Osvita.ua Среднее образование Современная школа Школа жести
Школа жести

В отечественных школах опять дисциплина - только теперь порядок устанавливают ученики. За скучный урок, излишнюю мягкость и невысокий социальный статус школьники унижают и оскорбляют своих учителей

Школа жести

Пока в столичной школе №309 в районе Позняки идут уроки, несколько старшеклассников проводят время в школьном дворе. Досуг прогульщики скрашивают литровым пакетом дешевого портвейна и несколькими литрами пива.

Подростки уверены, что за прогул их ожидает максимум запись в дневнике, за которую пожурят родители. Отлично усвоив свои права, нынешние школьники обязанностями пренебрегают.

"Раньше в советское время школьники сильно зависели от учителей, существовала своеобразная диктатура. Сегодня старые нормы перестали работать, а новые еще не выработаны", - полагает Владимир Паниотто, директор Киевского международного института социологии.

Отсутствие новых норм заполняют выработанные самими тинейджерами уродливые формы.

Ученики 309-й охотно рассказывают о своих взаимоотношениях с педагогами. "Учительницу английского, выходившую из кабинета, облили самогоном, - вспоминает, не называя своих имени и фамилии, один из парней и при этом делает глоток спиртного. - А что она сделает? Мы зимой приносили шары снега в класс и кидали в нее".

Его приятель, стоящий рядом старшеклассник Леонид, живо рассказывает, как "веселья ради" являлся на урок, накурившись марихуаны. "Училка что-то говорила, а я смеялся, ничего не понимал", - с улыбкой вспоминает он.

Вседозволенность и даже открытая агрессия подростков по отношению к преподавателям становятся нормой во многих учебных заведениях. На этом фоне бледнеет нашумевший российский сериал о подростках Школа, хотя его перипетии многие считали скандальной выдумкой.

Остроту проблемы признает и министр образования Украины Дмитрий Табачник. "Хуже всего правовое бесправие учителя, - комментирует он ситуацию Корреспонденту. - Он не защищен от агрессии несовершеннолетних и унижения родителей".

А основатель частного лицея Гранд Михаил Спиваковский уверен, что часть вины лежит и на самих учителях, а также внутришкольных порядках, основанных на подавлении. "Учитель сегодня безнадежно отстал от ученика, - рассуждает он. - Педагоги старорежимные и они переносят враждебный совковый менталитет на новое поколение".

Униженные и оскорбленные

Воспитанники 303-й киевской школы, что на Харьковском массиве, затягиваясь сигаретами Chesterfild в школьной курилке, стихийно организованной на заднем дворе, с энтузиазмом описывают свои учебные будни. "Сфотографировали учителя на уроке, выложили в интернет и подписали: Лох", - гордится подвигом девятиклассник Юра.

Подростки тут же наперебой объясняют, за что педагог снискал такую славу - выясняется, за излишнюю мягкость. Но это не единственный грех, за который педагогов карают их ученики. Если школьникам лекция кажется малоинтересной, учительницу могут оборвать фразой: "Ты что офигела?", делятся опытом школьники из 303-й.

У Спиваковского тому есть объяснение: "Учитель перестал быть единственным источником знания, и поэтому уважения к нему стало меньше".

Впрочем, в черный список к несовершеннолетним хамам зачастую попадают учителя с далеко небезупречной репутацией. Так, по словам учеников 303-й школы, одна из преподавательниц "может выпившая прийти на урок" и тогда ее просто никто не слушает.

Пассивный протест против скучного урока или несимпатичного преподавателя - это только цветочки, считает 27-летний учитель истории Олег Чайка. "Я сталкивался с подростковыми угрозами порезать где-то в подворотне (за плохую оценку)", - делится он своим педагогическим опытом.

Поскольку школа находится в центре столицы и дети тут, по его словам, в основном из "обеспеченных интеллигентных семей", то дальше слов дело не пошло. "Если бы я работал где-то на Южной Борщаговке, вполне возможно, одними угрозами бы не отделался", - рассуждает Чайка.

Среди любителей выводить педколлектив из равновесия историк выделяет именно отпрысков благополучных родителей: "Как правило, это умные начитанные дети". Мол, именно такие "несредние умы" способны осознанно и изощренно вести "подрывную деятельность" против учителей.

Школы городских окраин и больших спальных районов выделяются более массовым и разнузданным беспределом. "Из самых безобидных шалостей - развинтить болты на стуле так, чтобы, садясь, учитель непременно упал, - вспоминает Владимир Домарацкий, отработавший полтора года после окончания педвуза в 237-й школе Киева, расположенной недалеко от станции метро Харьковская, а теперь учитель истории в другой столичной школе № 296. - Но были и такие, кто позволял себе пить пиво прямо на уроке".

Тут же Домарацкий вспоминает, как во время перемены ученики запустили в учителя вазоном с цветами.

Со старшеклассников берет пример малышня: ученики шестого класса коллективно заплевывали из трубочек учительницу, которая то ли из робости, то ли по доброте душевной не смогла их поставить на место, вспоминает реалии школы спального района Домарацкий.

