Osvita.ua Среднее образование Современная школа Эксперт: финансирование - главная проблема школьного образования
Эксперт: финансирование - главная проблема школьного образования

Состояние украинского образования сегодня является одной из наиболее болезненных и резонансных тем - ее обсуждают как чиновники, так и простые украинцы

Эксперт: финансирование - главная проблема школьного образования

В шумном хоре различных мнений, высказываемых по этому поводу, не всегда слышен голос тех, кого следовало бы выслушать в первую очередь - людей, работающих в области образования, которые видят ее состояние "изнутри".

Валерий Пономаренко, депутат Киевсовета, председатель Комиссии по вопросам образования и науки Киевского городского совета, ответил на некоторые вопросы.

Какие, по вашему мнению, главные причины существующих проблем в образовательной сфере?

По моему мнению, корень многих проблем в образовании города Киева - перебои с финансированием из-за экономического кризиса и все еще не принятого городского бюджета. Причины веские, но на образовании экономить нельзя. Сейчас наша комиссия занимается рассмотрением и решением острых вопросов в ожидании принятия городского бюджета - потом мы уже будем видеть, какие средства нам выделят, и будем работать исходя из этого.

Каким именно вопросом сейчас уделяет внимание комиссия в первую очередь?

Первый вопрос - это заработная плата учителей. Пока эта проблема более-менее решалась благодаря тому, что районные управления образования г. Киева, на содержании которых находятся школы, брали ссуду в госказначействе. Благодаря усилиям комиссии на этот год была сохранена 20-процентная надбавка к заработной плате педагогам и 50-процентная директорам школ за счет бюджета г. Киева, однако с февраля начались перебои с выплатой этих надбавок. Поэтому мы практически на каждом заседании постоянной комиссии по вопросам образования и науки рассматриваем вопросы заработной платы и пытаемся их решать даже в условиях отсутствия бюджета.

Второй вопрос, который требует постоянного внимания, - состояние выполнения централизованных программ, финансируемых за счет городского бюджета (замена окон во всех школах на металлопластиковые, ремонт крыш, ремонт пищеблоков, оборудование на современном уровне специализированных кабинетов. В этом году все эти программы не финансируются и практически остановились, а как мы можем требовать качественного образования, если не можем обеспечить методическое оснащение? В ближайшее время главное управление по вопросам образования и науки КГГА предоставит отчет по выполнению муниципальной программы "Освита" - выясним, что уже выполнено, что осталось, и что нужно сделать, чтобы эта программа сдвинулась.

А как обстоят дела с плановыми ремонтами в школах?

Положение дел здесь плохое. В Киеве около 15 школ находятся полуаварийном состоянии. Их не называют аварийными только потому, что аварийные школы надо закрывать. В этих школах практически невозможно сохранять тепло, там текут крыши, часто случаются аварии на коммуникациях. Этим зданиям уже по 30-50 лет. У нас есть программа их ремонта, но нет финансирования - соответственно, работы не проводятся, а ситуация со временем ухудшается.

Впрочем, проблема заключается не только в задержках финансирования и его недостаточности, но и в нерациональном использовании средств. Деньгами, которые сегодня выделяются на школы из районных бюджетов, распоряжается не школьная администрация, а районные управления образования. Причем тендеры на проведение ремонтных работ и закупку материалов приводятся непрозрачно, закрыто и без участия директоров школ. То есть директор не знает, что именно и в каком количестве ему выделят. В прошлом году я лично письменно обращался в городское и районные управления образования, чтобы присутствовать во время процедуры проведения этих тендеров, но мне не предоставили такой возможности.

Из-за отсутствия бюджетного финансирования ремонты школ сегодня осуществляются преимущественно за счет родителей...

И не только ремонты. Сейчас почти в каждой школе действует система "добровольных взносов" - иными словами, поборов. Понятно, что нужно делать ремонт или покупать школьную мебель и дополнительные учебники, и в условиях отсутствия бюджетного финансирования это ложится на плечи родителей. Но проблема заключается в том, что это явление уже стало массовым, в нем нет ни системности, ни подхода, ни прозрачности.

Директора школ требуют от родителей вносить средства, создают определенные трудности при поступлении в школу, которые можно решить с помощью "благотворительного взноса".

