Osvita.ua Среднее образование Современная школа Своевременность традиции гуманизма
Своевременность традиции гуманизма

Закончился учебный год, и у педагогов появилось больше свободного времени, чтобы задуматься над вечным вопросом: "Как воспитать настоящего человека в современном мире?"

Своевременность традиции гуманизма

Чтобы найти ответ, Национальная академия педагогических наук вместе с международной общественной организацией "Платформа "Диалог Евразии" организовали в Киеве украинско-турецкую философско-педагогическую конференцию "Григорий Сковорода и Фетхуллах Гюлен: своевременность традиции гуманизма".

Гарантией высокого уровня проведения конференции стал уже сам состав организационного комитета, в который вошли профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко Сергийчук В.И., сопредседатель Платформы "Диалог Евразия" Харун Токак, начальник отдела философско-методологических проблем инновационного развития человека Института одаренного ребенка НАПН Украины, профессор Ильин В.В., писатель, востоковед, главный редактор журнала "Украинский мир" Шокало О. А., координатор Платформы "Диалог Евразия" в Украине Гекхан Демир и научный сотрудник Института одаренного ребенка НАПН Сагалакова А.Б.

Что общего может быть во взглядах двух философов, разъединенных столетиями и культурными традициями? Григорий Сковорода, живший в восемнадцатом веке, на собственном примере открывал людям практические знания, как человек может познать свою сущность, чтобы жить в гармонии с собой и миром. В двадцать первом веке Фетхуллах Гюлен, которого авторитетное американское издание "Foreign Policy" включило в двадцатку живых публичных интеллектуалов мира, в своих работах показывает, как сохранить человеческую сущность в современном глобализированном мире.

В приветственном слове Президент Национальной академии наук Украины, профессор Василий Кремень акцентировал внимание на созвучности духовной культуры Украины основным интеллектуальным достижениям западноевропейской культуры: "Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что украинская духовная культура имеет свой национальный "тембр голоса", и ее выдающиеся представители оставили блестящие философские прозрения, которые в ХХ веке были подхвачены, переформулированы и развиты в парадигме современного мышления, согласно с требованиями нашего времени".

Сопредседатель Платформы "Диалог Евразии" Харун Токак заметил, что главным заданием философов и педагогов современности является научить людей диалогу, показать путь, которым люди разных культур и религий могут образовывать общий гармоничный мир будущего. И пример этих двух выдающихся мыслителей – Григория Сковороды и Фетхуллаха Гюлена, которые не только сформулировали свои философские взгляды, но и показали их воплощение своей жизнью, является очень актуальным сегодня.

Современное понятие гуманизма не должно быть эгоистическим. Профессор университета Билькент (Турция) Хильми Явуз в своем выступлении остановился на трансформации понятия гуманизма от времени его возникновения в эпоху Ренессанса до сегодня. В современном мире идея гуманизма стала глобальнее – уже не сам человек является его объектом, а отношения между людьми. Именно такую трактовку гуманизма предлагает мыслитель Фетхуллах Гюлен. Гуманизм должен стать основой диалога между людьми. "Это радикальный поворот в гуманизме, - замечает Х. Явуз, - однако другое понимание гуманизма в современном мире было бы односторонним и неполным".

Говоря об общности идей С. Сковороды и Ф. Гюлена, Олексадер Шокало акцентировал внимание на том, что практические философские учения этих мыслителей  роднит любовь к духовной сущности человека: "Все проходит, а любовь остаётся после всего» (Г. Сковорода); «В человеке есть только одна сила, способная заставить его забыть о том, что ничто не вечно…– это истинная любовь" (Ф. Гюлен).

Традиции гуманизма в украинской и турецкой культурах, духовные ориентиры традиционных ценностей национальных культур в условиях глобализации, межкультурный диалог, как способ обеспечения совместного саморазвития народов, педагогика как искусство воспитания, непосредственный моральный пример преподавателя в формировании личности – вот темы, которые рассматривались на конференции в процессе поиска рецепта морального воспитания в современном мире.

Автор: Ульяна Баукова

Образование.ua
11.06.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!