![]() |
Учебная нагрузка и зарплаты педагогических работников в Украине и странах Европы |
Нагрузка учителей в Украине и Европе
В Украине нагрузка педагогических работников в средней школе вычисляется в академических часах и составляет 18 часов при 36-часовой рабочей неделе или 630 часов при 35-недельном учебном году.
В эти 18 академических часов включаются лишь "горловые" часы, то есть проведение уроков. Оставшиеся рабочие часы делятся между методической работой, подготовкой к занятиям, проверкой тетрадей, выполнением обязанностей классного руководителя, надзором за учениками во время перемен, общением с родителями учеников, участием в заседаниях педагогических советов, в директорских советах и т. д.
Только некоторые виды работы оплачиваются дополнительно в виде надбавок к заработной плате, так за классное руководство надбавка составляет 20–25 %, за проверку тетрадей – 10–20 % (обычно в зависимости от специальности учителя), за заведование мастерскими – 15–20 %, за заведывание кабинетами – 10–15 %.
Надбавки устанавливаются администрацией учебного заведения, однако привычной практикой является установление размера надбавок местным (районным или городским) органом управления образования, который определяет бюджет учебного заведения.
В отличие от Украины, нагрузка учителя практически во всех европейских странах определяется не только количеством уроков, но и астрономическим временем: устанавливается годовое и/или недельное рабочее время учителя, в котором собственно научная нагрузка составляет лишь некоторую часть.
Таким образом, «рабочее время» может включать все рабочие часы, определяющиеся условиями государственной службы (поскольку в ряде стран учителя имеют статус государственных служащих) или индивидуальных контрактов независимо от того, посвящаются они непосредственно преподаванию или предназначены для выполнения остальных педагогических и других профессиональных обязанностей и заданий.
В 2010/11 учебном году средняя нагрузка учителей в Европе составляла от 19 до 23-х часов в неделю, немногим более, чем 2006/07 учебном году, когда она составляла от 18 20-ти часов в неделю (данные использованы из отчета European Commission. Key data on education in the European Union, страницы 119–120, а также использованы данные ресурса Portalus).
Недельное рабочее время составляет от 35 до 40-а часов (см. таблицу). Семнадцать европейских стран и регионов также определяют, сколько рабочего времени должен проводить учитель в школе (в основном приблизительно 25–30 часов в неделю).
Объем непосредственно учебной нагрузки, как части общего рабочего времени также существенно варьируется от страны к стране и даже в середине одного государства между разными уровнями учебной системы. Обычно (за исключением Дании и Болгарии) в начальной школе учебная нагрузка выше, чем в основной и старшей, и составляет, например, от 570 часов в год в Швеции до 988 в Нидерландах, где она рассчитывается в процентах от общего рабочего времени (65 % – в начальном образовании, 60 % – в секторе среднего образования).
Количество уроков в неделю в странах Европы в зависимости от ряда факторов может составлять от 15–16 до 26-ти и иметь различную продолжительность. В Ирландии, Венгрии, Португалии нагрузка 20–22 часа, в Греции – 16–21 час, во Франции – 14–17 часов, в Германии – 24 часа; в жестких рамках работают учителя в школах общественного сектора образования США.
В Российской Федерации учительская нагрузка формируется аналогичным с Украиной образом – 36-часовая рабочая неделя и 18 «горловых» часов на ставку.
Среди стран ОЭСР средняя нагрузка учителя начальной школы составляет 790 "горловых" часов в год, но при этом она варьируется от менее чем 600 часов в Греции и России до более чем 1000 часов в Чили и США. В основной школе средний показатель составляет 709 часов в год (от 415 в Греции до более 1000 в Чили, Мексике и США), а в старшей школе учителя преподают 664 часа в год (от 369 в Дании до 1448 часов в Аргентине) (Education at a Glance 2013. OECD indicators).
Способы распределения рабочего времени между проведением уроков и другими видами педагогической работы также очень разнообразны и изменяются от страны к стране. Так, в Бельгии, Германии, Ирландии, Франции (как и в Украине) точно определяется только количество уроков; при этом предусматривается, что учителя будут выполнять и все другие функции, связанные с их профессией, но то, сколько времени будет потрачено на тот или иной вид деятельности в неделю или год, учителя решают сами или вместе с руководителями учебного заведения.
Иногда учительский контракт или служебные обязанности в условиях государственной службы устанавливают четкое разделение времени между двумя блоками учительской деятельности – преподаванием, с одной стороны, и подготовкой к урокам, проверкой работ учеников, работой с родителями, участием в деятельности школьных органов управления, повышением квалификации – с другой. В целом ряде стран время, отводящееся на эти виды внеурочной профессиональной деятельности, устанавливается в процентах к объему учебного времени. Так, в Греции, Италии, Нидерландах и в начальном образовании в Испании на них отводится от 33 до 40 %, в Австрии и в среднем образовании Испании – от 40 до 50 % учебного времени.
В других странах это разделение выражено менее четко и в значительной степени является условным. В Финляндии и Швеции, например, выделяется обязательное количество часов на повышение профессиональной квалификации и выполнение обязанностей по школе; В Шотландии – на повышение квалификации и работу с родителями; в Англии и Уэльсе, где официально устанавливается только общее годовое рабочее время учителя (1265 час), решение этих вопросов является прерогативой руководителя учебного заведения.
Сравнивая учебную нагрузку в разных странах, целесообразно также сравнить и заработную плату педагогических работников. В Украине за 2012 год средняя заработная плата учителей (основная школа) составляла 3628 евро в год (по курсу 2012 года), а в начальных и дошкольных учебных заведениях – 3138 евро. Среди европейских стран наиболее близко к этому показателю находятся зарплаты в постсоциалистических и постсоветских странах: Болгария (4436 евро), Румыния (5789 евро), Эстония (9736 евро), Латвия (10177 евро), Литва (минимальная ЗП составляет 3774 евро, максимальная 6954), Венгрия (9491 евро).
