Osvita.ua Среднее образование Современная школа Диалогика – императив инновационной педагогики
Диалогика – императив инновационной педагогики

В диалогике заложены мощные механизмы формирования духовного мира личности

Диалогика – императив инновационной педагогики

Диалогика – наука о диалоге, логика диалога – одно из направлений современной науки, которое называется также философией Встречи. В диалогике преодолеваются крайности индивидуализма, абсолютизирующего уникальность человека, и коллективизма, растворяющего человека в коллективе. Она выражает отношения между личностями и способствует познанию человека.

Идеи диалогики развивались в ряде направлений философии: в феноменологии, экзистенциализме, герменевтике, неотомизме; определенный интерес они вызвали и в советской философии и прежде всего развивались таким многосторонним философом, как М. Мамардашвили.

Одним из основных в диалогике является понятие Встречи. Встреча – это диалог между двумя личностями, «Я» и «Другой», «Я» и «Ты». «Я» – это результат выделения человеком себя из окружающей среды, позволяющий ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, переживать целостность и тождественность с самим собой как в отношении прошлого, так и в отношении настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении, благодаря которым субъект отделяет свое «Я» от «не-Я». Сущностными характеристиками «Я» являются духовность, свобода и ответственность, способность взаимодействовать с Другими, а также «бытие-для-Другого».

Быть-для-Другого – значит давать Другому что-то от себя: минуту присутствия, сочувствия, поддержки. Понятие «дать» связано с понятием «иметь». Можно «дать» только то и исключительно то, что имеешь. «Дать» означает «дать что-то от себя», то есть сделать себя в некотором смысле жертвой общения с Другим, а, следовательно, это можно определить как «бытие-против-себя». В ситуации «бытия для Другого» «Я» исходит не из своих прагматических интересов и выгоды, а из интересов Другого, даже в случае определенного ущерба для себя. В ситуации «бытия для Другого» можно отчетливо увидеть весьма важную характеристику профессии педагога – ее жертвенный характер. Истинный наставник постоянно «жертвует» собой, отдает ученикам свои знания, свой опыт, собственные идеи и находки.

Обратимся более подробно к важнейшему понятию диалогики – понятию «Встреча». Встреча понимается как особая ситуация в жизни человека; благодаря ей в его психике могут возникнуть новые ценности. Это момент зарождения изменений этих ценностей, которые следуют благодаря присутствию и влиянию Другого. Встреча возникает как момент переживаний человеком его индивидуальности, осуществимости его потенциальных качеств в реальных отношениях с самим собой, с другими людьми, с жизнью в целом. Важно, чтобы во время Встречи человек был готов к ней. Эта готовность проявляется в том, что он приобрел опыт переживания своих реальных и потенциальных качеств, обобщил их в виде Я-концепции и в концепции Другого человека. В жизни человека бесконечно значимо для проявления его качеств: то, с кем Другим он встретился, с каким Другим он вступил в отношения. Это в управлении любой образовательной системой приобретает конкретное воплощение в требованиях к профессии, к профессиональной пригодности человека.

Исследования показывают, что не каждый учитель и преподаватель, которые в силу своих должностных обязанностей должны быть организаторами Встречи для своих питомцев, таковыми являются. По нашему мнению, это связано прежде всего с той концепцией человека, которую они реализуют в своей деятельности.

Есть основания считать, что у преподавателей существуют две относительно независимые концепции человека. Одна давно известна и отражает романтические мечты человечества о нем самом, о его желании и возможности совершенствования; это известная концепция гармоничного человека. Другая концепция – это реально осуществляемое отношение человека к собственной жизни, к самому себе, где одно из главных мест занимает представление человека о механизмах развития себя самого.

Исследование опыта преподавателей с более чем десятилетним стажем работы показывает, что в содержании их концепции человека нередко присутствует представление о развитии человека как о процессе, который имеет момент завершения. Именно в этот момент человек переживает свое развитие как уже состоявшееся. Он воспринимает свою жизнь как необратимо устоявшуюся, усилия для ее изменения кажутся ему ненужными, бесцельными. Это проявляется в самоощущении человека как невозможность самоизменения, происходит его своеобразное «выгорание» как творческой личности. Такой человек осознает возможность и необходимость изменений в своей жизни только под влиянием вынуждающих его внешних обстоятельств. Такую концепцию человека М. Мамардашвили назвал «неклассической душой», которая практически отказывает себе в возможности воспользоваться свободой, данной самой природой человека для преобразования собственной жизни.

