Osvita.ua Среднее образование Современная школа Образование ради будущего
Образование ради будущего

Очень важно, чтобы в реформируемое образование средней школы, была заложена энергия саморазвития

Образование ради будущего

Каждое явление тем успешнее функционирует, чем выше уровень его системной организации. И тут дело не только в функциональности и взаимосогласованности всех составляющих элементов системы. Очень важно, чтобы в создаваемую систему, то есть в реформируемое образование средней школы, была заложена движущая энергия саморазвития и самосовершенствования. Речь идет о хорошо известных в системологии системообразующих факторах. Создавая концепцию реформирования, именно на них нужно обращать особое внимание, поскольку без них образовательная система просто не будет работать должным образом. Убежден, что одним из каркасных моментов будущей концепции реформирования, наделенным сверхважной и решающей в обеспечении успешности средней школы системообразующей функцией, является принцип ее структурирования.

Не буду вдаваться сейчас в историю реформирования структуры нашего среднего образования, во все те законы о среднем образовании, которых за два десятилетия было немало. Чего только стоят запланированные и уже наполовину воплощенные переходы к 12-летней школе с последующим возвращением назад, к 11-летней! А сколько было провозглашено разного рода "концепций", "стандартов" и других реформационных документов — не счесть.

Чтобы увидеть разницу между тем, как нужно и как не нужно реформировать структуру среднего образования, кратко сравним наш неудачный опыт с польским, успешность которого совершенно очевидна. Одним из главных факторов того, что теперь о Польше говорят как об одном из самых успешных европейских государств, которое в своем развитии с каждым годом приобретает все больше динамизма и уверенности, является ее хорошо отлаженная образовательная система. Изобретать свой велосипед не стоит, если он уже изобретен и успешно себя зарекомендовал. Просто нужно присмотреться к уже изобретенному и умело воспользоваться им. При этом важно понять, как "работает" образовательная система, какие главные "секреты" ее успешности — понять сущностное. Итак, кратко охарактеризуем структуру польского среднего образования, реформирование которого началось в 1999 г. и на данный момент считается в целом завершенным.

Начальная школа — шестилетняя и состоит из двух этапов (3+3), что, с точки зрения нашего опыта, довольно непривычно. У нас имеется неудачный опыт трехлетней начальной школы, но о шестилетней мы, кажется, еще и не думали. На первом этапе (I—III классы, то есть дети 7—9 лет) школьники посещают так называемые "общие занятия" продолжительностью 3—4 часа в день. Урочная система, перемен нет — учитель сам распределяет учебное время, но при этом ориентирован на конечный результат: за 3 года обучения дети должны хорошо читать, писать, считать, усвоить основные правила поведения, осознать основополагающие нравственные ценности. При этом учитываются индивидуальные особенности детей. Ликвидирована балльная система оценивания знаний учащихся. Вместо нее — развернутая описательно-аналитическая оценка, выполняемая в середине и в конце учебного года. Убежден, что Мария Монтессори, Василий Сухомлинский, Шалва Амонашвили — эти гении гуманной педагогики — высоко оценили бы образовательный потенциал такой начальной школы.

Инновационность второго этапа начального образования (IV—VI классы, дети 10—13 лет) заключается в отказе от традиционных предметов, зато школьниками усваиваются четыре основных предметных блока: 1) польский язык и культура; 2) математика; 3) природа; 4) история и общество. Идея создания таких интегрированных учебных дисциплин была вызвана потребностью выбрать и сконцентрировать основное из огромного объема информации (в том числе и научной), который превратился в некий информационный поток, делающий человека, стремящегося в нем сориентироваться, фактически беспомощным. Такой способ интеграции совместимых знаний является практической реализацией принципа экономности в образовании, о котором говорил философ Ортега-и-Гассет: он советовал ориентироваться в обучении на тот объем информации, которая практически нужна студентам (ученикам) и который они способны физически усвоить. Призывал при этом беспощадно, как топором, вырубать из учебных программ все лишнее. На фоне бессмысленного стремления включать в учебные планы нашей начальной школы все новые предметы (вот и "Ступеньки к информатике" как новый учебный предмет появились, а чего стоит такой пассаж из министерского документа: "за счет часов вариативной части могут изучаться дополнительные курсы по выбору, в частности: "Развитие продуктивного мышления", "Риторика", "Азбука театрального искусства", "Ритмика", "Занимательная экономика" и др."!) — польские педагоги пошли по пути строгого отбора и концентрации в рамках нескольких базовых дисциплин необходимой, по их мнению, информации, которая требует учебного усвоения.

