Как предотвратить выгорание учителя во время пандемии COVID-19

В условиях дистанционного обучения учителя испытывают хронический стресс, что может привести к эмоциональному выгоранию

Как предотвратить выгорание учителя во время пандемии COVID-19

Во времена пандемии COVID-19 общество сталкивается со многими беспрецедентными ситуациями. Возникают новые потребности, и на них нужно немедленно реагировать. В частности, большие изменения в период карантина происходят в системе образования. Эффективность учебного процесса во многом зависит от учителей. Крайне важно, чтобы администрация школ заботилась об учителях – ведь, в конечном счете, от этого получают большую пользу и ученики.

Когда у учителей нет необходимых ресурсов для работы и особенно когда объем работы учителей при этом повышается, они испытывают постоянный стресс. В свою очередь, это приводит к эмоциональному выгоранию. 

Учителя, подверженные выгоранию, менее эффективны в своей профессиональной деятельности. Они реже общаются со своими учениками, в результате этого у последних снижается успешность. 

В мае канадские психологи провели исследование с целью узнать, как можно поддержать учителей в период пандемии. Среди учителей был проведен опрос: каждому из участников задавали 92 вопроса, связанных с эмоциональным выгоранием, личной эффективностью, стрессом, отношением к происходящим изменениям и т.д.  

Исследование показало, что учителя, пребывающие в состоянии стресса длительное время, выгорают. Однако, если сбалансировать требования к работе учителей и ресурсы, выгорания не происходит. 

В результате исследования психологи пришли к таким выводам.

Наибольший стресс у учителей в их работе вызывает забота об учениках

Психологи пришли к выводу, что учителя заботятся о своих учениках даже вне учебного процесса. В период пандемии учителя переживают за здоровье своих учеников и их академическую успеваемость.

Когда учителей, принявших участие в исследовании, спросили, что в работе вызывает у них наибольший стресс во время карантина, большинство из них назвали недостаток контакта со своими учениками. Учителя беспокоились за то, чтобы ученики были здоровы, нормально питались и чувствовали себя в безопасности.

От того, что учителя не имеют возможности наблюдать за каждым своим учеником, у них усиливается беспокойство. Учителя тревожатся из-за того, что не уверены, что все их ученики в порядке.

Особое беспокойство вызывают дети, от которых не было ничего слышно с того момента, как школы были закрыты на карантин. Некоторые учителя в таких случаях даже ходили к своим ученикам домой, чтобы убедиться, что с ними все в порядке. 

Один из опрошенных учителей сказал: «Больше всего я беспокоюсь за то, как справляются с пандемией ученики и их семьи. То, как они учатся во время карантина, тревожит меня гораздо меньше».

Учителя видят, что у детей нет равного доступа к школьному образованию

В ходе опроса учителя указывали, что не все дети могут свободно посещать школу и пользоваться своим правом на школьное образование. Некоторые из опрошенных учителей говорили, что среди их учеников были и дети из малообеспеченных семей: «Эти ученики иногда оставались голодными весь день, не говоря уже о том, что дома у них не было доступа к Интернету. А без этого невозможно учиться дистанционно». Даже детям, у которых базовые потребности удовлетворены, родители оказывают неодинаковую поддержку.

У некоторых детей есть особые потребности, и поэтому им требуется дополнительная поддержка в процессе обучения. Однако не все они получают эту поддержку из-за того, что их родители постоянно находятся на работе, ухаживают за младшими детьми и т.д. Многие из опрошенных учителей считают, что они должны помочь детям с особыми потребностями преодолеть это неравенство. Кроме традиционных консультаций онлайн некоторые учителя индивидуально помогали таким ученикам.

В использовании инструментов для дистанционного обучения стоит придерживаться принципа: «лучше меньше, да лучше»

В результате исследования психологи пришли к выводу: лучше всего предоставлять учителям всего несколько знакомых им инструментов дистанционного обучения, а затем постепенно усложнять задачи. Если учителям сразу предоставляли образовательные сайты, платформы для обучения и т.д., они воспринимали их не как ресурсы, а как дополнительную нагрузку. Это приводило их к еще большему выгоранию. 

Может показаться нелогичным, что в период карантина лучше использовать ограниченное количество образовательных ресурсов, но результаты исследования свидетельствуют именно об этом. Учителя, которым изначально позволили снизить требования и использовать знакомые инструменты обучения, были меньше подвержены выгоранию. Когда учителя освоились в новых условиях, они освоили новые ресурсы и постепенно внедрили их в учебный процесс. 

Поэтому в период второй волны пандемии более эффективным будет сначала снизить требования к учителям и не требовать от них использовать большое количество онлайн-инструментов. Внедрять их следует постепенно.

Поддержка со стороны администрации школы и родителей важна для учителей

Исследование показало, что учителя, которых поддерживала администрация школы и родители, лучше справлялись с новыми условиями работы. Опрос подтвердил это. Многие учителя говорили, что в начале карантина они чувствовали неуверенность и эмоциональное истощение, что негативно влияло на их эффективность и уверенность в себе. 

Учителя, которые в такой период чувствовали контроль и давление со стороны администрации школы и родителей, хуже привыкали к новым условиям учебного процесса. И наоборот, учителя, которые чувствовали поддержку и прислушивались к собственным эмоциональным потребностям, лучше справлялись со стрессом и адаптировались к новым условиям.

Учителя хотят заинтересовать учеников дистанционным обучением, и в этом им может помочь профессиональное сотрудничество

В ходе опроса многие учителя говорили, что они обеспокоены тем, что им становится труднее заинтересовывать учеников во время карантина. Также многие из них говорили, что им труднее организовывать учебный процесс, не имея возможности наблюдать за учениками и контролировать их. 

Некоторые учителя отмечали, что сотрудничество с коллегами помогало им заинтересовывать учеников. Учителя нескольких предметов объединяли свои усилия, чтобы использовать в изучении отдельных тем знания из других наук и разрабатывать междисциплинарные задания для учеников. 

Чтобы в период дистанционного обучения дети получали такое же качественное образование, как и в классе, администрация школ должна поддерживать учителей и помочь им избежать эмоционального выгорания. От этого выиграют все участники учебного процесса. 

Освіта.ua
26.10.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев