Osvita.ua Среднее образование Современная школа Киевские инициативы: back officе
Киевские инициативы: back officе

"Школа XXI века: киевские инициативы" — под таким многообещающим названием на минувшей неделе в Киеве проходил Форум министров образования европейских стран

Киевские инициативы: back officе

Дело, безусловно, хорошее и нужное. Особенно в ситуации, когда наша страна идет (точнее сказать — ковыляет) к задекларированной евроинтеграции весьма неуверенно: одной ногой ступила на путь в Европу, а вторую подняла в неопределенности, оглядываясь в другую сторону.

Казалось бы, этот представительный форум (как сообщалось, принять участие в нем были приглашены министры образования из 44 стран) — наилучшая возможность послушать, какие образовательные проблемы волнуют сегодня Европу и мир, поучиться чему-то полезному и, так сказать, себя показать.

Какими же инициативами мы хвастались перед Европой? Как они были восприняты первыми лицами образования других стран? Каков результат саммита? Собственно, во имя какой светлой образовательной цели собирались министры образования в столице Украины?

Перечень вопросов можно продолжить. Они сегодня на устах многих людей, интересующихся проблемами образования. К сожалению, наши просвещенцы о форуме почти ничего не узнали: как это ни странно, о нем крайне мало информации. «Единое информационное окно Украины», пообещавшее прямую трансляцию, не обеспечило ее на надлежащем уровне. Посетители сайта жаловались, что трансляция некачественная, прерывается, время от времени исчезает звук.

Запись трансляции форума после его завершения так и не появилась на сайте. Вместо этого в рубрике «Актуальное видео» можно посмотреть, как студенты Николаевского аграрного государственного университета осуждают поступок Дарьи Степаненко, не по назначению использовавшей букет цветов для министра. Очевидно, это событие для нашего образования актуальнее, чем суть выступлений европейских профильных министров.

Узнать о том, что именно говорили первые просвещенцы Европы, смогли очень и очень немногие из желающих. Как и прочитать выступления докладчиков хотя бы на английском. Вместо них www.osvita.com предлагает посетителям произвольный пересказ самим министром решений саммита, результатами которого, как и всеми своими свершениями Д.Табачник, конечно же, доволен.

Планировалось, что на форуме будут обсуждены три важных вопроса: «Образовательные системы в мультикультурных обществах: создание культуры жизни в мире и согласии», «Компетенции жизнеспособности в демократических обществах XXI в.», «Школьное образование и университеты: создание общеобразовательного европейского пространства».

По словам Табачника, все вопросы были рассмотрены, разработаны семь направлений евроинтеграции среднего образования и проекты практических действий по каждому из них: дошкольное образование, преподавание истории, толерантность, языковой вопрос, информационно-коммуникативные технологии, развитие международных партнерских связей учебных заведений, подготовка учителей.

Конечно, положение дел в каждом из этих направлений в Украине — тема отдельного разговора. Но удивляет другое: о каких киевских инициативах относительно толерантности рассказывал коллегам из Европы министр, «прославившийся» своими нетолерантными высказываниями о галичанах и о ветеранах УПА? Инна Совсун, глава общественной организации «Центр исследования общества», в частности, отметила: «Уровень толерантности Дмитрия Табачника уже давно приобрел широкую огласку.

Однако накануне форума были обнаружены еще более впечатляющие примеры «политической толерантности» руководителей образовательной сферы в Украине. Заместитель министра Е.Сулима не просто провозглашает нетолерантные взгляды, но и за средства государственного бюджета пропагандирует откровенно расистские идеи. Так, в учебнике «Политическая философия» (2006 год), соавтором которого он является, читаем: «Окружность черепа и величина мозга — внешние признаки большей или меньшей духовной и интеллектуальной одаренности. У людей умственного труда средняя окружность головы больше, чем у тех, кто занимается физической работой. [...] В целом окружность черепа уменьшается от европейской расы к монголам, индийцам, малайцам, неграм и австралийцам».

После таких текстов проведение международных форумов о толерантности выглядит, по меньшей мере, цинично. В цивилизованной стране процитированное заявление привело бы к политической смерти, не говоря уже о том, что пропагандирование такой идеологии в учебниках должно стать предметом детального расследования со стороны правоохранительных органов».

Нельзя считать демонстрацией толерантности и то, как поступили с благословения власти правоохранители с абсолютно непомпезным студенческим контрфорумом, проходившим параллельно с саммитом министров. Активист независимого профсоюза студентов «Пряма дія» Илья Власик: «Мы пытались рассказать об истинных проблемах украинского образования, о его коммерциализации и ксенофобских проявлениях. Потому что считали, что рассказ об этом нашего министра будет лицемерным. Как и на официальном форуме, у нас планировалась работа в секциях, среди которых была и секция по проблемам среднего образования. На контрфорум съехались студенты из разных стран — России, Грузии, Беларуси, Великобритании, Германии, Австрии. К сожалению, на Михайловской, а потом и на Софийской площади, куда бойцы «Беркута» вытеснили нас, нам не удалось развернуть палатки, декорации и аппаратуру. Два часа мы стояли в окружении милиции. И все же наш форум состоялся, хотя и в импровизированном виде».

Судьба студенческой демонстрации значительно нагляднее продемонстрировала ценности руководства образования и государства, чем лицемерные заявления Дмитрия Табачника о том, что контрфорум — это нормальное явление.

