Osvita.ua Среднее образование Современная школа Авторская концепция обучения информатике
Авторская концепция обучения информатике

Авторы презентуют разработку учебно-методичного комплекса преподавания курса информатики

Авторская концепция обучения информатике

Обобщив многолетнюю практику разработки учебно-методических материалов и обучения информатике в базовых и старших классах школ Украины, мы разработали комплект средств обучения информатике для 5-го класса в таком составе:

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • компьютерные тренажеры;
  • методические советы для учителя;

Учебное пособие. Курс информатики в базовой школе призван научить детей правильно применять компьютер без вреда для здоровья, помочь понять, что это не игрушка, а сложное устройство, которое имеет много полезных возможностей, научить использовать эти возможности, а также начать формирование операционного мышления и основных понятий алгоритмизации и программирования.

Наш учебник строится по принципу «Один урок – один параграф». Это позволяет детям хорошо ориентироваться в изучении определенного учебного материала, а родителям – контролировать деятельность ребенка и помогать ему.

Рекомендованная МОН Украины «Программа курса «Информатика». 5–9 классы общеобразовательных учебных заведений» предусматривает, что «…распределение содержания и учебного времени является ориентировочным» и «…авторам учебников предоставляется право корректировать последовательность изучения тем».

Учитывая это, мы, сохранив соответствие требований к учебным достижениям учеников, приведенных в программе для каждой темы, сформировали такое содержание учебника:

  • Основы работы с компьютером – 6 час.
  • Основы работы с текстом – 5 час.
  • Растровый графический редактор – 4 час.
  • Компьютерные сети – 4 час.
  • Вступление в программирование – 13 час.

Такая последовательность и содержание изучения информатики в 5-м классе в значительной мере исправляют недостатки упомянутой программы (детальнее см. «О новой школьной программе по информатике для 5–9 классов» http://osvita.ua/school/school_today/35148/).

Материал учебника реализует основные принципы развивающего обучения. Овладев им, ученики после изучения курса 5-го класса получат алгоритмические, технологические и телекоммуникационные навыки:

  • включать и выключать компьютер, работать с интерфейсом пользователя операционной системы, запускать программы и завершать работу с ними;
  • выполнять несложные рисунки в графическом редакторе, набирать тексты небольшого объема в текстовом редакторе;
  • осуществлять поиск информации в Интернете и сохранять ее;
  • составлять линейные алгоритмы для решения разнообразных задач;
  • составлять и выполнять команды программ в среде ЛогоСити.

С целью обеспечения государственных требований к уровню общеобразовательной подготовки к ознакомлению с информационно-коммуникационными технологиями учебник для 5-го класса:

  • предусматривает работу на компьютере, начиная с первого урока;
  • в первом параграфе содержит правила безопасной работы на компьютере;
  • содержит сведения о составляющих компьютера, назначении его основных частей;
  • учит основным правилам работы с клавиатурой и мышью;
  • учит запускать программы для выполнения заданий и заканчивать работу с ними;
  • учит работать с текстом, редактировать и сохранять его;
  • учит создавать и сохранять рисунки, работать с фрагментами изображений;
  • содержит сведения о локальных и глобальных сетях, учит работать с ними;
  • учит искать информацию в Интернете и сохранять ее.

Каждый параграф имеет 3–4 страницы иллюстрированного, лаконичного и понятного для учеников текста. Учебный материал каждого параграфа дозируется для усвоения учеником в течение 45-ти минут урока. Научная терминология объясняется посредством простых примеров, что отвечает особенностям детей данной возрастной категории и требованиям содержания Государственного стандарта базового общего образования.

Курс информатики в 5-м классе рассчитан на 35 часов с учетом трех часов резерва. Учебный учебник имеет 32 параграфа общим объемом 112 страниц.

Рабочая тетрадь. Для выполнения очень насыщенной информацией программы приходится искать пути интенсификации проведения урока. Кроме того, возникает вопрос, посредством какого средства можно быстро и объективно оценить учебные достижения одновременно всех (!) учеников. Заметим, что, в отличие от старших классов, проверка качества знаний посредством компьютерного тестирования в 5-м классе является нежелательной, поскольку увеличивает время пребывания учеников за компьютером.

По мнению авторов, эффективным средством контроля является рабочая тетрадь с печатной основой. Подобные тетради хорошо зарекомендовали себя в старших классах.

Использование рабочей тетради предоставляет такие возможности:

  • документируемое оценивание учебных достижений учеников на каждом уроке;
  • наглядное и беспрекословное «правовое поле» работы учителя;
  • инструктаж по технике безопасности на каждом уроке документируется в тетради;
  • уровневость упражнения или практической работы определяется количеством и качеством выполненных действий;
  • итоговая оценка учитывает знания теории и практические навыки;
  • каждый ученик получает оценку за урок, что мотивирует его к работе;
  • выставление обоснованной оценки не занимает у учителя много времени;
  • оценивание может проводиться во внеурочное время;
  • учитель во время урока не отвлекается на оценивание и работает более производительно;
  • пока ученики работают с рабочими тетрадями, учитель имеет время для помощи отстающим ученикам, приема выполненных работ, работы с одаренными учениками, устранения сбоев в работе оборудования (при отсутствии лаборанта) и тому подобное.

