Osvita.ua Среднее образование Современная школа Современное поколение цифровой эпохи
Современное поколение цифровой эпохи

Темп технологических изменений в современном мире поражает

Современное поколение цифровой эпохи

Для большого количества людей во всем мире обмен информацией при помощи Интернета стал легким, быстрым и более доступным, чем с помощью традиционных средств общения. Но вместе с тем всемирная паутина, по определению Станислава Лема, является «огромным мусорником».

В прошедшие эпохи человек главным образом функционировал на основании того, кем был, какие задатки, способности или умения имел, а его положение в обществе прежде всего определялось тем, чего человек достиг в работе над собой. Близкое окружение человека обычно играло решающую роль в его воспитании, процессе идентификации и социализации, при выборе своей философии и жизненного пути.

Сегодня на человека в огромной степени воздействует информация, которая поступает к нему посредством телевидения, радио, Интернета, прессы и т. д. Именно они моделируют способ мышления, принятие решений и способность действовать.

Кибермир приспособил традиционные средства массовой коммуникации к своим возможностям. Сегодня каждый может сам зарезервировать место в самолете и оплатить перелет при помощи кредитки. Как грибы после дождя, появляются Интернет-магазины, интерактивные музеи, красочные трехмерные иллюстрации регионов и городов мира, что дает возможность путешествовать не выходя из дому.

Виртуальная реальность имеет громадные возможности. Трехмерный мир требует от нас подтверждения аутентичности наших слов, убеждений, что нередко стоит нам довольно больших усилий. Кибермир все принимает или за аксиому, или, для контраста, все отбрасывает. Этот мир стал таким, в котором только мысль – это сегодня, а материя является иллюзией. И от нас самих зависит очень многое, даже то, какие эмоции мы хотим испытывать, а какие отметаем. При помощи одного клика мышкой мы можем оказаться по другую сторону земного шара или в совершенно другой галактике. Это мир, не способный нас ранить, если мы сами ему этого не позволим.

В виртуальной реальности невозможно определить ни возраст, ни пол, ни мотивы, которыми руководствуется личность, с которой мы только что познакомились при помощи Сети. Анонимность снижает шансы получения награды за общественно полезную деятельность, как и наказания за противообщественную. Анонимность воздействует на безопасность членов Интернет-сообщества.

Интернет превращается в самый большой рынок занятости. Подбор соответствующего работника все чаще начинается с поиска ресурсов «глобальной сети», потому что традиционных медиа уже не достаточно. И наоборот, когда кто-нибудь хочет сменить место работы, то пользуется специализированными сервисами, где его ждут тысячи предложений.

Логично, что и образование проявляет все больший интерес к новым формам обучения, преобразовываясь в образовательное киберпространство, E-learning стало самым важным стимулятором реформирования обучения. Дистанционное обучение, реализующееся посредством Интернета, соединяет в себе признаки традиционного заочного обучения и активное личное участие учителя и учеников в процессе обучения. Исчезает барьер в расстоянии между теми, кто стремится получить знания, и центрами обучения, поскольку отпадает необходимость в физическом присутствии участников педагогического процесса в одном постоянном месте в течение длительного времени, а широкие технические ресурсы делают возможным проведение виртуальных занятий преподавателя с группой студентов. Теперь любая школа имеет хотя бы одну компьютерную аудиторию, а многие из них имеют две, три и даже четыре.

Является ли виртуальная реальность для молодежи ее настоящим миром и источником достоверной информации? Интернет, по мнению молодых людей, – необходимый, наилучший и наибольший существующий источник информации. Благодаря Интернету молодежь имеет доступ к самым разным мыслям, которые сегодня и формируют картину мира. Интернет стал местом для встреч и общения со знакомыми и местом развлечений (E-mail, Интернет-сообщество, Irc, чаты, Usenet, дискуссионные форумы и пр.).

Школьная жизнь также все чаще ощущает это на себе. Однако здесь неизбежны проблемы, усиливающие нарастающее разочарование. Отторжение ученика классом, плохие оценки, давление родителей способствуют уходу в свой внутренний мир и бегству в Сеть. Именно там они становятся понятными для кого-то, принятыми, известными и даже выдающимися. Однако такие связи и отношения в целом довольно мелки, и те, кто научился выстраивать исключительно виртуальное общение, могут потом иметь проблемы с построением реальных связей с людьми в реальном мире.

Жизнь в информационном сообществе кроме бесспорного позитива, в большинстве случаев в виде быстрого доступа к информации и баз данных, несет в себе огромную опасность. Интернет как инструмент массовой коммуникации, легкий в использовании, общедоступный, не подлежит ни централизованному контролю, ни цензуре. И это притягивает, имеет огромное значение для пользователей как наиболее независимая медиа-коммуникация.