А теперь — внимание, поскольку речь идет о принципиально важном моменте! По окончании начального образования учащиеся сдают свой первый серьезный экзамен. Он интегрированный и проверяет (определяет, измеряет) не то, что запомнил ученик (правила, даты, факты...), а его компетенции в практическом использовании приобретенных знаний. Какой-то селекционной цели этот экзамен не имеет, но дает точную информацию учителям, родителям и самим учащимся об уровне начальной учебной подготовки.

Конечно же, общественность каждой местности очень внимательно присматривается к качеству обучения в этой школе, в этом классе, у этого учителя. Все становится прозрачным. Все имеет свою цену. Нужно понимать особую роль местной общины, которая заинтересованно, по-хозяйски следит за качеством образования. Что понятно, ведь общественность — это родители, налогоплательщики, для которых эффективное использование местного бюджета связано с качественным образованием их детей.

Таким образом, экзамен превращается в стимулирующий, организующий фактор начального звена обучения. Именно характер экзамена, его направленность на измерение компетенции ученика формирует особенности учебного процесса — то есть выполняет функцию системообразующего фактора. Гуманная педагогика, не теряя своей сущности, все же приобретает жесткую требовательность.

Обращаем внимание на системную завершенность первого этапа начального образования. Это важный принцип функционирования всей образовательной системы в Польше: четкая функциональная определенность отдельных этапов является одним из факторов ее успешного функционирования.

Поляки, переходя на шестилетнее начальное образование, учитывали, кроме прочего, и экономические выгоды от такого решения. В их сельской местности, так же, как и в нашей, есть много малонаселенных деревень. Для нас это серьезная проблема, ведь приходится ежегодно закрывать 9-летние школы численностью 30—60 учеников, школы, которые требуют, как минимум 12—14 учителей и несколько обслуживающих технических работников. Закрытие такой школы становится болезненной нравственной и социально-бытовой проблемой для села. Представим, каково родителям, отправляющим семилетнего ребенка учиться в школу в другом селе. 6-летняя начальная малокомплектная школа в значительной степени решает эту проблему. Численный состав учителей уменьшается почти наполовину, а выпускников шестого класса, то есть детей 13—14 лет, уже значительно безопаснее отправлять в школу в другом населенном пункте.

Следующий этап — трехлетняя гимназия. Это непрофильная общеобразовательная школа, обучение в которой обязательное. Возраст учеников — 13—16 лет. Предметы традиционные, базовые — польский язык и культура, математика, история, физика, биология, химия. Именно им уделяется большая часть учебного времени. Кроме того, два часа в неделю отведено информатике. Очень ощутим момент так называемой межпредметной интегрированности, который наблюдался еще в начальной школе. Его задача заключается в том, чтобы избегать раздробленности учебных предметов. Отдельные крупные темы, которые у нас обычно получают статус учебного предмета ("художественная культура", "этика", "экономика" и др.), вполне органично интегрируются в базовые предметы. Например, знания о здоровом образе жизни учащиеся получают на уроках биологии — именно там, где знакомство с ними наиболее целесообразно со всех точек зрения.

Экзаменационное испытание, которое предстоит пройти выпускнику гимназии, во многом определяет его будущее. Экзамены тестовые — польский язык и культура, история, математика, естественные предметы. Просматривая тесты, проникаешься уважением к Центральной экзаменационной комиссии (есть такой государственный орган), к ее сотрудникам, которые, кажется, сумели аккумулировать все лучшее, что есть в мировом опыте образовательных измерений.

Гимназические экзамены определяют не только уровень знаний и умений ученика, но и, выявляя его склонности и способности в усвоении того или иного учебного предмета, фактически осуществляют профориентационную функцию. Вопрос не стоит "сдал" или "не сдал" экзамен — экзамены сдают все, но с разными баллами, количество которых и определяет выбор направления и уровень будущего обучения. Жестко? Да. Но не жестоко, потому что, во-первых, справедливо и не лицемерно, и, во-вторых, гуманно. Каждый выбирает свой дальнейший путь по возможностям и желаниям. Успешное окончание трехлетнего лицея открывает прямой путь в университет. Если хочешь через 4 года получить диплом специалиста — поступай в техникум, после которого у тебя есть выбор: идти работать по профессии или продолжить обучение в высшем учебном заведении. Если не обнаружил особых успехов в учебе — тебя ждет широкопрофильная профессиональная школа. Однако и в этом случае тебе не закрыт путь в вуз: постарайся, пройди успешно двухгодичное обучение в дополнительном лицее и получи право на обучение в университете.

