Osvita.ua Среднее образование Современная школа «Перевернутое обучение» информатике
«Перевернутое обучение» информатике

Форма активного обучения, которая позволяет «перевернуть» привычный учебный процесс

«Перевернутое обучение» информатике

Известный философский закон взаимоперехода количественных и качественных изменений действует независимо от наших вкусов и политических взглядов. Стремительное расширение за последние десятилетия информационного поля, которое окружает человека, повлекло за собой появление постиндустриального информационного общества. И система образования, невзирая на известный консерватизм, должна реагировать на вызовы времени. Чтобы понять, что иногда приходится отказываться от вещей, к которым привыкали веками, достаточно ознакомиться с результатами исследований, опубликованных в статье «Обучения посредством лекций неэффективно, говорят ученые».

«Перевернутое обучение» – это форма активного обучения, которая позволяет «перевернуть» обычный процесс обучения таким образом: домашним заданием для учеников является просмотр соответствующих видеофрагментов с учебным материалом следующего(!) урока, ученики самостоятельно проходят теоретический материал, а в классе время используется на выполнение практических заданий.

«Перевернутый класс» – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий меняются местами. Ученики смотрят дома короткие видеолекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждения проектов и дискуссии. Видеолекции часто рассматриваются как ключевой компонент в «перевернутом подходе», они создаются преподавателем и размещаются в Интернете.

Авторами технологии «Перевернутое обучение» считаются учителей химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн (США). В 2008 году они стали записывать видеоролики со своими лекциями и предлагать их своим ученикам для домашней проработки. В своей книге «Перевернутое обучение или как достучаться к каждому ученику на уроке» они рассказывают об особенностях этой технологии и ее возможностях.

В 2010 году Clintondale High School в г. Детройте, США, стала первой «перевернутой школой», которая полностью перешла на принцип «перевернутого обучения».

Однако авторы указывают на трудности внедрения этой технологии: большой объем технической подготовительной работы; зависимость от технического оснащения школы и учеников.

Идея «перевернутого обучения» перекликается с тем, что уже много лет продвигают в информатике творческая группа учителей «Аспект»: предыдущее ознакомление учеников дома с новым учебным материалом по учебнику, а на уроке – короткий разбор проблемных моментов, закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков. Оценивание усвоения нового материала проводится в конце того же самого урока(!) посредством выполнения заданий в рабочей тетради, компьютерного тестирования и тому подобного. В будущем, при условии обеспечения ученикам равного доступа к компьютерам во внеурочное время (например, после реализации программы «Один ученик – один компьютер»), останется сделать один шаг – заменить учебник пакетом мультимедийных материалов для домашнего использования.

Программы, рекомендованные для использования МОН Украины, как правило, очень насыщены учебным материалом и предусматривают изучение информатики в течение одного часа в неделю. Традиционными средствами классической педагогики достичь усвоения такого объема материала учениками, да еще и сформировать стойкие практические навыки за отведенное время невозможно.

Для выполнения насыщенных действующих программ информатики приходится искать пути интенсификации проведения уроков. Предлагаемое «перевернутое обучение», в частности, предусматривает отказ от таких неэффективных в условиях ограниченного времени приемов: выступление учеников возле доски, фронтальный опрос, диктовка конспектов, просмотр длительных учебных фильмов и презентаций и тому подобное. Вместо этого вводятся элементы педагогики сотрудничества: учитель выступает скорее в роли коллеги и консультанта. Ученики овладевают учебным материалом, в значительной мере при самообучении, что содействует развитию познавательной активности и самостоятельности.

