Osvita.ua Среднее образование Современная школа Почему школьники боятся школьных сочинений
Почему школьники боятся школьных сочинений

Беседовала с одной одиннадцатиклассницей. Девушка готовится к поступлению в университет, занимается с репетитором. Я попутно поинтересовалась, что она сейчас с репетитором проходит

Почему школьники боятся школьных сочинений

"Мы уже язык почти выучили, - отвечает. - На очереди самое сложное - литература и обучение писать сочинения. Девушка призналась, что за одиннадцать лет сочинения в школе самостоятельно писала считанные разы. Зачем это, когда есть куча сборников и Интернет? О поступлении не волнуется, репетитор пообещала, что через несколько месяцев научит ее писать сочинения.

Учебный год выходит на финишную прямую. В этом году все выпускники школ станут студентами только через прохождение ВНО. И все без исключения будут сдавать тестирование по украинскому языку и литературе. Общаясь с выпускниками, заметила, что именно литература и творческое задание более всего их волнует. Дети, приученные к списываниям, не могут самостоятельно писать сочинения.

Дайте современную тему, и мы скажем все, что думаем!

Я сделала мини-опрос среди учащихся. "Списываете ли вы сочинения из вспомогательных источников?". Из десяти опрошенных, семеро ответили - "в основном да". Трое указали категорическое нет.

"Если умеешь выражать свои мысли на бумаге, значит можешь аргументированно убедить человека в живом общении, а умение убеждать является важным в жизни", - говорил одиннадцатиклассник Роман Кривун, один из немногих моих респондентов, который сочинения пишет самостоятельно.

Однако, выпускница Марьяна говорит, что за всю свою школьную историю творческое задание писала самостоятельно несколько раз. "Я просто не хочу браться за неинтересные или непонятные для меня темы, - говорит она. - Как я могу описать видение будущего государства, если я еще своих планов на будущее толком не знаю. Дайте нам интересные творческие задания, задайте написать о том, что мы по собственному опыту знаем, и мы это сделаем".

"Школьных сочинений самостоятельно не писала, потому что у нас этого и не требовали. Учительница откровенно нам сказала: "Я знаю, что вы все спишете, что ж, главное, чтобы сочинения были в ваших тетрадях", - делится мыслями Марьяны одноклассница Елена Дячишин.

На одном из интернет-форумов велась дискуссия на тему школьных сочинений. Сторонников и противников творческих заданий набралась примерно одинаковое количество. Мнения у всех в основном одинаковы. "Творческие" благодарили учителей, которые побуждали их к этому. "Нетворческие" говорили, что учителя не оценивают их собственного мнения, а хотят слышать то, как пишет критика. Зачем тогда стараться. Они им и дают критику в неизмененном варианте.

Боятся, что их мнение окажется ошибочным

У учителей на этот счет свое мнение. "Редко дети пишут сами, - говорит учитель зарубежной литературы Раиса Билаш. - Среди причин, а их много, недостаточно продуманная программа. На изучение зарубежной литературы предусмотрено 2 часа в неделю, а программа настолько насыщенная, что успеваем лишь поверхностно ознакомиться с литературным произведением. Почти нет времени на обсуждения и дискуссии. Конечно, при таких условиях ученик не может сформировать собственного мнения и выполнить творческое задание".

"Ребенок не пишет сочинение самостоятельно, потому что не знает, как это делается, - считает психолог Кристина Богатырева. - Для него это своеобразный шаг в неизвестное, он не знает, что ему за это будет, а вдруг накажут? Либо писать свое мнение, либо все должно быть стандартизировано. Это особенности нашей школьной программы. Она ориентирована на запоминание, не развивает фантазию. Хорошо, когда родители вместе с детьми принимают участие в написании творческих заданий, думают, как обосновать свое мнение, какие аргументы использовать. Создайте совместно "каркас" произведения, и дайте возможность ребенку добавить к нему что-то свое. Это для него легче, чем писать сочинение полностью. Наконец, даже если папа или мама сами написали для своего ученика сочинение, это лучше, чем бы он его списал из книги или Интернета. Он имеет хороший пример, увидит, что это - труд, а для достижения цели надо приложить усилия".

