Osvita.ua Среднее образование Современная школа Пограничные нервно-психические расстройства у детей

Пограничные нервно-психические расстройства у детей

К пограничным нервно-психическим расстройствам человека относятся неврозы, психопатии и психические нарушения при соматической патологии

Эту группу заболеваний объединяет то промежуточное положение, которое они занимают, с одной стороны, между нормой и психической патологией или, с другой стороны, между психической и соматической патологией, границы между которыми часто трудно провести. Именно подвижность границ ряд авторов рассматривают в качестве основного критерия выделения пограничных расстройств.

Зарубежные психоневрологи рассматривают психосоматические заболевания как результат бессознательных влечений, инстинктов, агрессивных импульсов. Их подавление в цивилизованном обществе, затормаживание еще больше заостряет и создает цепь отрицательных воздействий на организм. По мнению ряда авторов, все болезни человека следует рассматривать как психосоматические.

М. Вleuler выделил три группы психосоматических заболеваний.

1. Психосоматозы (в узком смысле слова) - гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь.

2. Психосоматические функциональные расстройства - пограничные, функциональные, невротические. Сюда относятся сердечно-сосудистые реакции на психогению, потливость, заикание, тик, нарушение деятельности кишечника, психогенную импотенцию.

3. Психосоматические расстройства (в более широком, непрямом смысле слова) - например, склонность к травмам, связанная с индивидуальными личностными особенностями.

Одним из основных факторов возникновения психосоматических заболеваний, по мнению ряда исследователей, является наличие своеобразной почвы (конституциональная предрасположенность и изменения телесной конституции под влиянием определенных периодических изменений в онтогенезе болезней и т. д.). Роль личностного фактора в возникновении психосоматических заболеваний признается всеми сторонниками различных теорий. Поэтому патопсихологическая диагностика - это в первую очередь диагностика личности.

Клиническая картина невротических расстройств у детей отличается определенным своеобразием ввиду незавершенности и рудиментарности симптомов, значительной выраженности соматовегетативных и двигательных нарушений, а также меньшей, чем у взрослых, степени личной переработки психотравмирующих переживаний и самих невротических расстройств. Очерченные формы «общих неврозов» в связи с этим могут быть диагностированы лишь с 8-12-ти лет. До этого возраста у детей преобладают так называемые «моносимптомные» невротические расстройства (соответствующие системным неврозам или неврозам органов у взрослых). К ним относят невротический энурез и энкопрез, невротические тики, заикание и другие невротические расстройства. Среди общих неврозов у детей выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, ипохондричесий невроз, невроз страха.

Невротические расстройства у детей раннего возраста чаще всего вызываются разлукой с матерью, переездом на новую квартиру, испугом, рождением сиблинга, особыми методами воспитания, закаливания и т. д. У детей раннего возраста с явлениями шизотипического дизонтогенеза в качестве психотравмирующих факторов могут оказываться и совершенно неожиданные индивидуально значимые вещи и ситуации (переодевание матери, новая игрушка, незнакомое слово и т. д.).

Среди клинических проявлений невротических расстройств в раннем возрасте чаще других встречаются следующие:

  • астеновегетативный синдром - нарушение сна, аппетита, капризность, раздражительность, запоры или поносы, иногда нарушение терморегуляции;
  • анаклитическая депрессия - специфическое расстройство при разлуке с матерью, когда у ребенка вслед за протестной реакцией наступает адинамия, анорексия, безразличие к окружающему, вплоть до необратимой остановки в развитии;
  • невротическая депрессия - возникает в условиях эмоциональной депривации и характеризуется плаксивостью, капризностью, нарушениями сна, анорексией или булимией, иногда с регрессом поведения и утратой ранее приобретенных навыков;
  • синдром навязчивости - когда на первом году жизни отмечаются элементарные двигательные навязчивости в виде сосания кулачков, тряпочек, белья, реже морганий и разнообразных раскачиваний; на 2-3-м году жизни - простые ритуальные действия;
  • истериоформные проявления - крики, визжание, бурные рыдания с падением на пол и т. п. как способ достижения желаемого;
  • страхи - возникают после падений, неожиданных и громких звуков, появления незнакомых людей и животных, окатывания водой, устрашающих рассказов, угроз, скандалов, запугиваний;
  • ночные страхи - возникают в виде приступов ночью, чаще в просоночном состоянии, когда аффект страха сопровождается двигательным возбуждением по типу оборонительных движений, гипнагогическими галлюцинациями, являющимися продолжением сновидений;
  • аффективно-респираторные приступы - возникают у детей от 1 года до 3-4-х лет в связи с недовольством, обидой, гневом, во время бурного плача в виде кратковременного состояния с тоническим напряжением мышц, запрокидыванием головы и остановкой дыхания. На высоте более длительного приступа с выключением сознания имеют место отдельные клонические судорожные подергивания.

К психогенным заболеваниям относят психические нарушения, возникновение которых обусловлено воздействием психотравмирующих факторов, определяющих клинику и динамику нарушений. В основе психогений лежит несоответствие индивидуальной психобиологической реактивности и средовых воздействий, которое вызывает состояние отрицательного эффекта. Эта реакция, выступающая поначалу как защитно-приспособительная, при истощении защитных механизмов переходит на уровень патологического реагирования - как правило, на уровень невротического регистра в виде патологических реакций, состояний и патологического психогенного развития психики.

Для раннего детского возраста наиболее характерны соматовегетативные, двигательные, эмоциональные и поведенческие психогенные нарушения. К числу наиболее частых соматовегетативных расстройств младенчества и первых лет жизни относятся: нарушения пищевого поведения, снижение массы тела, анорексия, нарушение функции отдельных органов и систем (расстройства дыхания, переходящие в неврологические симптомы, кишечные колики, энурез, энкопрез и др.).

