовать получению ребенком образования в дошкольных и других учебных заведениях или обеспечивать дошкольное образование в семье в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования. Родители должны быть информированы о способах привлечения детей к получению дошкольного образования. Вместе с тем, местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления должны создать для этого необходимые условия.

Итак, две стороны одной очень важной деятельности: первая - ответственность, уверенность и желание родителей; вторая - ответственность государства за создание доступности и бесплатности дошкольного образования.

2. Обязательное дошкольное образование для детей старшего дошкольного возраста является необходимостью.

Вопрос относительно обязательности получения детьми старшего дошкольного возраста дошкольного образования назревал уже давно, потому что все (в первую очередь родители) понимали, что это является необходимостью. Ведь это, прежде всего, преимущества для ребенка. Посмотрим на это с разных позиций: "ребенок и коллектив" (умение согласовывать свои интересы с другими, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи, поддержки). "Ребенок и социум" (умение общаться с другими людьми, находить правильное решение и выход из различных жизненных обстоятельств, желание для дальнейшего обучения в школе). "Развитие ребенка" (осуществляет педагог, обладающий необходимыми знаниями и обеспечивающий полноценное комплексное развитие ребенка с учетом его индивидуального развития). "Ребенок и будущее школьное обучение" (обеспечение равных стартовых условий для всех детей, физическая, психическая, нравственная, мотивационная, волевая, интеллектуальная готовность т.п.). И наверное поэтому и процент охвата детей старшего дошкольного возраста дошкольным образованием ежегодно возрастал и в настоящее время составляет 93,5%.

В принятии такого решения есть преимущества и для родителей, так как они будут уверены, что их дети получат полноценное развитие, и что для этого созданы необходимые условия и предложены различные формы получения детьми дошкольного образования.

Кроме того, практика других стран свидетельствует о положительном опыте такой работы.

3. Никаких специальных программ, а тем более учебников, о которых часто упоминается в средствах массовой информации, для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста не требуется.

Образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста организуется в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования, как государственного образовательного стандарта и программных требований.

Дошкольное образование в рамках Базового компонента осуществляется по Государственной базовой программе, которая является основной.

Дошкольные учебные заведения могут пользоваться и дополнительными программами, требования к которым определены в письме МОН от 27.05.2010 г. № 1/9-369 "О порядке разработки программ для дошкольных учебных заведений".

Перечень программ и изданий, рекомендованных для использования в работе дошкольных учебных заведений, ежегодно утверждается Министерством образования и науки Украины и публикуется в профессиональных изданиях.

В работе с детьми дошкольного возраста также могут использоваться программы (дополнительные и экспериментальные), которые одобрены для использования определенного региона научно-методическими советами областных институтов последипломного педагогического образования.

Действующие программы предусматривают задания по различным видам работы с детьми, в том числе познавательным, речевым, логико-математическим, художественно-эстетическим, физическим и социальным развитием детей.

4. Обязательность дошкольного образования для детей пятилетнего возраста не означает замену дошкольного образования на школьное обучение, дети не должны сесть за парты, как первоклассники в школе, учиться писать, читать и т.п.

Ведущей деятельностью в жизни ребенка дошкольного возраста остается игра, с помощью которой необходимо формировать у детей предпосылки учебной деятельности (соблюдение правил, умение сдерживать свои желания, если они противоречат правилам игры, обучение общаться в коллективе и т.д.).

Организация занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных) не будут дублировать школьные уроки по формам проведения, содержанию задач, методам и приемам обучения, способам организации детей, не будут подчинены только логике будущих учебных школьных дисциплин. Одной из основных задач педагогических коллективов, работающих с детьми дошкольного возраста, будет создание развивающей среды для детей, предусматривает смещение акцентов с проблемы его дидактического обеспечения на создание благоприятного пространства для развертывания детьми активного, творческого поведения в специфических для возраста видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной, самостоятельной художественной деятельности, общении со взрослыми и сверстниками и т.д.).

5. Детей старшего дошкольного возраста будут принимать в дошкольное учебное заведение в течение календарного года.

Согласно Положению о дошкольном учебном заведении, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12.03.2003 г. № 305 прием детей в дошкольное учебное заведение осуществляется его руководителем в течении календарного года. И потому это не означает, что детям старшего дошкольного возраста необходимо посещать детский сад именно с 1 сентября. Родители должны выбрать и форму привлечения ребенка к дошкольному образованию и время, когда отдавать в детский сад, учитывая при этом различные факторы, в том числе и состояние здоровья ребенка.

6. Обязательность дошкольного образования не означает, что дети должны находиться в дошкольном учебном заведении каждый день и в течение дня.

Законом Украины "О дошкольном образовании" (ст.11) по желанию родителей или лиц, их заменяющих, в дошкольном учебном заведении может устанавливаться гибкий режим работы, предусматривающий организацию разновременного пребывания детей, в том числе и кратковременного (на сегодня в Украине функционирует более 1 тыс. групп кратковременного пребывания.

7. Родители имеют право выбирать различные формы получения детьми дошкольного образования.

Оптимальный вариант, конечно, детский сад. В случае его отсутствия открываются группы для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста на базе учебных заведений или других помещений, будет осуществляться социально-педагогический патронат, а также дети могут получать дошкольное образование с помощью физических лиц, имеющих соответствующее высшее педагогическое образование и лицензию на право предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

8. Никаких документов о получении детьми дошкольного образования не предусматривается.

Положением о дошкольном учебном заведении предусмотрен перечень документов, необходимых при приеме ребенка в дошкольное учебное заведение (заявление родителей или лиц, их заменяющих, медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, справка участкового врача о эпидемиологическом окружении, свидетельство о рождении).

Прием детей в первый класс осуществляется в соответствии с приказом министерства от 07.04.2005р. № 204 "О приеме детей в 1 класс общеобразовательных учебных заведений", которым предусмотрено, что для зачисления ребенка в первый класс родителями или лицами, их заменяющими, подается на имя директора общеобразовательного учебного заведения копия свидетельства о рождении ребенка и медицинская справка установленного образца.

9. Работу с детьми старшего дошкольного возраста будут проводить педагогические работники, имеющие соответствующее педагогическое образование.

В дошкольных учебных заведениях с детьми старшего дошкольного возраста работают непосредственно воспитатели. Также - музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре, практические психологи.

К работе с детьми, которые не посещают детские сады, будут привлекаться еще и социальные педагоги, учителя школ, которые обязательно будут ознакомлены со спецификой организации работы с детьми.

10. Действия министерства.

Совместно с Институтом инновационных технологий и содержания образования, Национальной Академией педагогических наук Украины министерством будет разработан ориентир для педагогов и родителей по содержательному наполнению работы и ожидаемых достижений в развитии детей старшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации по вопросам преемственности в работе дошкольных учебных заведений и начального школы.

Информируем также, что с целью широкого обсуждения вопросов дошкольного образования пятого ноября текущего года будет проведен I Всеукраинский съезд педагогических работников дошкольного образования.

Образование.ua
31.08.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!