Osvita.ua Среднее образование Современная школа Шесть секретов для раскрытия у ребенка таланта
Шесть секретов для раскрытия у ребенка таланта

Дэниел Койл, автор книги «Код таланта», предлагает эффективные стратегии развития

Шесть секретов для раскрытия у ребенка таланта

Дэниел Койл, автор бестселлера «Код таланта», известный американский журналист и публицист, редактор популярного журнала «Аутсайд», утверждает, что шансы ребенка можно существенно повысить, приняв во внимание один ключевой момент: великими не рождаются, ими становятся.

Койл провел два года в девяти самых престижных воспитательных заведениях мира – крошечных волшебных местах, в которых выращивают огромное количество талантов международного класса в области спорта, искусства, музыки и математики. И что же он обнаружил? Совершенно неверное представление родителей о том, как становятся гением. «Огромный талант не записан в ДНК ребенка, – говорит Койл. – Это результат действия яркого и мощного паттерна (шаблона), который сочетает в себе три движущие силы: целевые методы практики, специфические методы мотивации и коучинг (тренинг).»

То, как дети практикуются, как они реагируют на неудачу, как их хвалят и подвергают критике – все это играет огромную роль в вероятности достижения ими величия в будущем. «Конечно, не все вырастают Микеланджело или Майклом Джорданом, – отмечает Койл, – но их уровень гениальности не случаен. Выразительный и сильный паттерн помогает родителям на уровне нейрофизиологии разблокировать процесс обучения детей.

Хотите создать свое собственное воспитательное заведение? Койл предлагает шесть стратегий раскрытия талантов у детей.

Наблюдайте за крошечными и мощными элементами «возгорания». Совсем не просто «глубоко практиковаться», это требует от нас страсти, мотивации, настойчивости и эмоциональной топлива, которое мы называем любовью. Когда речь заходит о мотивации, результаты новых исследований показывают, что мы все рождаемся с неврологическими эквивалентами пусковых триггеров. Как только личность ребенка плотно срастается с целью, срабатывает триггер и высвобождается целое цунами бессознательной мотивационной энергии. Койл акцентирует внимание на исследовании, изучавшем молодых музыкантов: дети, которые видели себя взрослыми музыкантами в будущем, учились на 400 % быстрее, чем дети, которые этого не делали. «Это не гены заставили ребят достичь успеха, это топливо, содержащееся внутри крошечной идеи: я хочу быть похожим на них», – говорит Койл.

Поймите, что практика не бывает ровной – совсем нет. Воспитательным заведениям давно известно о решающем моменте, который наука только-только открывает для себя: профессиональные навыки значительно усиливаются, когда мы балансируем на грани наших способностей, делая ошибки и исправляя их, – это и есть «глубокая практика». Отсюда вывод: ошибки – это вовсе не приговор, это информация, которую мы должны использовать, чтобы в короткие сроки приобрести навыки мастерства. Дети, которые способны анализировать свои ошибки не с позиции неудач, а как необходимое топливо для обучения, – это и есть те, кто в конечном итоге станет гением.

Признайте, что медленная практика – это продуктивная практика. Такая техника является общей для практически любого воспитательного заведения: от тенниса до игры на виолончели и математики. Почему это работает? Когда вы продвигаетесь медленно, то можете прочувствовать и исправить большее количество ошибок, обучаясь построению более качественной логической последовательности в процессе приобретения мастерства. В «Meadowmount» – школе классической музыки, выпускниками которой являются в том числе виолончелист Йо-Йо Ма и скрипач Ицхак Перельман, есть одно правило: вы должны играть настолько медленно, чтобы прохожий не смог узнать эту мелодию. Как говорит один тренер: «Суть не в том, насколько быстро вы это делаете, а в том, насколько правильно вы это можете выполнить, делая как можно медленнее».

Сила похвалы, а не природные способности. Когда мы хвалим интеллект ребенка, он реагирует на это меньшей способностью к риску. Когда мы хвалим усилия, то дети обычно становятся более расположенными к риску, делают ошибки и учатся на них – в этом суть глубокой практики и обучения. Когда воспитательные заведения используют определенные словесные приемы – это совсем не просто так. Например, некоторые теннисисты не говорят, что они «играют» в теннис, а говорят, что «борются» или «воюют за победу».

Поощряйте подражание (имитацию). Копирование – это неврологически короткий путь к приобретению навыков мастерства. Не важно, пишете вы или танцуете, если вы в красках представите себя уже достигшим максимального результата, это станет первым важным шагом, который на самом деле приблизит вас к этой цели. Тим Галлви, автор и инструктор по теннису, учит начинающих игроков посредством 20-минутной мимикрии (подражания), не произнося при этом ни единого слова из инструкций.

Немного отойдите. Только внутри самого малыша может возникнуть то качество глубокой практики, которое взращивает навыки мастерства, а не от его родителей, пусть даже при этом у них наилучшие побуждения. Как говорит Кэрол Двек (психолог из Стэнфорда), все советы родителям можно условно разделить на два важнейших аспекта: обратить внимание на то, куда устремлены пристальные взгляды их ребенка; хвалить его за каждое усилие.

Другими словами, не оставляйте без внимания тот момент, когда ваш ребенок влюбится, и помогите ему с умом использовать энергию любви.

«Когда вы начнете думать о таланте как о процессе, когда увидите силу определенных видов практики, обратите внимание на внутреннюю страсть и настройтесь на определенные обучающие сигналы, которые вам необходимо будет подать ребенку, – жизнь изменится», – говорит Койл.

Как и большинство больших перемен, все проявляется в мелочах. «Для нашей семьи они, например, в том, что, когда наш сын разучивает на пианино сложное произведение, моя жена побуждает его играть только первый такт или просто первые пять нот снова и снова, наблюдая, как он делает маленькие шажки, пока не отточит мастерство. Или когда наши дочери, покатавшись на лыжах, наперебой рассказывают, как они падали множество раз, и мы усматриваем в этом то, что они катаются все лучше и лучше», – делится Койл (конечно, этот принцип лучше действует в случае с катанием на лыжах, чем с вождением автомобиля).

Обучение детей тому, что талант – это не врожденное свойство, позволяет им совершенно по-новому взглянуть на неудачи. Неудача – это не приговор, это путь вперед. И ошибки – это вовсе не то, чего нужно стыдиться, это шаги на пути к успеху. Без них величие невозможно.

Источник
30.10.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!