![]() |
Чтобы учебный процесс проходил успешно, учитель на уроке должен сочетать разные стили обучения |
Семь стилей обучения: как завоевать внимание учеников
Принято считать, что существует 7 разных стилей обучения, которые соответствуют типам восприятия учеников. Хотя у каждого есть свой преобладающий стиль, наилучшие результаты дает обучение, в котором сочетаются все стили.
В этой статье мы поговорим о том, как учитель может привлечь внимание учеников при каждом из стилей обучения.
1. Аудиальный и музыкальный стиль
Ученики любят слушать объяснения примеров и методов решений. У них может быть склонность к музыке – они обладают способностью различать ноты и тона в музыке и речи. Такие ученики больше любят групповое обучение – так они лучше понимают информацию.
Ученики, склонные к аудиальному стилю обучения, обладают такими качествами:
- обладают хорошим слухом, хорошо различают ноты и тона;
- легко отвлекаются;
- любят разговаривать с самими собой и другими, напевать мелодии.
Ученики, склонные к аудиальному стилю обучения, могут произносить слова вслух, чтобы запомнить их. Этот стиль является ключевым в обучении музыке – он помогает удерживать внимание учеников на протяжении всего урока. Однако в обучении другим предметам этот аудиальный стиль стоит использовать выборочно.
Как удержать внимание учеников, склонных к аудиальному стилю обучения
Если вы преподаете музыку, вам повезло. Вы сможете удерживать внимание учеников на протяжении всего урока. На других уроках используйте этот стиль в зависимости от ситуации.
Ключевым моментом в таком стиле обучения является тон голоса – ваш и учеников. Если вы пишете что-то на доске, прочтите это вслух. Работайте над подачей материала, чтобы ваш тон повествования был интересен ученикам. Предлагайте ученикам читать записи вслух. Слушать собственный голос интересно для ученика, а для одноклассников это может стать хорошим способом запоминания материала.
Также вы можете попробовать такие стратегии:
- записывать уроки и последующее прослушивание с учениками;
- предложить ученикам объяснить материал одноклассникам;
- устранять отвлекающие факторы в классе.
2. Визуальный стиль
Ученикам, склонным к визуальному стилю обучения, нравится пояснение понятий с помощью диаграмм и графиков. Дети любят сами рисовать графики и смотреть, как их рисует учитель. В объяснении материала таким ученикам может быть полезным использование различных цветов и форм.
Визуалы обладают такими качествами:
- любят рисовать;
- наблюдательны;
- как правило, их трудно отвлечь;
- любят планировать;
- предпочитают инструкции в виде схем и рисунков.
Как удержать внимание учеников, склонных к визуальному стилю обучения
Чтобы удержать внимание учеников, склонных к визуальному стилю обучения, вам нужно включать такие элементы, как карты, диаграммы и рисунки. Если у вас есть возможность использовать проектор, вы можете показывать презентации к урокам. На уроках географии и истории можно использовать карты, а на уроках математики – графики.
Рисунки, графики и диаграммы помогают усваивать учебный материал большинству, но не всем ученикам. Поэтому визуальный стиль обучения стоит сочетать с другими стилями. Для самостоятельной работы давайте задания разработать блок-схемы, ментальные карты и т. д.
Кроме этого, применяйте такие способы привлечения внимания:
- садите учеников-визуалов за первые парты;
- в рисунках и графиках используйте разные цвета;
- предлагайте ученикам делать записи, когда вы объясняете материал.
3. Вербальный стиль
Вербальный стиль обучения предполагает использование устной и письменной речи. Ученики, склонные к такому стилю, могут отдавать предпочтение чтению и письму, играм в слова. Также они любят учить или даже сочинять стихи. У таких учеников большой словарный запас, они понимают значение слов и применяют их в правильных контекстах.
Дети, склонные к вербальному стилю обучения, обладают такими качествами:
- они эрудированы;
- любят читать книги;
- хорошие рассказчики.
Ученики, которые предпочитают устную речь, часто в будущем становятся журналистами или писателями, менеджерами, юристами или политиками.
Как удержать внимание учеников, склонных к вербальному стилю обучения
Дети хотят делать заметки во время объяснения материала, обсуждать концепции и, возможно, делать презентации. Важно знать, какие дополнительные стили можно применять вместе с вербальным стилем. Дополнительные стили выбираются в зависимости от того, насколько общительны дети. Некоторые ученики предпочитают чтение или письмо, а некоторые – устную беседу. Учитывайте предпочтения детей и используйте их речевые способности для дальнейшего развития.
4. Логический и математический стиль
Дети, склонные к такому стилю обучения, часто выбирают карьеру в сферах ІТ, экономики или научных исследований. И иногда такой выбор не оправдан. Ученики могут обладать такими качествами:
- хорошо распознают повторяющиеся элементы;
- хорошо разбираются в цифрах;
- имеют склонность к классификации и группировке объектов.