Зато последний писк школьной моды - снятое на мобильный видео с участием учителей и выложенное в интернете - все же более гуманная форма по отношению к педколлективу. "Старшеклассники сняли на уроке фильм, когда я отчитывал одну из девочек. А сверху наложили озвучку в стиле (украинского писателя-сатирика, известного своим использованием ненормативной лексики) Леся Подервянского, но благо, без матов", - описывает Чайка "кино" со своим участием, которое обнаружил во Всемирной сети.

Хорошо и плохо

Чайка уверен, современные школьники совсем не знают, что такое хорошо и что такое плохо, зато отлично проштудировали, что взрослым можно и чего нельзя в отношении детей. "Нельзя выгнать ребенка из класса - это нарушение его конституционных прав, - говорит учитель о том, что сегодня отлично известно тинейджерам. - Ведь таким образом педагог мешает его реализации права на получение образования".

Учитель беззащитен в конфликтной ситуации, которую затеяли школьники, отмечает киевский психолог Юрий Калашников, поскольку образовательные структуры стоят прежде всего на защите прав ребенка. "Ему (педагогу) не с кем проконсультироваться и не к кому обратиться за помощью, - объясняет он. - В педагогических вузах не изучают конфликтологию на практике".

Подростки и интуицией, и разумом понимают это и используют слабину для выражения агрессии, полагает Домарацкий: "Дети наглые, потому что хорошо знают свои права и не знают обязанностей. А учитель - это некто, кто просто бубнит".

Дети чувствуют малейшую фальшь в характере учителя и со свойственным им максимализмом стремятся наказать его за это. Они чаще ведут себя по-хамски с теми педагогами, у которых преувеличенный имидж правильных и высокоморальных, уверяет Калашников. "Они видят несоответствие - человек играет определенную роль, а в душе не такой", - говорит он.

Психолог вспоминает случай из своей практики, когда школьник мотивировал свое провокационное поведение так: "Чтобы все видели, что они (учителя) не такие хорошие!". Калашников уверен: учитель должен в первую очередь быть интересной личностью.

Спиваковский считает, что детям в обычной школе просто не с кого брать пример. Получающие крошечную зарплату учителя для учеников - не авторитет, констатирует он и тут же приводит положительный пример: "Частные школы имеют возможность создать особую среду проживания, где безобразия и хулиганства гораздо меньше".

Однако и в частных учебных заведениях тоже есть свои подводные камни: "Там кто платит деньги, тот и музыку заказывает, - замечает Чайка. - Любой ребенок может подойти и сказать (учителю): "Это я буду делать, а это нет".

Юрий Шукевич, директор киевского Финансового лицея, подростковый беспредел последнего времени связывает с кризисом домашнего воспитания. По словам педагога, отец одного из его учеников так оправдывался за грубое поведение сына: "Что вы хотите? Я неделями не бываю дома!". Шукевич приводит печальную статистику: в Украине на общение с ребенком родители в среднем тратят 5-7 мин. в день.

Молчание во вред

Современные школьники уже давно не трепещут перед разъяснительными беседами в стиле Макаренко, да и в наказание со стороны правоохранительных органов не верят, замечают эксперты. Поэтому учителю остается одно - терпеть издевки, единодушны они.

К тому же милиция не ведет учет хулиганских правонарушений, совершаемых в стенах школы. Причем за шалости наказывают не несовершеннолетнего хулигана, а его родителей. И то лишь штрафом в размере до 340 грн.

"Повлиять на выкладку видео оскорбительного характера невозможно, ведь этот процесс не регламентируется законодательно", - добавляет Николай Гулевич, старший оперуполномоченный департамента криминальной милиции по делам детей МВД Украины.

Интернат строгого режима или надзор детской комнаты милиции светят юным правонарушителям только в особо тяжких случаях - изнасилования, убийства или телесных повреждений. А на деле это просто "страшилки", уверен учитель Чайка.

"Детской комнатой милиции могут только пугать, - говорит он. - Никто этим не будет заниматься. Максимум могут отвести к психологу. На этом все закончится до следующего привода".

Да и руководители школ выносить сор из избы не спешат. Киевский учитель права, не пожелавший назвать свое имя, вспоминает случай, когда девятиклассники пытались изнасиловать девочку в школьной раздевалке, а когда дошло до разбирательства, страх перед вышестоящим начальством заставил директора замять дело. Любое происшествие, даже если в нем непосредственно не замешаны педагоги, влечет за собой многочисленные проверки не только районо, но и прокуратуры.

Министр Табачник уверен: чтобы учитель мог свободно вздохнуть, школу нужно освободить от "бесконечных и бестолковых проверок и жестокого командного стиля самодовольных начальников".

"Европейские школы имеют гораздо больше самостоятельности, - сравнивает Шукевич, выступающий за финансовую, техническую и учебную автономию школ. - Ведь если школа станет более независимой, педагоги перестанут бояться открыто заявлять о своих проблемах".

А милиционер Гулевич советует учителям в любом случае бить тревогу и открыто заявлять о случаях подросткового беспредела, иначе повлиять и наказать виновных будет невозможно. "Молчание одного учителя - проблема для всего коллектива, - резюмирует известный украинский правозащитник Эдуард Багиров. - Нельзя допустить нарушения детьми прав взрослых".

Анна Солунина (Корреспондент, № 17, 7-13 мая 2010)

korrespondent.net
11.05.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!