Osvita.ua Среднее образование Современная школа Гражданское образование: «Зато мы хорошо поем!»
Гражданское образование: «Зато мы хорошо поем!»

Школьное образование останется никак не связанным с реальностью, которая окружает детей

Гражданское образование: «Зато мы хорошо поем!»

Летом Министерство образования и науки выдало приказ № 995 от 17 июля 2013 года о проведении мониторинга качества образования учащихся средней школы. Будут проверять знания учеников 5-х и 10-х классов по обязательным школьным предметам. Перечень этих предметов достаточно длинный (особенно для десятиклассников), однако сейчас хотелось бы обратить внимание на один из них – гражданское образование, знание которого должны продемонстрировать пятиклассники. Ученики овладевали гражданским образованием в пределах курса «Я и Украина» в 1‑4-х классах. Согласно новому Государственному стандарту начального образования, обществоведческое направление теперь представлено курсом «Я в мире», который будет изучаться в 3‑4-х классах. Сложно сказать, что ожидают увидеть в ответах чиновники Минобразования и работники Института инновационных технологий и содержания образования (именно на последних возложено задание проведения мониторинга и анализа его результатов). Однако уже сейчас можно сказать, что с точки зрения здравого смысла даже ответы отличников и отличниц будут очень безутешными. И проблема не в том, что дети плохо усвоили программу. Просто слишком много вопросов вызывает содержание того, чему учат украинских школьников, называя это «гражданским образованием».

Предлагаю вам ознакомиться с содержанием учебников «Я и Украина», по которым учились нынешние пятиклассники. Министерство рекомендовало для использования комплект авторов Н. М. Бибик и Н. С. Коваль.

Элементы гражданского образования в учебниках по данному предмету представлены, прежде всего, в информационном блоке об Украине как государстве – дети знакомятся с государственными символами и усваивают, что их нужно уважать, узнают о географических, климатических особенностях Украины, ее экономике (конечно, на очень простом уровне).

Поскольку собственно объем информации, который предоставляется ученикам, является очень ограниченным и может быть пересказан на одном листе, то стоит сосредоточиться на том, в каком контексте эта информация подается и каким именно способом.

Во-первых, характер изложения материала очень эмоциональный. Детей призывают любить родной край – с этого начинается учебник для 1-го класса (с. 3). На с. 72 этого же учебника идет речь о том, что наилучшее место на земле – это то, где ты родился. В учебнике для 3-го класса на 15-й странице отмечено, что «нет роднее Родины». Очень часто при упоминании о государстве, о народе используются родственные метафоры – деды-прадеды, народ – большая семья и тому подобное. На первом уроке в учебнике для 4-го класса одной из черт, за которую уважают украинцев, названо оберегание семейного уюта.

Такой несколько примордиальный подход к определению народа и государства (как большого дома, где живет семья-народ), то есть имплицитное представление, что украинцы – это лишь люди, объединенные определенным «кровным родством», «семейными» связями и общим происхождением, закладывает почву для разных форм ксенофобии и противопоставления «нас» ‑ большой семьи – «чужестранцам», людям, которые визуально или культурно выделяются среди других. Скажем, на 5-й странице учебника для 2-го класса рассказывается, что в Украине живут представители разных народов, и она является многонациональным государством, но титульной нацией являются именно украинцы, причем эта фраза выделена жирным шрифтом. Также народы сравниваются с деревьями в лесу, укрытыми цветом-языком. Такое понимание народа как определенной исторически неизменной сущности, которой по определению присущи определенные черты и которая не может в силу этого смешиваться с другими подобными сущностями, как масло не смешивается с водой, снова-таки, побуждает к определенной групповой идентификации, что исключает всех неукраинцев. К ним можно (и нужно) относиться толерантно, но они никогда не станут принадлежать к сообществу «народа», потому что у них другое происхождение.

Подобное мировоззрение не просто не отвечает современному состоянию исторической и политической науки и сущности понятий «народа», «нации» и «государства», но и противоречит тем базовым ценностям равенства, открытости и противодействия дискриминации, формирование которых задекларировано учебными программами и официальными документами, начиная с Декларации прав человека и заканчивая Конституцией Украины.

Во-вторых, для описания Украины употребляется несколько схем, которые переходят из года в год и являются достаточно ограниченными: Украина – богатая («лесами, реками и плодородными степями», талантливыми людьми, полезными ископаемыми и тому подобное), большая, независимая. Ученикам предлагается выяснить, что производят в их регионе, а также какие исторические достопримечательности или знаменитые украинцы есть на их малой родине. Однако, судя по учебнику, Украина является преимущественно сельскохозяйственной страной, население которой живет либо в белых избушках под соломенной крышей, либо в исторических городах наподобие Киева и Львова, а половина населения ежедневно ходит на работу в вышивках и веночках, причем занимается эта половина народными промыслами. По крайней мере, такое впечатление складывается от иллюстраций в учебниках, а также из фраз о том, что украинцев во всем мире почитают, прежде всего, за «любовь и уважение к свободному труду, особенно хлебопашескому», за народные песни (с. 10, 4-й класс).