Рабочая тетрадь включает 26 упражнений и шесть практических работ, рассчитанных на индивидуальное выполнение во время урока.

Упражнения предназначены для закрепления теоретического материала текущего урока и отработки соответствующих практических навыков. Практические работы предназначены для формирования и закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе изучения раздела. Упражнения и практические работы имеют одинаковую структуру и методику оценивания, что упрощает работу с ними.

Упражнение длительностью до 25 мин. выполняется на каждом уроке и объединяет письменную работу в тетради (до 10 мин.) и на компьютере (до 15 мин.). Для практической работы отводится отдельный урок.

Выполняя упражнение или практическую работу, которые включают от двух до шести заданий, ученик может заработать оценку до 12-ти баллов за знания теории и/или практические навыки работы на компьютере.

Задания подобраны так, что за каждое из них в зависимости от сложности и объема можно получить до 2, 3 или 6-ти баллов. Письменные ответы на практические и теоретические задания ученик должен вписывать в отведенные для этого места. Файлы, созданные в результате практических действий, ученики записывают на компьютере в собственные папки. Оценивается лишь то, что выполнено и записано. На 4-й странице тетради есть «Правила техники безопасности при работе на компьютере», о которых учитель напоминает ученикам в начале каждого урока. В заголовке каждого упражнения или практической работы имеется специальное поле для подписи ученика, что он прошел «Инструктаж по технике безопасности».

Тетради сохраняются в кабинете информатики, выдаются ученикам в начале работы и собираются для проверки и оценивания в конце урока.

Компьютерные тренажеры. Использование компьютера налагает определенные особенности и предоставляет новые возможности для проведения урока. Например, рекомендуется использовать разнообразные тренажеры: мыши, клавиатуры, редактирования текста и тому подобное.

Из большого разнообразия компьютерных тренажеров авторы рекомендуют использовать популярные в школах Украины простые, надежные и эффективные тренажеры: мыши WMouse, клавиатуры Key, редактирование текста WCorreсt.

Предлагаемые тренажеры позволяют адаптировать упражнения и оценивание к возрастным особенностям учеников 5-го класса путем редактирования текстов, которые используются для тренировки.

Рекомендованные к использованию тренажеры и инструкции по работе с ними можно найти и бесплатно скачать с многих сайтов в Интернете или с сайта издательства «Аспект» http://aspekt-edu.kiev.ua/.

Методические советы для учителя. Как уже было сказано, программа, рекомендованная МОН Украины к использованию в 5‑9-х классах, насыщена учебным материалом и для 5-го класса предусматривает изучение информатики в течение лишь одного часа в неделю. Традиционными для других учебных предметов средствами достичь усвоения такого объема материала учениками да еще и сформировать стойкие навыки работы за отведенное время практически невозможно.

Для интенсификации проведения урока следует вводить элементы педагогики сотрудничества: учитель при этом выступает скорее в роли коллеги и консультанта, не стесняется учиться новому вместе со своими учениками. Ученики овладевают учебным материалом в значительной мере самообучением, что содействует развитию познавательной активности и самостоятельности.

Основные методические советы при изучении курса информатики в 5-м классе:

  • на каждом уроке проводится как изучение нового материала, так и оценивание учебных достижений при его усвоении;
  • полученные знания и навыки закрепляются, проверяются и оцениваются во второй части текущего урока посредством рабочих тетрадей или других наработок учителя;
  • все уроки информатики имеют одинаковую структуру;
  • поощрение учеников к работе с учебником на уроке и дома;
  • предварительное ознакомление учеников дома с новым учебным материалом;
  • уровневость оценивания упражнений и практических работ определяется количеством и качеством выполненных заданий;
  • на уроке – краткое объяснение нового учебного материала по тексту учебника о ключевых моментах урока;
  • документируемое оценивание учебных достижений учеников на каждом уроке;
  • выставление оценки как совокупной за знание теории и практические навыки;
  • рабочая тетрадь предназначена для документируемого оценивания учебных достижений учеников по базовому курсу информатики;
  • рабочая тетрадь включает упражнения и практическую работу, рассчитанные на индивидуальное выполнение во второй части урока;
  • упражнения предназначены для закрепления теоретического материала текущего урока и отработки соответствующих практических навыков;
  • практические работы предназначены для формирования и закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе изучения раздела;
  • упражнения выполняются на каждом уроке и объединяют письменную работу в тетради и работу на компьютере;
  • практические работы, для которых отводится отдельный урок, являются обязательными для выполнения и оценивания;
  • теоретические знания проверяются посредством письменного тестирования;
  • во время выполнения заданий в рабочей тетради позволяется пользоваться учебником или другими информационными материалами;
  • если за компьютером сидят два или даже три ученика, оценивание учебных достижений может проводиться в порядке очереди через урок. Такие группы рекомендуется комплектовать из учеников с приблизительно одинаковым уровнем учебных достижений;
  • внедрение средств для невозможности и невыгодности «списывания»;
  • индивидуальная защита (сдача) упражнений и практических работ.

Общая оценка выставляется в специальном поле как сумма баллов, полученных за выполнение заданий. Оценивается лишь то, что выполнено и записано учеником в тетрадь или сохранено в собственной папке.

О. П. Пилипчук, Е. А. Шестопалов, для Освіта.ua

Освіта.ua
22.08.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!