Основными элементами предлагаемой методики являются:

  • использование лаконичных (не более 5‑6 стр. за урок) учебников;
  • предварительное ознакомление учеников с новым учебным материалом дома;
  • на уроке – короткие объяснения к новому учебному материалу по текстам учебника (Использование учебника позволяет уложиться во время, отведенное на объяснение, не пропустить ключевые моменты, не отойти от темы урока);
  • проведение оценивания знаний и навыков учеников при выполнении практической работы (Как правило, каждый ученик получает оценку за урок. Ученики знают, что будут работать на конкретный результат, это мотивирует их к работе);
  • проведение на каждом уроке формирования и проверки навыков, которые базируются на материале текущего урока (Там, где за компьютером сидят два или даже три ученика, оценивание учебных достижений может проводиться в порядке очереди через урок. Такие группы рекомендуется комплектовать из учеников одинакового уровня учебных возможностей);
  • выставление оценки как совокупной за знание теории и практические навыки (Пока ученики выполняют работу, учитель получает до 25 мин времени, которое можно использовать для помощи отстающим ученикам, принятия выполненных работ, устранения возможных сбоев в работе оборудования и тому подобное);
  • разрешение использования учениками информационных материалов во время работы;
  • внедрение средств делания и невыгодности «списывания» невозможным;
  • индивидуальная защита (сдача) своих практических работ;
  • внедрение рабочих тетрадей для практических работ (Тетради сохраняются в кабинете информатики, выдаются ученикам в начале работы и собираются для проверки и оценивания в конце урока).

Использование рабочей тетради имеет такие преимущества:

  • документируемое оценивание знаний и навыков учеников на каждом уроке;
  • «юридически» обоснованное выставление оценок;
  • наглядное и беспрекословное «правовое поле» для работы учителя;
  • поурочный инструктаж по технике безопасности документируется и не занимает много времени;
  • уровневость практической работы определяется количеством и качеством выполненных действий;
  • оценка учитывает знания теории и практические навыки;
  • выставление обоснованной оценки занимает мало времени учителя;
  • оценивание можно проводить во внеурочное время;
  • создание условий для осознания учениками невыгодности списывания;
  • каждый ученик получает оценку за урок, что мотивирует их на работу;
  • учитель меньше отвлекается на оценивание и работает более производительно;
  • пока ученики работают с тетрадями, учитель имеет время для помощи отстающим ученикам, принятие выполненных работ, устранение возможных сбоев в работе оборудования и тому подобное.

Общая оценка выставляется учителем в специальном поле как сумма баллов, полученных за выполнение заданий. Оценивается лишь то, что выполнено и записано учеником в тетрадь или сохранено на компьютере в собственной папке!

Понятно, что использование только лишь учебников и рабочих тетрадей не является полной концепцией «перевернутого обучения». Но такой подход с предыдущим просмотром нового материала дома из учебника пока еще является наиболее реальным в условиях украинской школы. Имеем надежду, что и использование видеороликов в Интернете впоследствии станет у нас таким же обычным для учителей и доступным для учеников, как и использование рабочих тетрадей и учебников сейчас.

В контексте «перевернутого обучения» возникает вопрос: как заинтересовать детей дома изучать материал на опережение, когда и обычные домашние задания ученики выполняют не всегда качественно. По-видимому, единственный способ решения этой проблемы заключается в том, что видеоуроки, видеолекции или учебники, которые используются в данной методике, должны быть интересными, насыщенными и понятными не только учителю, но и школьнику. Роль учебника в современном мире существенно изменилась. Учебник в идеале должен не только содержать фактический материал будущего урока, который, кстати, можно найти где угодно в Интернете, а именно быть интересным и понятным, отвечать возрастным особенностям восприятия учениками информации, учитывать межпредметные связи!

Часто школьные учебники пишутся узкими специалистами без консультирования с детскими психологами, а также без учета уровня учебных достижений учеников в других предметах, начиная со скорости чтения и заканчивая математикой, физикой, языками, литературой, историей и тому подобное. Если школьные учебники не будут учитывать всего перечисленного, то их роль и полезность с развитием доступности к сети Интернет в школах сойдут на нет, ибо обучение по таким «учебникам», особенно по «перевернутой методике», мало чем будет отличаться от обучения по материалам, самостоятельно найденными учениками на разнообразных Интернет-ресурсах.

Даже с учетом ограниченных технических возможностей современного украинского образования методика «перевернутого обучения» информатики внедрена в школах разных регионов Украины и в большинстве случаев дает хорошие результаты усвоения учениками новых знаний и навыков. Изучается возможность ее использования при изучении других предметов.

Александр Пилипчук, Василий Ластовецкий, Евгений Шестопалов для Освіта.ua

Освіта.ua
02.09.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!