Osvita.ua Среднее образование Современная школа 11 лет за партой вместо 12: плюсы и минусы
11 лет за партой вместо 12: плюсы и минусы

Верховная Рада приняла законопроект № 6518, который, как утверждают в Кабмине, упростит систему школьного образования

11 лет за партой вместо 12: плюсы и минусы

Согласно ему, дети должны получить один год дошкольного образования и одиннадцать лет отучиться в общеобразовательной средней школе. Но так ли хорош этот закон?

Плюсы

Стоит отметить, что часть учителей уже обрадовались такой новости. По их словам, на большие изменения от предыдущей реформы они не надеялись, ведь в программе 12-летнего обучения не было заложено профориентации – расширили только количество предметов.

"Еще родители, после окончания 9-го класса, стали отдавать детей в колледжи и техникумы, чтобы в 18 лет те получили определенные специальности. Таким образом, из школ ушли лучшие ученики. Кроме того, в совершеннолетнем возрасте молодые люди уже сами принимают решения, а иногда даже вступают в брак, влиять на них и учить сложно. Так что нововведения только улучшит ситуацию в следующем году", - считает Наталья Латуринська, учитель географии ООШ 1-3 ступеней № 9 (г. Умань).

В свою очередь, в Минобразования активно подсчитывают финансовый эффект: по предварительным подсчетам общая сумма сэкономленных денег равна 6,7 млрд. гривен. И приводят свои аргументы против старой, 12-летней системы:

  • Обучаясь по старой системе, в этом году необходимо было бы разместить в школах более 300 тысяч человек. На каждое лицо государство тратит более 6 тысяч гривен в год, что равно 1,9 млрд. гривен;
  • Увеличение расходов на подвоз детей в школу (дополнительно следовало бы привлечь более 800 транспортных единиц) - это около миллиарда гривен;
  • Создание 17,5 тысяч дополнительных учительских ставок - это более 120 миллионов гривен из государственного бюджета ежегодно;
  • Организация дополнительных компьютерных классов;
  • Увеличение количества мест в школьных столовых и буфетах на 51-ну с половиной тысячи, и количества людей, которые их обслуживают;
  • Увеличение штата медицинских работников;
  • Разграничение начальных школ со старшими;
  • Рост стоимости подготовки специалистов в профессионально-технических учебных заведениях.

Минусы

Однако, кроме вышеназванных плюсов и большого количества сторонников, у возврата к старой 11-летней системе насчитывается достаточное количество спорных моментов. Так, некоторые эксперты уверяют, что озвученная экономия не обоснована.

"Власть захотела сэкономить деньги за счет образования. Они не являются менеджерами и управленцами, способными решить сложную задачу, потому что иначе они бы сделали государственную программу, приостановили реформу и показали бы людям как и когда мы переходим к трехлетнему профильной школы", считает Лилия Гриневич, координатор направления "Общество знаний" в "Правительстве перемен".

В свою очередь народный депутат Вячеслав Кириленко напоминает, что этот закон предусматривает несколько уровней расходов. "Нужны деньги, чтоб с 12-летки вернуться в прежнюю систему, это учебники, программы, финансирование разных несогласованностей. По нашим оценкам это минимум 2 миллиарда гривен ежегодно", - уточнил Кириленко.

Кроме того, вопросы вызывает и соответствие 11-летней школьной системы образования Болонскому процессу, требующему 12 лет школьного образования. Однако, в Министерстве образования уверяют, что вступлению в Болонский процесс такие изменения не помешают. Мол, законопроектом предлагается установить, что срок полного общего среднего образования составляет 11 лет, в том числе, в общеобразовательных учебных учреждениях 1-й ступени (начальная школа) - 4 года, 2-й ступени (основная школа) - 5 лет, 3-й ступени (старшая школа, как правило, с профильным направлением обучения) - 2 года. И если добавить к этому обязательное дошкольное обучение, то получится двенадцать лет обучения, как и требует Болонская система.

Еще одним спорным моментом в законе стал пункт об обязательном дошкольном обучении. В оппозиции считают, что выполнить этот пункт невозможно.

"Для осуществления этой задачи надо очень много денег. Возможно, если бы государство было готово, это было бы неплохо сделать, чтобы в каждом селе сделать садик, даже если там один ребенок" – говорит Юрий Кармазин, народный депутат.

"Вы знаете какие очереди сегодня в Киевских садиках, они переполнены, их не хватает. У нас в Украине только 57% детей посещает дошкольные учреждения. А на сельских территориях не более 40%. Есть населенные пункты, которые вообще не имеют дошкольного учреждения. Что в министерстве не знают какая ситуация с дошкольными заведениями?", - добавляет Лилия Гриневич.

А не лучше было бы довести все до конца?

На фоне всех аргументов "за" и "против" старой-новой системы школьного образования, на удивление актуально прозвучали слова первого президента Украины Леонида Кравчука, который недавно заявил – "если уж начали внедрять реформу, то надо было довести ее до конца и сделать выводы, а не бросать на пол пути". А вам так не кажется?

Автор: Ирина Кононенко

Український Бізнес Ресурс
14.07.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!