Osvita.ua Среднее образование Современная школа Как изменилось образование в Украине за 20 лет независимости
Как изменилось образование в Украине за 20 лет независимости

Сфера образования за годы независимости претерпела кардинальные изменения. Появились частные учебные заведения, расширилось количество направлений подготовки специалистов. Однако вопрос качества образования стоит как никогда остро

Как изменилось образование в Украине за 20 лет независимости

За годы независимости в Украине резко увеличилось количество университетов и институтов, при этом колоссальными темпами упало число ПТУ, техникумов и дошкольных учреждений. Именно система детских садов меньше всего смогла адаптироваться к новым реалиям независимой Украины.

Дети есть, садиков нет

Массовое закрытие промышленных предприятий, внедрение новых рыночных правил игры в экономике, крайне негативно сказались на функционировании дошкольных учебных заведений.

Согласно данным Госкомстата, если в 1991 году в Украине насчитывалось 2,3 тыс. детских садов, то в 2000 году уже 1,2 тыс. учреждений, а в 2010-м – 1,1 тыс. Самым критическим стал 2005 год, когда в Украине работало лишь 1040 дошкольных заведений.

На данный момент нехватка мест в детских садах составляет более 580 тыс. Это колоссальная цифра, уверена Элла Либанова, директор института демографии и социальных исследований НАН Украины.

"Количество детей дошкольного возраста более чем на полмиллиона больше, чем мест в детских дошкольных учреждениях. Многие дети не могут посещать садики даже не из-за того, что у родителей нет денег, а из-за того, что свободных мест просто не существует", - говорит эксперт.

Особенно остро эта проблема стоит в селах и небольших городах, в которых детсадов попросту нет. "Даже самые образованные родители редко могут дать ребенку тот уровень дошкольной подготовки, который дают профессиональные преподаватели", - уверена Элла Либанова.

Средняя школа

Как и для других бюджетных сфер, 90-е годы были крайне сложными для отечественной средней школы. Такие проблемы, как постоянное недофинансирование отрасли, низкий уровень заработной платы учителей, нехватка учебников и другой обучающей литературы, низкий уровень материально-технического обеспечения школ остаются актуальными и на сегодняшний день.

Бурные 90-е не могли не сказаться на уровне рождаемости в Украине, а значит, и на количестве школьников. По данным Министерства образования и науки, молодежи и спорта, за 20 лет независимости количество учеников в школах сократилось практически на 40%.

Достаточно болезненным остается вопрос закрытия школ, в первую очередь в сельской местности. С одной стороны, в этих школах учится небольшое количество учеников, а значит, их содержание невыгодно государству с экономической точки зрения. С другой стороны, закрытие школ в селах способствует и без того высокой миграции молодых семей из сел в города. Плюс возникает вопрос трудоустройства преподавательского состава. За два года количество средних школ снизилось с 21,4 до 20 тыс.

На фоне закрытия государственных школ в Украине начали появляться частные учебные заведения. По данным МОНМС, в прошлом учебном году у нас работало 208 частных школ и гимназий. Частные учебные заведения активно открывались в 1990-х, с начала 2000-х годов их количество остается приблизительно на том же уровне.

Наиболее важным событием последних лет, которое имело огромное значение для средней школы, стало внедрение тестирования, по результатам которого 11-классники имеют возможность поступать в вузы. Система тестов вызвала бурную дискуссию в обществе, до сих пор много вопросов остается к качеству составления тестовых заданий. Однако большая часть украинцев считает, что тесты способствовали снижению коррупции в вузах и дали возможность талантливым детям поступить в ведущие вузы на бюджетную форму обучения. При этом в профильном министерстве рассматривают возможность возврата экзаменов в вузах параллельно с проведением тестирования. Чиновники уверены, что это позволит повысить образовательный уровень абитуриентов.

Высшая школа

На момент развала Советского Союза в Украине работало 143 высших учебных заведения и 742 техникума и училища, в которых обучалось в общей сложности 1,6 млн. студентов.

Отечественные вузы в советское время готовили специалистов не только для потребностей Украины, но и других союзных республик. В Украине были такие уникальные для СССР вузы, как Институт нефти и газа или Институт кораблестроения.

Как вспоминает директор департамента высшего образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Ярослав Болюбаш, рост числа вузов начался уже в 1991 году. "Это не было создание новых государственных высших учебных заведений. Чаще всего филиалы университетов в регионах превращались в отдельные учебные заведения", - говорит чиновник.

С начала 1990-х в Украине наметились две ключевые тенденции – резкое снижение количества ПТУ и техникумов, которые призваны готовить специалистов технических специальностей, и рост числа частных высших учебных заведений.

По данным профильного министерства, количество ПТУ и техникумов за 20 лет снизилось с 742 до 505 учебных заведений, при этом число студентов снизилось более чем в два раза – с 757 до 361 тыс.

При этом колоссальными темпами росло число вузов. Если в 1990 году в Украине было 149 институтов и университетов, то в 2010 году – уже 349. Число студентов увеличилось с 881 тыс. человек до 2139 тыс.

"В 2007 году Украина достигла рекордного количества студентов – более 2,8 млн. человек обучалось в учебных заведениях I-IV уровней аккредитации", - говорит Ярослав Болюбаш.

Эксперты в один голос твердят, что увеличение числа частных вузов крайне негативно сказывается на качестве образования студентов.

"За последние 20 лет качество образования очень сильно ухудшилось. Всего несколько вузов в Украине все еще дают достойное высшее образование. Из-за низкой заработной платы многие высококвалифицированные преподаватели (прежде всего профессора) ушли из сферы образования в бизнес либо просто эмигрировали", - говорит директор социальных программ Центра им. Разумкова Людмила Шангина.

Она уверена, что число вузов нужно сокращать. "Темпы роста количества вузов не соответствовали и не могли соответствовать темпам увеличения числа высококвалифицированных преподавателей. Так, если в 1990-м году на 1 профессора приходилось около 40 студентов, то уже в 2002-м – более 220. В таких условиях говорить о подготовке квалификационных кадров не приходится", - считает эксперт.

Снижению количества вузов призваны способствовать как политика министерства, которое намерено объединять государственные вузы, так и сам рынок. В этом году, к примеру, в 20 частных вузов абитуриенты подали меньше 10 заявок, а в восемь из них - ни одной заявки.

Дело
01.09.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!