Osvita.ua Среднее образование Современная школа Открытый урок ‑ причина стресса учителей
Открытый урок ‑ причина стресса учителей

В Англии задумались над альтернативным оцениванием профессиональных качеств педагогов

Открытый урок ‑ причина стресса учителей

Согласно последним исследованиям, подавляющее большинство учителей Великобритании считают, что открытые аттестационные (в английской терминологии градуировочные, ‑ пер.) уроки являются одной из основных причин стрессов и тревожности в профессии учителя.

Значительное количество респондентов, принявших участие в исследовании, проведенном по заказу Союза университетов и колледжей Англии, заявили, что открытые аттестационные уроки напоминают «бомбу с часовым механизмом», которая все чаще используется в учебных заведениях в качестве «дисциплинарного кнута» для «битья персонала».

Более трех с половиной тысяч преподавателей английских колледжей ответили на вопросы онлайн-анкетирования. Большинство респондентов не настаивают на немедленной отмене открытых аттестационных уроков, но, в конечном счете, хотят видеть альтернативу такого оценивания своей работы.

Директор по научным исследованиям и развитию непрерывного образования Мэтт О’Лири из Вулверхемптона, который проводил исследование, замечает: «Установлено, что открытый урок, вероятнее всего, является наиболее значительной причиной многочисленных споров и жалоб в стране».

Опрос давал респондентам право анонимно добавлять в ответы комментарии, в результате чего было собрано, а затем обработано порядка 100 000 слов в ремарках.

Например, один из респондентов отметил: «Проблема в том, что часть учителей «дают» открытые уроки и получают при этом более высокие оценки, чем те, кто систематически непублично проводит более интересные уроки, но по ряду причин не может показать хороший уровень на открытых уроках просто из-за «нервов».

Еще один типичный ответ был таким: «Процесс наблюдения на открытом уроке используется для запугивания и устрашения части профессорско-преподавательского состава, который не слишком хорошего мнения о менеджерах учебного заведения».

О’Лири считает, что аттестационные уроки не являются точным способом оценивания преподавания: «Независимо от того насколько объективно в действительности оценивается урок, возникает масса вопросов, связанных с обоснованностью и достоверностью наблюдения как метода оценивания. Если взять полную среднюю нагрузку преподавателя колледжа (сейчас она составляет более 800 часов в год), то неправильно, всего лишь имея данные наблюдения на одном уроке по формальным схемам анализа, использовать его в качестве всеобъемлющей оценки профессиональной компетентности и эффективности работы преподавателя».

Руководитель исследования делает вывод, что прямую зависимость между результатами посещения внутришкольных открытых уроков и возможными дисциплинарными процедурами, вплоть до увольнения преподавателя, необходимо «разорвать».

При оценивании учителей по результатам открытых уроков используется четырех балльная шкала, которая градуирует рейтинг учителя как «выдающийся», «хороший», «требующий улучшения» и «неадекватный». Если учителя получают рейтинговую оценку «требует улучшения» или «неадекватный», им предлагают повторно проводить открытые уроки в течение 4‑6-ти недель, и, если улучшения нет, это может спровоцировать всевозможные дисциплинарные процедуры, вплоть до увольнения.

«Существуют действительно строгие процедуры надежного оценивания, например, использование в качестве оценки банка данных об учителе, ‑ отмечает О’Лири. ‑ У нас есть профессиональные инспектора высокого уровня, которые полагаются не только на выводы открытых уроков, но и, находясь в учебном заведении, оценивают его работу комплексно, используя надежную доказательную базу».

Он рекомендует и ряд других методик оценивания работы преподавателей, которые также включают наличие доказательной базы, например, методики самооценки, экспертной оценки, внешней проверки и обратной связи с учащимися.

По крайней мере, уже пять ведущих колледжей Англии отказались от аттестационных открытых уроков. В сентябре прошлого года колледж города Оксфорда приостановил проведение открытых уроков и заменил их динамичной оценкой взаимного наблюдения с включением результатов изучения мнения учащихся.

Рой Бентли, преподаватель социологии, управления и политологии в этом колледже, уточняет: «У нас не проводились открытые уроки для аттестации учителей ни в этом году, ни в течение ряда предыдущих лет, так как и педагогический коллектив, и управленческий персонал стали все более отрыто выражать недовольство традиционной моделью. Со временем все становилось все более и более шаблонным, когда преподаватели думали прежде всего о «критериях», вообще перестав внедрять какие бы ни было инновации, и упускали из виду учащихся, ради которых они выполняют свою работу».

Майкл Аллен, Великобритания

Источник
10.11.2015

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!