Как удержать внимание учеников, склонных к логическому стилю обучения
Дети с математическим складом ума лучше всего усваивают материал, который им объясняют с логической точки зрения. Такой подход легко применим в точных науках, однако с другими дисциплинами это требует определенных усилий:
- история и география. Постарайтесь использовать статистические данные, связанные с отдельными темами;
- литература. С помощью метода классификации можно изучать литературные жанры. Числа помогают понять стихотворные размеры;
- музыка. Вы можете научить детей классифицировать музыкальные инструменты (духовые, струнные и т. д.) или объяснить музыкальные размеры с помощью цифр;
- рисование. С помощью логики и математики можно объяснить детям сочетание цветов.
Объясняя ту или иную тему детям с логическим складом ума, постарайтесь выстроить систему. Если у вас возникают трудности, предложите самим ученикам дополнить или усовершенствовать эту систему – им это будет полезно.
5. Физический и кинестетический стиль
Кинестетики предпочитают взаимодействовать с объектами физически. Они обладают такими качествами:
- предпочитают работу руками;
- энергичны, могут от избытка энергии барабанить пальцами по столу или качать ногой;
- общительны, предпочитают действовать, а не размышлять;
- чтение и письмо для них не являются приоритетом.
Ученики, склонные к физическому стилю обучения, составляют всего 5% детей и склонны к профессиям, которые предполагают физическую активность. Например, они могут стать пожарными или спортсменами.
Как удержать внимание учеников, склонных к физическому стилю обучения.
Главное в обучении детей-кинестетиков – правильно направить их энергию. Во время уроков таким детям нужны перерывы. Если у учителя нет такой возможности, могут помочь ролевые игры и двигательная активность в ходе урока.
Также важно физическое взаимодействие учеников. Используйте макеты объектов, о которых рассказываете на уроках, и разнообразный реквизит. Это будет полезно для кинестетиков. Дайте детям что-то, что они могут подержать в руках, - и они будут усваивать информацию лучше, чем из книг или ваших объяснений.
Также вы можете использовать следующие стратегии:
- поощряйте физическую активность на уроке (не наказывайте детей за то, что они вертятся и отвлекаются);
- приведите в порядок парты, чтобы детей ничто не отвлекало от учебы.
6. Социальный и межличностный стиль
Ученики, склонные к социальному стилю обучения, предпочитают сотрудничество и групповые формы работы. Они также могут обладать такими качествами:
- ярко выраженные экстраверты;
- обладают хорошими навыками общения;
- чуткие и склонные к сопереживанию.
Учителям важно понимать, что не все ученики, склонные к социальному стилю обучения, легко общаются. Они могут быть визуалами, аудиалами, кинестетиками, могут быть склонными к вербальному, логическому или физическому стилю обучения. Социальный стиль скорее описывает обстановку, в которой им лучше всего обучаться, а не особенности восприятия информации.
Таким образом, ученики, склонные к социальному стилю обучения, – это широкая группа учеников, среди которых могут быть значительные различия. Социальный стиль не обязательно означает, что ученики любят много говорить. Некоторые дети любят слушать в группе, а не поодиночке.
Как удержать внимание учеников, склонных к социальному стилю обучения
Используйте групповые формы работы и презентации. Например, вы можете использовать такие формы работы:
- разыгрывание по ролям исторических событий или сюжетов литературных произведений;
- решение математических задач в группах;
- обсуждение тем в группах.
Дети, склонные к социальному стилю обучения, любят делиться с одноклассниками полученными знаниями. Это может отвлекать других детей, ориентированных на индивидуальное обучение. Чтобы этого не происходило, постарайтесь направить энергию детей, склонных к социальному стилю обучения, на пользу всему классу. Давайте таким детям индивидуальные задания (например, найти дополнительную информацию по теме и поделиться ей с группой).
7. Уединенный стиль
Ученики, склонные к уединенному стилю, могут быть визуалами, аудиалами, кинестетиками, быть склонными к вербальному или логическому стилю. Если вы сможете удовлетворить потребности ученика, склонного к уединенному стилю, это гарантирует, что он будет вовлечен в учебный процесс. Такие дети часто обладают такими качествами:
- дети независимы;
- склонны к самоанализу;
- часто бывают скрытными.
Такие дети в будущем часто выбирают профессии, в которых требуется сильная самомотивация и в которых они работают в одиночку. Например, они могут стать научными сотрудниками, писателями, программистами и т. д.
Как удержать внимание детей, склонных к уединенному стилю обучения
Учителю бывает сложно удерживать внимание одного ученика, который молча сидит за задней партой. Важно вовлекать таких детей в ходе урока. Раздавайте наглядные материалы или учебники и предлагайте самостоятельно изучить материал. Так ученики, склонные к уединенному стилю обучения, смогут хорошо подготовиться и будут чувствовать себя вовлеченными.
Смешанный подход к обучению
В больших классах учителю бывает нелегко учитывать особенности всех учеников, но при этом важно использовать элементы всех стилей. Например, вы можете проводить каждый урок в другом стиле или сочетать несколько стратегий. Прежде всего вам нужно признать, что в классе есть ученики с разными склонностями. Учитывайте это, когда планируете дальнейшую работу с классом.
Освіта.ua
06.01.2022