Как правило, поборы осуществляются от имени инициативной группы родителей, но управляет ими школьная администрация. И в некоторых школах эти взносы уже выросли до таких сумм, что уже непосильны для родителей - от 300 до нескольких тысяч долларов, а родители боятся об этом публично заявлять, чтобы это не повредило их детям.

К нам поступает много жалоб от родителей, и наша комиссия уже занимается этой проблемой - я лично зачитаю на сессии Киевсовета официальный запрос по этому вопросу и обращусь в главное управление образования городской администрации и в районные управления образования г. Киева. Если они на это не отреагируют - сделаю запрос в прокуратуру. Пусть правоохранительные органы разбираются, что за фонды создаются и какие средства в конвертах ходят без налогообложения, без прозрачности, без публичности. Уверен, что там есть много нарушений.

Кроме ремонтов, школам в нынешнее время нужна и охрана...

Да, вопросы охраны школ стоят чрезвычайно остро - сейчас каждая школа обеспечивает (или не обеспечивает) ее по своему усмотрению. По моему мнению, решать эту проблему должен город - систематизировано, централизованно и одинаково для всех школ. Кроме охраны, во многих школах не хватает медработников, хотя почти всюду имеются оборудованные медицинские кабинеты.

Также в нашей комиссии постоянно поступают инициативы и предложения от украинских производителей и поставщиков школьного оборудования, которое сегодня практически не покупается, хотя оно может составить достойную конкуренцию импортной продукции. Мы, конечно, рекомендуем главному управлению образования КГГА обратить на это внимание, но пока ничего в этом направлении не делается.

Как вы оцениваете положение дошкольного образования в Киеве?

К сожалению, в этой области проблем также хватает. Во времена прошлой власти почти 120 детских садов были проданы, приватизированы, перепрофилированы - то есть они исчезли как дошкольные учебные заведения. В последние несколько лет рождаемость возросла и проблема обострилась - людям просто некуда девать детей, сады переполнены. Нам нужно, как минимум, по одному садику (лучше по два, но это маловероятно) построить в каждом из густозаселенных спальных районов. К сожалению, строительство новых садиков сейчас почти остановилось из-за отсутствия финансирования. Частные заведения проблему не решают - цены там довольно высокие, и не все родители могут позволить себе отдать туда ребенка. Мы способствуем частным детсадам в плане уменьшения платы за землю, коммунальные услуги (так как им выставляют тарифы, как коммерческим организациям, чтобы они могли уменьшить плату, которую вносят родители).

Кроме того, в области дошкольного образования остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров - на должность воспитателя в детсаду сейчас желающих немного. Выпускники вузов по данной специальности работать не хотят, ищут более высокооплачиваемую работу. И это неудивительно - у начинающего педагога заработная плата 1500 грн, у опытного педагога с дополнительной нагрузкой - 3000 грн, но этого совершенно недостаточно. На эту проблему необходимо обратить внимание на общегосударственном уровне. Сейчас идет активная дискуссия относительно предоставления статуса госслужащего врачам и педагогам - если этот законопроект будет принят, то их заработная плата значительно увеличится.

Что бы вы предложили для усовершенствования системы финансирования образования?

Европейский опыт показал, что наиболее успешно средства на образование используются тогда, когда они закреплены за ребенком. Т.е. на обучение одного ребенка выделяется определенная сумма из бюджета. Ребенок пошел в школу - эти средства направляются за ним в эту школу, перешел в другую - соответственно, средства начали поступать туда. Таким образом, каждая школа получает финансирование в соответствии с тем количеством детей, которое в ней учатся.

Такая система позволяет сделать прозрачным школьный бюджет и способствует появлению здоровой конкуренции между школами, а также делает доступным обучение в частных учебных заведениях - ведь по крайней мере часть стоимости обучения будет оплачивать государство. Все эти факторы значительно повышают качество образования, и мы сейчас активно работаем над тем, чтобы такой законопроект был принят.

Правда для нормальной работы такой схемы необходимо, чтобы школы сами могли распоряжаться средствами, которые они получают, а для этого они должны быть юридическими лицами, иметь свои счета в госказначействе. Сейчас мы проводим эксперимент по предоставлению такой финансовой самостоятельности отдельным школам – надеемся, его результаты будут удачными и мы сможем в дальнейшем усовершенствовать систему финансирования образования и, следовательно, повысить ее качество.

По информации Пресс-службы Киевской городской организации Народной Партии.

Образование.ua
20.04.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!