Нетрудно понять, что в условиях такой системы получения полного среднего образования не появляются иронические замечания типа того, что "им уже хочется жениться (выйти замуж), а они еще в школу ходят" — это был любимый аргумент противников 12-летней системы обучения. И нужно сказать, что в условиях упадка профессионального обучения в таких иронических замечаниях был немалый смысл.

В описанной нами польской системе образования есть несколько принципиальных моментов, о которых у нас почти не говорят. Дело в том, что ученический контингент общеобразовательного лицея более-менее ровный по подготовке, а главное — по мотивации к обучению. Подавляющее большинство лицеистов видят себя в будущем студентами различных вузов. В таких классах создается особая атмосфера состязательности в учебе. Формируется и поддерживается кодекс чести лицеиста, тем более, когда сам лицей имеет богатые традиции. Создается самое главное для успешного учебного заведения — своеобразная интеллектуальная атмосфера, пребывание в которой для молодого человека является едва ли не главным фактором его умственного и нравственного развития. Как правило, польский общеобразовательный лицей — это заведение, в котором происходит интенсивный рост молодых людей в возрасте 16—19 лет, которые целенаправленно готовятся к дальнейшей учебе в высшем учебном заведении. У нас же в старших классах 11-летней школы ученический контингент по мотивациям к обучению неоднороден. В каждом классе есть ученики, которые стараются хорошо учиться, чтобы успешно сдать экзамены и поступить в вуз, но, как правило, есть немало учеников со слабой, а то и никакой мотивацией к учебе. Нынешняя система образования просто не предлагает им других вариантов, кроме одного: досиживать в школе до 11-го класса, а потом идти в самостоятельную жизнь как в неизвестность — без всякой профессии и ценностных жизненных ориентиров.

Я далек от мысли считать польское среднее образование идеальным. Но очень важно отметить одно его качество — оно наделено энергией самосовершенствования. И потому приобретает все большую оптимизацию, что очень важно для качественного функционирования образовательной системы. Ежегодно проводится анализ результатов независимого тестирования. Причем анализируют не только в центре, но и на местах. И делают выводы, вносят коррективы и таким образом оптимизируют все составляющие образовательной системы. Для примера: профильность обучения в последнее время претерпела серьезные коррективы в сторону ее смягчения. Просто в отдельных классах лицея гуманитарная, физико-математическая или естественная направленность проявляется в увеличении количества учебного времени на то или иное направление. А для тех, кто стремится профессионально "профилизироваться" и получить специальность, есть выбор — поступить в техникум или профессиональное училище. Задача же лицеев — дать надежное общее образование. И нужно понимать важность качественного общего образования для будущего, уже вузовского, профессионального становления специалиста. Математические знания, знание законов физики, системная картина естественного мира будут только способствовать формированию специалиста гуманитарного профиля, расширяя его "картину мира". А то, что литературно-художественная образованность стимулирует креативность мышления представителей научно-технического направления, уже давно доказано как практикой, так и психолого-педагогической наукой, — тут не могу не сослаться на гениальную сентенцию Василия Сухомлинского, что поэтический образ является эликсиром для развития мозга ребенка. И еще одно, очень важное: качественное общее среднее образование позволяет концентрировать учебу в вузах на чисто профессиональных программах. У нашей системы высшего образования есть застарелая болезнь — тратить много учебного времени на якобы общеобразовательные дисциплины (валеология, безопасность жизнедеятельности и т.д.), серьезно урезая таким образом учебное время, необходимое для усвоения чисто профессиональных знаний.

...Недавно провел несколько дней в одном из прекрасных детских лагерей отдыха, размещенном в сосновом бору на берегу знаменитой своими чистыми и синими водами степной реки Синюхи. Имел возможность внимательнее присмотреться к нынешним детям. "Какие же они красивые!" — растроганно думал, наблюдая за участниками лагерного Вечера вальса. А спустя несколько дней, прочитав в "Зеркале недели. Украина" о наших школьниках, ставших победителями на международных олимпиадах, подумал: "Как много у нас талантливых детей". И обострилось чувство ответственности за их будущее — обострилось понимание того, что не только педагогическая общественность, но и все общество должно уподобиться хорошей семье, для которой образование и воспитание своих детей — самая приоритетная задача.

Григорий Клочек, "Зеркало недели"

Зеркало недели
29.09.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!