В отличие от неклассической души классическая душа может и хочет быть выше обстоятельств, она умеет реализовать свою свободу для самоизменения своих качеств. Важно, чтобы в учреждениях образования были обстановка и стиль взаимоотношений, побуждающих работников к развитию, самосовершенствованию, творчеству.

Диалог возможен только там, где существуют независимые личности. Эти личности, прежде чем начинают обмениваться между собой словами, должны избрать и обозначить себя участниками этого диалога. Я хочу разговаривать с тобой, а ты хочешь меня слушать? В основе диалога всегда лежит выбор каждого участника диалога. Если второй участник диалога выражает готовность слушать, то это означает, что он готов перенестись в ситуацию, в которой находится говорящий. Благодаря такому обмену мест и точек зрения могут возникнуть понимание и согласие. Это возможно, когда каждый участник диалога представляется для другого некоторой ценностью. Выбирая себе собеседника, первый участник исходит из того, что выбранный представляется ему ценным собеседником, а соглашающийся на диалог видит, что обратившийся к нему является ценностью для него. Следовательно, в диалоге Я становится Я-для-Другого. И из этой их взаимности диалога возникает Мы. Кроме того, в диалоге возникает еще и Ты.

Диалог – это причина появления, конституирования Я и Ты. Мое Я есть результат того, что говорит мне Ты, и наоборот. Фундаментом, основанием диалога являются Я и Ты, а в результате диалога появляется Мы.

Диалогика представляется императивом инновационной педагогики, так как в ней содержится механизм формирования духовного мира личности на протяжении всей человеческой жизни. Известно, какое важное значение для формирования личности имеют нравственное воспитание и образование в области прав и свобод человека и гражданина. В результате у человека формируются такие психологические составляющие сознания, как Я-концепция, концепция Другого, концепция жизни и концепция смерти, в единстве детерминирующие обязанности и ответственность человека перед собой и обществом.

В результате деятельности человека и его общения с другими людьми индивид проецирует и сопоставляет свои качества с качествами других людей, корректирует собственные качества в форме знаний, устоявшихся обычаев, традиций, принципов, четко сформировавшихся в его сознании законов, разрешающих одни действия, запрещающих другие, ограничивающих третьи, т. е. формируются определенная система и иерархия ценностей; тем самым у него вырабатываются определенные нормы поведения.

Позволяя расширить и детализировать представление о своих правах, свободах и обязанностях или о возможном и должном, обучение правам человека способствует самопознанию, без которого невозможна адекватная ориентация человека в окружающей действительности. Самопознание – это еще и оценка самого себя, без которой усвоение прав и обязанностей становится формальным; верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, обеспечивает формирование чувства человеческого достоинства и дает человеку нравственное удовлетворение. Обучаясь правам человека, последний начинает осознавать и переживать их не только как потенциальные, но и как реально осуществимые. Происходит своего рода встреча с будущим своего собственного Я: человеку предоставляется реальная возможность получения новой информации о себе, которую он может использовать для корректировки личностного поведения в целях обеспечения своего безопасного существования в мире. Каждый человек использует полученную информацию в меру сложившихся у него представлений о жизни, но шанс у него есть, ибо усилия по созданию достойной и безопасной жизни при надлежащем уровне обучения будут связаны с переживанием свободы и ответственности как основополагающих составных человеческой экзистенции.

Базовые представления в духовном мире личности об ответственности, обязанностях, моральных нормах, правах и свободах человека существуют в единой связке с «Я-концепцией», «концепцией Другого», концепциями жизни и смерти. Размышления о них должны быть предметом педагогических встреч.

Проанализировав некоторые положения концепций Встречи и диалогики, можно отчетливо увидеть их значение для образования. Важными элементами, характеризующими современное образование, являются его открытость к многообразию взглядов и готовность к переменам. Эти качества образования может реализовать только преподаватель, который не редуцирует свой собственный мир и не навязывает эту редукцию другим, способен к диалогу и готов к общению в рамках партнерского взаимопонимания и установлению отношений.

В. А. Степанович

alib.edu.by
19.03.2015

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!