Проблемы, возникающие в связи с этой угрозой, имеют многомерный характер. И речь здесь идет не только об опасности возникновения болезней зрения, мышечно-каркасного скелета, о психических расстройствах. Речь об общественном характере проблемы, опасностях этического плана, например, о возрастании количества плагиата, неформальных групп и тому подобного.

Слишком долгое пользование информационно-компьютерными технологиями влечет за собой спад общественной активности человека, приводит к непоправимым изменениям в его психике, способе восприятия реального мира. Чаще всего все это проявляется в снижении «слуховой чуткости», когда молодые люди умеют смотреть, но не умеют слушать других людей и разговаривать с ними. ИК-технологии усложняют процесс межчеловеческой интеграции, создавая всего лишь возможность непрямых, иллюзорных контактов, которые не учат сосуществовать и сотрудничать с другими людьми. В результате молодые люди ощущают себя еще более одинокими.

Тревожным симптомом также являются нарастающие трудности с концентрацией и удержанием в памяти текста. Специфический стиль разговора и частое злоупотребление сокращениями, а также смайликами (:-), -(, -/) может привести к проблемам с нормальным формулированием мыслей. Печально и то, что пользователи Интернета, к сожалению, все чаще и очень вольно и безапелляционно трактуют принципы орфографии и пунктуации, что способствует фиксации неправильных образцов.

У многих молодых пользователей медиа наблюдается такое опасное явление, как «зачарованность» виртуальной реальностью. Новые мультимедийные технологии, объединяя звук, трехмерную картинку и даже прикосновение, создают такое впечатление реальности, что возвращение в реальный мир становится проблемой. Часто молодой человек отождествляет себя с виртуальным героем, потому что не замечает границ между фантастическим и реальным миром. Функция новейших, «наркотизирующих» медиа заслуживает особенно пристального внимания, потому что может легко склонить человека поменять джойстик на бейсбольную биту. Последствия частого просмотра сцен агрессии и насилия проявляются в одобрении плохих поступков и притуплении чуткости, что можно назвать «общественной бессердечностью».

Все больше люди, а особенно дети, становятся жертвами тревожности, запугивания и угроз в Интернете. В профессиональной литературе эти явления получили название «кибербуллинга» или компьютерной травли в таких формах, как запугивание, шантаж, рассылка вульгарных Е-mail и SMS, подкарауливание, рассылка издевательской информации, съемок, фильмов, написание обидных комментариев к записям в блоге или на дискуссионном форуме т. п.

Пользователи Интернета – подростки редко информируют ближайшее окружение о своих проблемах, а если и ищут помощи, то чаще всего у ровесников, а родители и педагоги редко узнают о таких ситуациях. Казалось бы, незначительный эпизод может иметь трагический финал: все чаще мы слышим о самоубийствах детей – жертв насилия со стороны ровесников.

Безусловно, тяжело определить границы времени пользования компьютером и Интернетом. Желательно, чтобы ребенок не сидел за компьютером перед сном. Огромное положительное значение имеют другие занятия, не связанные с компьютером и Интернетом: занятия спортом, прогулки во дворе, встречи с ровесниками, чтение книг.

Мобильные телефоны, компьютеры, электронная почта и Интернет имеют одинаково огромные образовательные достоинства и для нас, и для наших детей. В целом дети пользуются ими мудро – информируют нас о месте своего нахождения, общаются с приятелями, отрабатывают уроки и тому подобное. Уделяя своим детям время и внимание, мы можем быть спокойны, что они хорошо используют преимущества современной техники и избегут ее побочных последствий и несчастий.

Информационное общество, которым мы потихоньку становимся, не может не подвергаться критике. Современная педагогика должна учить как родителей, так и учителей в плане воздействия на своих подопечных, чтобы помочь им ответственно жить в эпоху информатизации масс, а предупреждение зависимости в этой сфере становится теперь одной из наиважнейших воспитательных задач семьи и школы.

Время, в которое мы живем, особенное, переломное. Медиа стали важным элементом широко понимаемого обучения культуре. Желательно, чтобы они стали в значительной степени источником положительной общественной активности молодых людей, с осознанием необходимости тщательно продуманного образования и хорошо спланированных медиа, объединяя разные уровни обучения.

Нам, живущим в XXI веке, остается только ждать, что принесет с собой ближайшее будущее, и догадываться, что ждет нас в дальнейшем.

Алисия Пшитомска

Источник
18.09.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!