По мнению писательницы Марии Кривенко, речь идет не просто о неумении детей высказываться, а о кризисе. "Те ученики, с которыми я общалась, в школе сочинения просто не пишут, они их списывают. Как по мне, то ни школьная программа, ни творческие задания на ВНО не дают возможности детям высказаться на свободную тему. Все загнаны в узкие рамки. Есть тезис - обоснуйте или опровергните его. Да и сам тест предполагает скорее не знания, а кивок головой - да - нет. У детей формируется чисто предметное мышление, и вовсе не развивается даже минимальное философское".

По мнению писателя Андрея Кокотюхи, сочинения совсем не способствуют творческому развитию. "Все по шаблону - Шевченко гений, Леся Украинка - гений, но женского пола. Не должно быть произведений на заданную тему. Прекрасно было бы, если учащемуся позволяли выбрать из периода литературы писателя и произведение и написать свое мнение. Закладывая в тему тезис о гениальности того или иного автора, воспитываем двойную мораль. Возможно, учащемуся не нравится творчество этого писателя. В школе мне было интереснее сочинения не писать, а записывать курьезы в сочинениях своих одноклассников. Учителя озвучивали это на уроках, а я записывал в специальные книжечки. Они у меня и остались.

Сочинения я писать не любил, несмотря на это, писал их на одну тему по восемь штук: для себя и для того парня, который без ошибок даже списать не мог ... Кстати, возможно, именно это помогло мне удерживать высокую работоспособность сегодня, когда я могу одновременно работать над несколькими книгами".

Писательница Мария Людкевич настроена более оптимистично. Она ведет литературную студию "Родничок", проводит творческие встречи в школах. "Все зависит от учителя, поощряет ли он детей к написанию сочинений, уважает ли мнение детей. Заметила, лучше всего это удается тем учителям, которые сами пишут. Когда выступаю в школе, всегда находится несколько детей, которые со временем приходят в студию. Сейчас среди детей больше прозаиков, пишут интересные произведения интересуются фэнтези".

"Письменное задание, которое дети выполняют во время Внешнего независимого оценивания - нельзя считать вполне творческим. Это несколько другой формат, который называется - собственное высказывание, то есть умение в пределах 200-250 слов поддержать или опровергнуть какое-нибудь полемическое мнение, - считает профессор кафедры украинской литературы, Львовского национального университета имени Ивана Франко Валерий Корнийчук. - Такой вид работы отвечает духу современности. Когда выпускные и вступительные сочинения писали несколько часов, они были большими по объему. Конечно, многие списывали. Во время ВНО списывание невозможно, тема высказывания – никому неизвестна. И в этом главная трудность для школьников, которые в школе привыкли пользоваться шпаргалками, а учителя закрывали на это глаза. Мудрый учитель должен готовить своих учеников к такому виду работы: давать им подобные задачи, выполняя которые, надо обосновать, аргументировать и иллюстрировать определенный тезис, сформулировать выводы. Желательно, чтобы они делали это не дома, а во время урока, когда под рукой нет вспомогательных материалов. Грамотных учеников можно за несколько месяцев научить писать такие высказывания. Главное - четко и последовательно придерживаться заданной структуры текста, писать не слишком длинными предложениями, не повторять однотипные слова, пользоваться синонимами. По моим наблюдениям, абитуриенты теперь лучше выполняют такие задачи, поскольку сегодня словарный запас большинства учеников становится богаче, они более четко высказывают свое мнение".

Современная молодежь, не менее творческая, чем предыдущее поколение. Просто запросы и интересы у нее другие. И это нормально, вот только не совсем вписываются они в закостенелую структуру школьных программ.

Високий Замок
03.03.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!