Больше всех среди европейских учителей зарабатывают в Лихтенштейне и Люксембурге – приблизительно 100 тысяч евро в год. В Норвегии, Австрии и Бельгии средняя учительская зарплата достигает 60 тысяч евро, Во Франции, Германии и Финляндии – 40–50 тысяч.
Подводя итоги, можно сказать, что нормирование учебной нагрузки в странах Евросоюза и ОЭСР очень разнородно, и невозможно выделить общие для всего региона тенденции. Нагрузка украинских учителей находится на нижней границе среднеевропейской (тогда как заработная плата существенно ниже).
Поскольку в Украине нормируется лишь количество аудиторных занятий, которые должен провести учитель, то любое изменение нагрузки должно опираться на предшествовавшее ему исследование того, сколько времени занимают у него все другие виды работы, чтобы избегнуть распространенной проблемы перегрузки педагогов, когда объем их реального рабочего времени превышает установленный законодательством из-за большей, чем предусмотрена, продолжительности ненормированных видов работы – подготовки к занятиям, проверки ученических работы и т. п.
Принимая во внимание запланированную реформу среднего образования, которая, в частности, предусматривает большую автономию учебных заведений в вопросах содержания образования, возрастет внеурочная нагрузка на учителей, в частности объем методической работы, а изменение учебных планов предусматривает увеличение количества времени, потраченного на подготовку к урокам, в течение ближайших двенадцати лет. Поэтому повышение количества "горловых" часов на протяжении этого времени нецелесообразно и может привести к утрате качества педагогической работы.
Страна | "Горловые" часы | Недельная нагрузка | Присутствие в школе | Заработная плата (евро) |
Бельгия | 18–20 (основная) 20–22 (начальная) |
|
| мин. 30 330 (начальная и основная) 37738 (старшая) макс. 52266 (начальная и основная) 66135 (старшая) |
Болгария | 12–17 (начальная) 23–24 (основная) | 40 |
| 12593 (начальная) 13171 (старшая) |
Чехия | 16–17 |
|
| 12593 (начальная) 13171 (старшая) |
Дания | 18 (начальная) 19–20 (основная) | 37 |
| 63467 |
Германия | 26 (начальная) 24 (основная) | 40 | 30 | мин. 40142 (начальная) 48484 (старшая) макс. 53496 (начальная) 66853 (старшая) |
Эстония | 18–24 | 35 |
| 9763 |
Ирландия | 22–223 |
| 28 (только начальная) | мин. 27814 макс. 59359 |
Греция | 21–24 (начальная) 16–21 (основная) | 30 | 30 | 19940 |
Испания | 25 (начальная) 18 (основная) | 38 | 30 | мин. 27993 (начальная) 31342 (старшая) |
Франция | 24 (начальная) 17 (основная) | 35 |
| мин. 23464 (начальная) 26385 (старшая) макс. 44754 (начальная) 47847 (старшая) |
Италия | 22 (начальная) 18 (основная) |
| 24 (только начальная) | 27128 (начальная) 30431 (старшая) |
Кипр | 19 (начальная) 18 (основная) | 30 | 30 | мин. 26539 макс. 58107 |
Латвия | 21 | 40 | 23 | 9752 (начальная) 10177 (старшая) |
Литва | 18 | 36 |
| мин. 3774 макс. 6954 |
Люксембург | 23 (начальная) 21 (основная) |
| 28 (начальная) 22 (основная) | 92786 (начальная) 106652 (старшая) |
Венгрия | 22 | 40 |
| 8304 (начальная) 9491 (старшая) |
Мальта | 26 (начальная) 20 (основная) |
| 28 | мин. 17753 макс. 23422 |
Нидерланды |
|
| 40 |
|
Австрия | 17–18 | 40 |
| 60118 (основная и старшая) |
Польша | 14 | 40 |
| 13631 (начальная) 13547 (старшая) |
Португалия | 25 (начальная) 22 (основная) 20 (старшая) | 35 | 35 | 26049 (начальная) 27441 (старшая) |
Румыния | 16–17 | 40 |
| 5789 |
Словения | 16–17 (начальная и основная) 14–15 (старшая) | 40 |
| 24600 (начальная) 27072 (старшая) |
Словакия | 22–23 | 40 |
| 10206 |
Финляндия | 24 (начальная) 18–24 (основная) 16–23 (старшая) |
| 27 (начальная) 21–27 (основная) 17–26 (старшая) | 42050 (начальная) 51750 (старшая) |
Швеция |
| 40 | 31 | 34951 (начальная) 37875 (старшая) |
Великобритания |
|
| 32 | 35834 (начальная) 40559 (старшая) |
Шотландия | 23 | 35 | 23 | 37037 |
Исландия | 17 | 40 | 27 | 34944 (старшая) |
Лихтенштейн | 22 (начальная) 21 (основная) 17–19 (старшая) |
|
| мин. 80806 макс. 131146 |
Норвегия | 20 (начальная) 16–19 (основная) 12–17 (старшая) |
| 33 | 58923 (начальная) 63150 (старшая) |
Хорватия | 16–18 (начальная) 18–22 (основная) 20–28 (старшая) | 40 |
| 11037 (начальная) 12068 (старшая) |
Турция | 30 |
|
| мин. 13114 (начальная) макс. 15347 (начальная) 14270 (основная) |
Ирина Когут, Центр исследований общества
Ссылки по теме:
Центр дослідження суспільства
15.12.2014