Особого внимания заслуживают еще два направления, озвученные министром как такие, которые успешно будут решены. Это преподавание истории и языковой вопрос. По словам Дмитрия Табачника, Совет Европы поддержал подготовку общего пособия по истории для учителей всех стран Европы. Возможно, это был бы интересный эксперимент, если бы не скромный комментарий от «Единого образовательного информационного окна»: «Украина и РФ работают над созданием общего пособия по истории для учителей. По словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, первые пять разделов нового учебника по истории для школ Украины и России ученые обсудят в Киеве 16 октября».

Итак, идея Табачника о совместном с Россией учебнике истории, вызвавшая большой резонанс в обществе еще год назад, живет и побеждает. Только теперь она получила официальное прикрытие решениями европейского форума. Неужели зарубежные министры имели в виду именно этот вариант сотрудничества?

Похожая ситуация и с языковой политикой. «Накануне этого форума директорат Совета Европы по вопросам образовательной и языковой политики в Страсбурге закончил очень важный официальный документ, переданный нам вчера, под названием «Языковая образовательная политика Украины», — цитирует министра osvita.com. — Мне очень приятно, что образовательная языковая политика в Украине получила одобрительную оценку экспертов Совета Европы по абсолютному большинству измерений». Что это за абсолютное большинство измерений — широкой массе не объяснили. Но представляете, какие законы о языках можно протолкнуть под этим соусом? Никакой Венецианской комиссии такое и не снилось! И особенно уместно это будет перед весенними парламентскими выборами, когда антиоранжевым партиям придется выполнять давние обещания относительно статуса русского языка в Украине.

Если о сути «киевских инициатив» большинство работников образования так и не узнало, то другая «инновация» нашего Минобразования вызвала у руководителей некоторых учебных заведений, мягко говоря, удивление. Согласно распоряжению Кабинета министров Украины «О проведении Форума министров образования европейских стран «Школа ХХI века: киевские инициативы» (№859-р от 12 сентября 2011 г.), «финансирование Форума осуществляется за счет средств, предусмотренных Министерству образования и науки, молодежи и спорта в Государственном бюджете Украины на 2011 год для указанных целей».

Однако находчивое министерство сэкономило государственные средства, заставив школы (а следовательно — родителей учеников) оплачивать некоторые счета дорогих гостей. Сделали это гениально просто, прикрывшись благородными намерениями. «Делегации из стран Европы, прибывшие на Форум министров образования европейских стран «Школа XXI века: киевские инициативы», посетят киевских школьников», — сообщает официальный информационный портал www.osvita.com.

Так и было. Но, как стало известно из достоверных источников, с некоторыми нюансами. На совещании в министерстве уважаемые европейские гости были «распределены» между директорами четырех десятков лучших школ Киева. Каждое из этих учебных заведений должно было встретить закрепленного за ним гостя (а это означает — найти деньги на бензин до Борисполя и обратно, дважды уплатить таможенный сбор за пользование залом для VIP-делегаций), организовать обязательную культурную программу ну и, конечно, накормить. А потом доставить в отель «Ук­раина», где Минобразования забронировало номера для делегатов.

Но на этом хлопоты руководителей школ не закончились: некоторые из делегатов решили задержаться еще на время. Так вот, закрепленным за ними образовательным заведениям пришлось дополнительно изыскивать средства. А теперь спросим себя: откуда школы взяли деньги на эти непредвиденные затраты? Всем известно, что государство не выделяет средства даже на тряпки для мытья пола. Вспомним, как премьер Николай Азаров, посетив накануне 1 сентября обычную киевскую школу, озаботился ее недокрашенными стенами и фасадом.

По данным «Национального доклада о состоянии и перспективах развития образования в Украине», подготовленного Академией педагогических наук к 20-летию независимости, кабинеты физики у нас оборудованы на 17—35% (только в Киеве — на 40%), кабинеты биологии — на 17—24%, на один компьютер в среднем по стране приходится 27 учеников (в Европе — 1,5). Неужели министерство этого не знает? На что же (или на кого) надеялись государственные мужи, перекладывая на плечи школ VIP-расходы? Спонсорами форума европейских министров частично стали, сами об этом не ведая, родители школьников. Потому что их «благотворительные фонды» — чуть ли не единственные финансовые ресурсы школ.

Итак, саммит завершился. И — тишина. Никакого информационного бума он не вызвал. И не потому, что СМИ любят писать и сообщать только о скандалах (поступок студентки, которая, по словам самого министра, «энергично вручила» ему букет, стал событием номер один форума), а потому что, очевидно, нечем хвастаться. Иначе решение киевского саммита министров уже получило бы широкую огласку. Скупость и дозированность официальной информации об этом событии, его некоторая кулуарность (не сообщалось даже, сколько всего министров и из каких стран приняли участие в форуме) — все это весьма показательно.

Почему на форум был приглашен ограниченный круг преимущественно лояльно настроенных к политике министра Табачника просвещенцев? Почему до сих пор не обнародовано принятое коммюнике? Некоторые из известных работников образования, не приглашенных на форум из-за критики курса Табачника, считают: если бы это был значимый документ, его, конечно, не прятали бы как кота в мешке.

Безусловно, Д.Табачник возлагал на этот форум большие надежды — как в плане собственного самоутверждения, так и в смысле политическом: возможность реабилитироваться в глазах президента и высшего политикума. Очевидно, результат киевской встречи министров не оправдал этих ожиданий. «Киевские инициативы» в отношении общеобразовательной школы, которые, по замыслу организаторов, должны были стать чем-то вроде Болонского соглашения относительно высшего образования, потерпели фиаско.

Авторы: О. Онищенко, Л. Суржик

Дзеркало тижня
27.09.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!