Osvita.ua Среднее образование Современная школа Дегустация съеденного или изменения на рынке учебников
Дегустация съеденного или изменения на рынке учебников

Армии надзирателей из районных и городских отделов образования продолжают следить за учителями

Дегустация съеденного или изменения на рынке учебников

Можно ли представить ситуацию, чтобы пищевая промышленность тысячами тонн выпускала какую-то продукцию, а когда все употребят, проводила бы дегустацию ее вкусовых качеств и безопасности для здоровья? Чтобы для сбора «статистики» подсчитывали бы, сколько потребителей отравились, сколько выжили, скольким продукция понравилась?

Однако нечто подобное уже много лет происходит при обеспечении школ учебниками, созданными без обсуждения с практикующими учителями, без предыдущей апробации в реальном учебном процессе.

Министерство образования и науки Украины "скармливает" школам тысячи тонн книжной продукции, напечатанной за государственные средства, которая «вкусна» разве что авторам, издателям и чиновникам от образования. И только впоследствии, когда миллионы учителей, учеников и их родителей "сломают" зрение и мозг, вникая в содержание прочитанного, когда в средствах массовой информации стихийно появятся рекомендации, предложения и критика, возможно, тот или другой учебник переиздадут.

Но ни авторы, ни издательство, ни чиновники, которые утвердили это отребье, ни одной копейкой из своего кармана не возмещают стране убытки и моральные потери, которые испытали участники учебного процесса. Даже если и проводится апробация того или иного учебника, то это происходит формально, после "отравления" миллионов учеников некачественной продукцией.

Существующая практика направляет усилия авторов, издательства и образовательского чиновничества прежде всего на освоение денег на госзаказ и отнюдь не стимулирует создание и выпуск качественных и дешевых учебников. Хорошие учебники появляются скорее в виде исключения у добросовестных авторов, которые работают в сфере школьного обучения и годами шлифуют учебный материал в реальном учебном процессе.

Официально поддерживаемой процедуры создания качественных учебников не существует, а "косметические попытки" МОН ее создать в течение многих лет и при участии многих министров результата не дают.

Еще худшая ситуация со сборниками заданий для государственной итоговой аттестации (ГИА) и внешнего независимого оценивания (ВНО). Вот, например, результаты вычитывания учителями заданий для ГИА по информатике для 9-го класса, которые предлагались в 2013 году: http://teachlab.ucoz.ua/publ/36-1-0-126. Здесь, очевидно, вообще не было ни апробации, ни экспертной оценки, и издательство наштамповало "отравленные" ошибками задания для миллионов потребителей, как будто рекламу на обертке туалетной бумаги.

Во времена Табачника "отмывае бабла" на учебниках было доведено до абсолюта, чтобы немалые прибыли поступали лишь привилегированным авторам, издательству и чиновникам. Качество обучения по большей части никого не интересовало. Учебники напихивали лишней информацией, чтобы они были как можно более "содержательными" и более дорогими, чтобы "слупить" из государства за них больше денег. А то, что даже для попутного перечитывания материала в объеме одного урока ученик должен расходовать несколько часов и носить в школу почти десятикилограммовый портфель, никого не волновало.

Казалось бы, в образование пришли изменения к лучшему. Ан нет: опять опубликованы директивный "Перечень рекомендованных учебников и программ на 2014/15 учебный год" и "Методические рекомендации", опять армия надзирателей из районных и городских отделов образования следит за учителями, чтобы те не смели воспользоваться "чужим", даже если они лучше, рекомендованным МОН творением.

Было бы странно, если бы, скажем, приемную комиссию на строительстве интересовали не качество дома и оформление прилегающей территории, а чтобы лопаты рабочих были изготовлены "разрешенным производителем". Часто именно так МОН Украины использует административный потенциал отделов образования не столько для создания условий для качественного образования, сколько как контролеров "правильности" учебников, которые используются в школах. И никого из чиновников такой абсурд не удивляет.

Самолет, телевизор, даже простая мясорубка после проектирования обязательно проходят тщательные испытания на нескольких экземплярах, в результате которых выявляются и исправляются недостатки, после чего все это запускается в массовое производство. Учебники же у нас в лучшем случае пересматриваются несколькими экспертами, и, наскоро утвержденные "специальным институтом", запускаются в массовую печать без всевозможных апробаций. По-видимому, с надеждой на то, что за год-два работающие учителя сами обнаружат ошибки, и те же небрежные авторы и издательство переиздадут свои творения, получив гонорары и премии за "плодотворную работу" над ошибками.

Возникает множество вопросов, на которые тяжело найти ответы:

  • На основе чего институт разрабатывает перечень литературы для апробации?
  • На что влияют результаты апробации и что будет, если миллионный тираж пособий окажется непригодным для обучения?
  • Какие аргументы отказать от апробации рукописи учебника имеет институт?
  • В апробации принимают участие лишь печатные издания или электронные тоже?
  • Апробация школьного учебника является для авторов и издательства обязательной процедурой или добровольной?
  • Какие механизмы поощрения и стимулирования имеют школа, ученики и учителя, которые принимают участие в апробации кроме лишних хлопот и головной боли?
  • Могут ли участники учебного процесса (учителя, ученики и их родители) ознакомиться с результатами апробации конкретного учебника?
  • Кто несет ответственность за издание некачественных учебников без проведения апробации?
  • Проводится ли апробация литературы для ЗНО и государственной атестации, ошибки в которых имеют значительно худшие последствия?
  • Проводится ли апробация электронных средств обучения (тренажеры, тестирующие системы и тому подобное)?

Рецепты лечения учебникотворения есть, они простые и действенные. Например, дать школам возможность без благословения МОН Украины в виде "грифов" выбирать и покупать учебные пособия для наилучшего выполнения государственных программ и стандартов образования. И только программы и учебники, которые после двухгодичной(!) апробации получили одобрение действующих учителей, рекомендовать Министерству для массового использования в школах. При этом учителю предоставить право использовать и другую литературу, при выборе которой гриф будет служить одним из ориентиров качества, но не единственным и не безусловным!

Издательство должно печатать учебники на собственный финансовый риск и надеяться на прибыль, если их книги школы будут покупать за средства, которые им передаст государство, а тот, кто будет выпускать некачественные толстенные и дорогие учебники, обанкротится.

Эта статья не претендует на исключительность. Десятки, если не сотни раз в разных средствах массовой информации шла речь о проблемах обеспечения школ качественными учебниками. Но создается впечатление, что этими проблемами проникаются все: авторы, издательство, учителя, ученики, родители, кроме Министерства образования и науки Украины.

Обеспечение школ качественными и дешевыми учебниками можно решить просто и эффективно, если бы МОН Украины по европейскому образцу передало в школы государственные деньги, чтобы они на собственное усмотрение сами заказывали нужные учебники и отвечали за качество обучения своих учеников. В случае внедрения рыночных отношений автоматически "отомрут" армии надзирателей, без корыстного принуждения которых школы сами будут выбирать нужную и качественную литературу.

Василий Ластовецкий, Александр Пилипчук, Евгений Шестопалов для osvita.ua

Освіта.ua
01.10.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!