![]() |
Особенности поведения детей, позволяющие выбрать дальнейшие стратегии воспитания |
Умный или одаренный: в чем различие?
В США на бампере машин порой можно увидеть наклейку с надписью «Мой ребенок – честь школы!». Допустим, наклейка получена. Ребенок умен. Но одарен ли он? Хотите верьте, хотите нет, но разница есть.
Ниже приведена сравнительная таблица, иллюстрирующая некоторые поведенческие маркеры, составленная по материалам Джанет Сзэбос Роббинс из государственной ассоциации одаренности (США).
Умный ребенок | Одаренный ребенок |
Знает ответы | Задает вопросы |
Заинтересованный | Очень любопытный |
Уделяет внимание работе | Вовлечен интеллектуально и физически |
Упорно трудится | Может быть невнимательным, и по-прежнему получать хорошие оценки и тестовые баллы |
Отвечает на вопросы | Ответы подвергает сомнению |
Дружит с детьми своего возраста | Предпочитает взрослых или детей старшего возраста |
Легко учится | Часто уже знает ответы |
Удовлетворен собой (когда дает правильный ответ) | Очень самокритичен (перфекционист) |
Хорошо запоминает | Хорошо предполагает |
«Все одаренные дети умны, но не наоборот. И родителям умных детей это очень трудно понять», – объясняет Андреа Мишлер, которая в течение девяти лет занималась с учениками по программе «Одаренные и талантливые». Тот факт, что ребенок получает отличные оценки, но не талантлив, помимо разочарования приносит родителям и глубокое чувство растерянности и недоумения. Мишлер подчеркивает, что оценки не всегда служат достоверным критерием. «Иногда одаренные дети такие перфекционисты, что из-за страха перед оценками не могут даже пошевелиться. Поэтому, возможно, что они получают низкие баллы или даже числятся в отстающих», – говорит она.
Не каждый ребенок, превышающий соответствующий его возрасту уровень обучения, является гением, некоторые – просто невероятные труженики. «Кто умен, а кто одарен – выяснить чрезвычайно тяжело», – объясняет Мишлер. Например, у некоторых детей она видит исключительные результаты по математике или языку, но не квалифицирует их как «одаренность», потому что они не показывают высоких достижений в других областях. Но это совсем не означает, что, если ваш ребенок не проявил себя талантливым в одной школе, то он не может стать одним из одаренных в другой. Критерии и тестирование широко варьируют от места к месту.
С увеличением возраста все становится еще более туманным. Часто родители и педагоги считают, что ребенок, который научился рано читать, – одаренный. Да, возможно, его мозг развился немного быстрее, чем у сверстников, но маленькие дети, как известно, отличаются своими скачками и остановками в развитии. В дальнейшем он может учиться в том же темпе, что и другие дети, или же продолжить опережать их. Покажет только время.
Хороший факт заключается в том, что, независимо от того, одаренный ваш ребенок или умный, у вас есть подающий большие надежды член семьи. И если он действительно достигнет в своем развитии определенных высот, вы по праву сможете гордиться им.
Ссылки по теме:
Источник
15.10.2014