Osvita.ua Среднее образование Современная школа Нагрузка учителей в Украине и Европе
Нагрузка учителей в Украине и Европе

Учебная нагрузка и зарплаты педагогических работников в Украине и странах Европы

Нагрузка учителей в Украине и Европе

В Украине нагрузка педагогических работников в средней школе вычисляется в академических часах и составляет 18 часов при 36-часовой рабочей неделе или 630 часов при 35-недельном учебном году.

В эти 18 академических часов включаются лишь "горловые" часы, то есть проведение уроков. Оставшиеся рабочие часы делятся между методической работой, подготовкой к занятиям, проверкой тетрадей, выполнением обязанностей классного руководителя, надзором за учениками во время перемен, общением с родителями учеников, участием в заседаниях педагогических советов, в директорских советах и т. д.

Только некоторые виды работы оплачиваются дополнительно в виде надбавок к заработной плате, так за классное руководство надбавка составляет 20–25 %, за проверку тетрадей – 10–20 % (обычно в зависимости от специальности учителя), за заведование мастерскими – 15–20 %, за заведывание кабинетами – 10–15 %.

Надбавки устанавливаются администрацией учебного заведения, однако привычной практикой является установление размера надбавок местным (районным или городским) органом управления образования, который определяет бюджет учебного заведения.

В отличие от Украины, нагрузка учителя практически во всех европейских странах определяется не только количеством уроков, но и астрономическим временем: устанавливается годовое и/или недельное рабочее время учителя, в котором собственно научная нагрузка составляет лишь некоторую часть.

Таким образом, «рабочее время» может включать все рабочие часы, определяющиеся условиями государственной службы (поскольку в ряде стран учителя имеют статус государственных служащих) или индивидуальных контрактов независимо от того, посвящаются они непосредственно преподаванию или предназначены для выполнения остальных педагогических и других профессиональных обязанностей и заданий.

В 2010/11 учебном году средняя нагрузка учителей в Европе составляла от 19 до 23-х часов в неделю, немногим более, чем 2006/07 учебном году, когда она составляла от 18 20-ти часов в неделю (данные использованы из отчета European Commission. Key data on education in the European Union, страницы 119–120, а также использованы данные ресурса Portalus).

Недельное рабочее время составляет от 35 до 40-а часов (см. таблицу). Семнадцать европейских стран и регионов также определяют, сколько рабочего времени должен проводить учитель в школе (в основном приблизительно 25–30 часов в неделю).

Объем непосредственно учебной нагрузки, как части общего рабочего времени также существенно варьируется от страны к стране и даже в середине одного государства между разными уровнями учебной системы. Обычно (за исключением Дании и Болгарии) в начальной школе учебная нагрузка выше, чем в основной и старшей, и составляет, например, от 570 часов в год в Швеции до 988 в Нидерландах, где она рассчитывается в процентах от общего рабочего времени (65 % – в начальном образовании, 60 % – в секторе среднего образования).

Количество уроков в неделю в странах Европы в зависимости от ряда факторов может составлять от 15–16 до 26-ти и иметь различную продолжительность. В Ирландии, Венгрии, Португалии нагрузка 20–22 часа, в Греции – 16–21 час, во Франции – 14–17 часов, в Германии – 24 часа; в жестких рамках работают учителя в школах общественного сектора образования США.

В Российской Федерации учительская нагрузка формируется аналогичным с Украиной образом – 36-часовая рабочая неделя и 18 «горловых» часов на ставку.

Среди стран ОЭСР средняя нагрузка учителя начальной школы составляет 790 "горловых" часов в год, но при этом она варьируется от менее чем 600 часов в Греции и России до более чем 1000 часов в Чили и США. В основной школе средний показатель составляет 709 часов в год (от 415 в Греции до более 1000 в Чили, Мексике и США), а в старшей школе учителя преподают 664 часа в год (от 369 в Дании до 1448 часов в Аргентине) (Education at a Glance 2013. OECD indicators).

Способы распределения рабочего времени между проведением уроков и другими видами педагогической работы также очень разнообразны и изменяются от страны к стране. Так, в Бельгии, Германии, Ирландии, Франции (как и в Украине) точно определяется только количество уроков; при этом предусматривается, что учителя будут выполнять и все другие функции, связанные с их профессией, но то, сколько времени будет потрачено на тот или иной вид деятельности в неделю или год, учителя решают сами или вместе с руководителями учебного заведения.

Иногда учительский контракт или служебные обязанности в условиях государственной службы устанавливают четкое разделение времени между двумя блоками учительской деятельности – преподаванием, с одной стороны, и подготовкой к урокам, проверкой работ учеников, работой с родителями, участием в деятельности школьных органов управления, повышением квалификации – с другой. В целом ряде стран время, отводящееся на эти виды внеурочной профессиональной деятельности, устанавливается в процентах к объему учебного времени. Так, в Греции, Италии, Нидерландах и в начальном образовании в Испании на них отводится от 33 до 40 %, в Австрии и в среднем образовании Испании – от 40 до 50 % учебного времени.

В других странах это разделение выражено менее четко и в значительной степени является условным. В Финляндии и Швеции, например, выделяется обязательное количество часов на повышение профессиональной квалификации и выполнение обязанностей по школе; В Шотландии – на повышение квалификации и работу с родителями; в Англии и Уэльсе, где официально устанавливается только общее годовое рабочее время учителя (1265 час), решение этих вопросов является прерогативой руководителя учебного заведения.