Учеников настойчиво призывают почитать традиции своего народа, которые заключаются, похоже, преимущественно в праздновании религиозных праздников. В каждом из учебников рассказывается о традициях празднования Рождества, Пасхи и тому подобное, в стиле (или с прямым цитированием) классических «Обычаев нашего народа» Олексы Воропая. Нельзя не заметить, насколько такой подход к описанию «украинскости» отличается от нашего настоящего – Украина является высокоурбанизированным государством с экономикой преимущественно индустриального характера. Вряд ли можно согласиться, что сегодня «чрезвычайно много об украинском народе говорят такие слова, такие понятия: казак, чумак, хлебороб и кобзарь», как это сказано в учебнике для 3-го класса, ведь почти 70 % украинского населения составляют жители городов.

В-третьих, линия прав человека и прав ребенка, обязанностей гражданина, которая присутствует во всех учебниках курса «Я и Украина», когда учеников знакомят с тем, что такое закон, права и обязанности, Конституция и тому подобное, содержит некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Так, по мнению авторов учебников «расти гражданином своей страны – означает стремиться к знаниям, мудрости, к полезной людям деятельности, узнавать об истории своего народа, беречь все лучше, что нам досталось от дедов-прадедов, почитать традиции украинского народа» (2-й класс). Сложно связать что-то из этих черт (кроме разве что стремления к знаниям и полезной людям деятельности) с современной демократической политической культурой.

Конституция, определенная как основной закон Украины, по мнению авторов, является чрезвычайно важной. Цитируя учебник для 2-го класса, «каждый народ хочет иметь совершенную Конституцию, ведь от нее зависят счастье и судьба народа». Но уже в 3-м классе дети узнают, что запомнить все законы невозможно, ведь их так много, а незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. В этой ситуации авторы предлагают интересный выход – достаточно придерживаться десяти библейских заповедей (или близких к ним моральных норм других мировых религий), чтобы не стать на тропу преступности (с. 53). Иллюстрация к этому тезису ‑ две книги, подписанные как Конституция и Закон Божий – призвана, очевидно, показать равнозначность этих двух источников информации о надлежащем поведении. Ввиду того, что в этой самой Конституции написано, что образование в Украине имеет светский характер (статья 35), такой подход к изложению детям основ права выглядит немного парадоксальным.

Важным аспектом гражданского образования является образование гендерное, акцентирование необходимости гендерного равенства. Однако учебники по предмету «Я и Украина» не просто игнорируют этот аспект – они являются примером (иногда кричащей) асимметрии в изображении ролей и позиций в обществе женщин и мужчин. Начиная с обложек, где мальчики изображены с книжкой (2-й класс) или лупой (3-й класс), а девочки – всегда с цветами, создаются четкие ниши, в которые укладываются возможные варианты поведения для каждого из полов.

Если изображаются дебоширы, забияки или прогульщики – это всегда ребята. Девочки ни разу не показаны на иллюстрациях к учебникам в грязной или неряшливой одежде, они не дебоширят и не бегают. Вместо этого, если идет речь о какой-то домашней работе, которую авторы учебников призывают учеников выполнять, помогая родителям, то на картинках ее всегда выполняют женщины или девушки – лишь в некоторых случаях это мальчики (но не мужчины!), которые занимаются уборкой.

В то же время на уроке о профессиях все виды деятельности проиллюстрированы мужскими изображениями, в том числе и повара, кроме учительницы и врача. Интересно, что такой подход вполне совпадает с данными, приведенными Госстатом, о половом распределении студентов по разным специальностям. Больше всего женщин учится в вузах всех уровней именно на педагогов и медиков (и младший медперсонал). Таким образом, у детей создаются (или воспроизводятся) стереотипы относительно «женских» и «мужских» профессий и занятий: женщина занимается домашним трудом, присматривает за детьми, если и работает, то на низкооплачиваемой и социально непрестижной работе, а мужчина занимается серьезными делами на работе, читает, исследует, руководит.

Конечно, можно подумать: зачем придираться к учебникам и предмету, который через два года навсегда исчезнет из школьной программы? Однако один из авторов вышеописанных учебников принимал участие в разработке новой учебной программы курса «Я и Украина», который со следующего года будут изучать третьеклассники. Поэтому можно допустить, что серьезных изменений в содержании гражданского образования в младшей школе нам не видать.

Что это означает? Во-первых, что школьное образование останется никак не связанным с реальностью, которая окружает детей, а часто вообще противоречит их опыту. Во-вторых, школа будет воспитывать странных «граждан» ‑ послушных, покорных, патриархальных. Поэтому возможно, будет не так уже и трагично, если в октябре пятиклассники продемонстрируют на мониторинге, что плохо усвоили курс гражданского образования.

Ирина Когут, Центр исследования общества

Освіта.ua
06.09.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!