Сравнивая учебную нагрузку в разных странах, целесообразно также сравнить и заработную плату педагогических работников. В Украине за 2012 год средняя заработная плата учителей (основная школа) составляла 3628 евро в год (по курсу 2012 года), а в начальных и дошкольных учебных заведениях – 3138 евро. Среди европейских стран наиболее близко к этому показателю находятся зарплаты в постсоциалистических и постсоветских странах: Болгария (4436 евро), Румыния (5789 евро), Эстония (9736 евро), Латвия (10177 евро), Литва (минимальная ЗП составляет 3774 евро, максимальная 6954), Венгрия (9491 евро).

Больше всех среди европейских учителей зарабатывают в Лихтенштейне и Люксембурге – приблизительно 100 тысяч евро в год. В Норвегии, Австрии и Бельгии средняя учительская зарплата достигает 60 тысяч евро, Во Франции, Германии и Финляндии – 40–50 тысяч.

Подводя итоги, можно сказать, что нормирование учебной нагрузки в странах Евросоюза и ОЭСР очень разнородно, и невозможно выделить общие для всего региона тенденции. Нагрузка украинских учителей находится на нижней границе среднеевропейской (тогда как заработная плата существенно ниже).

Поскольку в Украине нормируется лишь количество аудиторных занятий, которые должен провести учитель, то любое изменение нагрузки должно опираться на предшествовавшее ему исследование того, сколько времени занимают у него все другие виды работы, чтобы избегнуть распространенной проблемы перегрузки педагогов, когда объем их реального рабочего времени превышает установленный законодательством из-за большей, чем предусмотрена, продолжительности ненормированных видов работы – подготовки к занятиям, проверки ученических работы и т. п.

Принимая во внимание запланированную реформу среднего образования, которая, в частности, предусматривает большую автономию учебных заведений в вопросах содержания образования, возрастет внеурочная нагрузка на учителей, в частности объем методической работы, а изменение учебных планов предусматривает увеличение количества времени, потраченного на подготовку к урокам, в течение ближайших двенадцати лет. Поэтому повышение количества "горловых" часов на протяжении этого времени нецелесообразно и может привести к утрате качества педагогической работы.

Страна

"Горловые" часы

Недельная нагрузка

Присутствие в школе

Заработная плата

(евро)

Бельгия

18–20 (основная)

20–22 (начальная)

 

 

мин. 30 330

(начальная

и основная)

37738 (старшая)

макс. 52266

(начальная

и основная)

66135 (старшая)

Болгария

12–17 (начальная)

23–24 (основная)

40

 

12593 (начальная)

13171 (старшая)

Чехия

16–17

 

 

12593 (начальная)

13171 (старшая)

Дания

18 (начальная)

19–20 (основная)

37

 

63467

Германия

26 (начальная)

24 (основная)

40

30

мин. 40142 (начальная)

48484 (старшая)

макс. 53496

(начальная)

66853 (старшая)

Эстония

18–24

35

 

9763

Ирландия

22–223

 

28

(только начальная)

мин. 27814

макс. 59359

Греция

21–24 (начальная)

16–21 (основная)

30

30

19940

Испания

25 (начальная)

18 (основная)

38

30

мин. 27993

(начальная)

31342 (старшая)

Франция

24 (начальная)

17 (основная)

35

 

мин. 23464

(начальная)

26385 (старшая)

макс. 44754

(начальная)

47847 (старшая)

Италия

22 (начальная)

18 (основная)

 

24

(только начальная)

27128

(начальная)

30431 (старшая)

Кипр

19 (начальная)

18 (основная)

30

30

мин. 26539

макс. 58107

Латвия

21

40

23

9752

(начальная)

10177 (старшая)

Литва

18

36

 

мин. 3774

макс. 6954

Люксембург

23 (начальная)

21 (основная)

 

28 (начальная)

22 (основная)

92786 (начальная)

106652 (старшая)

Венгрия

22

40

 

8304 (начальная)

9491 (старшая)

Мальта

26 (начальная)

20 (основная)

 

28

мин. 17753

макс. 23422

Нидерланды

 

 

40

 

Австрия

17–18

40

 

60118

(основная

и старшая)

Польша

14

40

 

13631 (начальная)

13547 (старшая)

Португалия

25 (начальная)

22 (основная)

20 (старшая)

35

35

26049 (начальная)

27441 (старшая)

Румыния

16–17

40

 

5789

Словения

16–17 (начальная

и основная)

14–15 (старшая)

40

 

24600 (начальная)

27072 (старшая)

Словакия

22–23

40

 

10206

Финляндия

24 (начальная)

18–24 (основная)

16–23 (старшая)

 

27 (начальная)

21–27 (основная)

17–26 (старшая)

42050 (начальная)

51750 (старшая)

Швеция

 

40

31

34951 (начальная)

37875 (старшая)

Великобритания

 

 

32

35834 (начальная)

40559 (старшая)

Шотландия

23

35

23

37037

Исландия

17

40

27

34944 (старшая)

Лихтенштейн

22 (начальная)

21 (основная)

17–19 (старшая)

 

 

мин. 80806

макс. 131146

Норвегия

20 (начальная)

16–19 (основная)

12–17 (старшая)

 

33

58923 (начальная)

63150 (старшая)

Хорватия

16–18 (начальная)

18–22 (основная)

20–28 (старшая)

40

 

11037 (начальная)

12068 (старшая)

Турция

30

 

 

мин. 13114 (начальная)

макс. 15347 (начальная)

14270 (основная)


Ирина Когут, Центр исследований общества

Центр дослідження суспільства
15.12.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!