В рамках двигательной сферы психогенные нарушения чаще всего могут быть представлены тиками, яктацией, двигательной расторможенностью, заиканием, элективным и тотальным мутизмом. Эмоциональные психогенные нарушения в раннем детстве проявляются в виде разнообразных страхов.

Фобические психогенные расстройства могут быть представлены в форме как невротических, так и психотических реакций, например, страха в виде ночных кошмаров с сужением сознания и амнезией переживаний, двигательным возбуждением; в младенчестве - это ночные реакции паники и младенческие крики. Другим типом эмоциональных психогенных расстройств в первые годы жизни являются депрессивные состояния в виде депрессивной «реакции горя», соматизированной депрессии (с частыми ОРЗ, кожным диатезом, со снижением массы тела и т. п.) и депривационной депрессии с двигательными стереотипами или субступором.

Психогенные реакции наблюдаются у детей в форме утраты ранее приобретенных навыков микросоциального поведения, моторных навыков и речи, а также в виде патохарактериологических поведенческих реакций (или состояний) протеста (пассивных и активных), отказа, реакций имитации и др. Нарушения поведения в форме психогенной задержки психического развития проявляются в недостаточности знаний, умений и навыков, имеют обратимый характер и компенсируются при изменении ситуации.

К числу психогенных нарушений, наблюдаемых у детей раннего возраста, относится целый ряд описанных в педопсихиатрии симптомокомплексов: синдром первенца, синдром сиротства, синдром избиваемого ребенка, синдромы дефицитарных расстройств при сенсорных дефектах (нарушение слуха, зрения), психогенные психосоматические расстройства. Указанные проявления начинают прослеживаться вскоре после воздействия психотравмы - сначала в виде реакций, затем, при сохранении психогенной ситуации, в виде состояний с тенденцией к патологическому формированию личности.

К основным симптомокомплексам детского и подросткового периода относятся:

Адаптация нарушения - когда нарушаются функции приспособления разной степени выраженности (от легких, быстро проходящих, до тяжелых и затяжных). Они возникают у детей и подростков в ответ на изменение привычного уклада жизни (переезд на другое место жительства или переход в другие условия со сменой социальных ролей - школа, госпитализация, миграция и т. п.), типа или структуры внутрисемейных взаимоотношений (разлука, развод, появление отчима, утрата родных или близких). Все эти события требуют от ребенка психологического напряжения и без необходимой подготовки к возможным переменам могут легко превращаться в психогенные факторы, которые приводят к развитию психопатологических ответных реакций дезадаптации;

Акселерация психического развития парциальная - представляет опережающее развитие способности в какой-либо деятельности (интеллектуальной, творческой), функции (к примеру, сексуальной) у ребенка при наличии или отсутствии признаков психической патологии;

Аноректический симптомокомплекс - самоограничение в еде, похудание при сохранении аппетита в связи с убежденностью в своей чрезмерной полноте и опасением располнеть;

Апатический синдром - проявляется эмоциональным опустошением, безучастностью, безразличием в сочетании с аспонтанностью, бездеятельностью, адинамией;

Астенический синдром - характеризуется повышенной утомляемостью и истощаемостью, на фоне чего у детей и подростков легко возникают раздражительность, аффективная лабильность, повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, трудности концентрации внимания, неспособность к длительному физическому и умственному напряжению;

Булимия нервная - представляет собой приступы переедания в связи с возникновением непреодолимого чувства голода и отсутствием насыщения. Избыточный прием пищи сопровождается неприятными ощущениями в области желудка и нередко искусственным вызыванием рвот, являющихся способом похудения;

Гебефренический синдром - проявляется в виде отчетливой и стойкой эмоциональной опустошенности, аффективной неадекватности иногда на фоне «пустой», монотонной эйфории, бесцельного несуразного поведения. Он более типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Подросток при этом кривляется, прыгает по кровати, нелепо хохочет, плоско шутит, временами проявляет негативизм, импульсивность. Отмечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся обнажением, нескрываемой или демонстративной мастурбацией. Речевое возбуждение характеризуется разорванными высказываниями, вычурными и манерными интонациями, нелепо искаженными высказываниями;

Гипердинамический синдром - проявляется в двигательном беспокойстве, неусидчивости, невнимательности, повышенной отвлекаемости;

Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм - нравственных, а иногда и правовых. Включает антидисциплинарные, антисоциальные, деликвентные (противоправовые) и аутоагрессивные поступки. Последние могут быть как патологическими, так и непатологическими. Непатологические девиации в основном обусловлены социально-психологическими девиациями личности и являются проявлениями ситуационных характериологических реакций;

Деменция - обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт;

Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное (угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное) настроение;

Дефицитарные расстройства - малообратимые изменения свойств личности, обнаруживающиеся после активной фазы болезни. Они включают стирание личностных свойств, их заострение или задержку психического развития (инфантилизм);

Дисфорфомания - болезненная убежденность в наличии мнимого или резко переоцениваемого физического недостатка, уверенности в уродливом строении своего тела или чаще открытых (нос, уши, зубы, руки, ноги) отдельных его частей. Встречается преимущественно в пубертатном и юношеском возрасте, имеет весьма стойкий характер и трудно поддается коррекции;

Дистимия - патологический аффективный симптомокомплекс, характеризующийся болезненным, трудно переносимым чувством душевного дискомфорта, которое проявляется угрюмостью, недовольством собой и окружающими, особенно близкими, пессимистическими суждениями. Как правило, сопровождается ипохондрическими переживаниями с демонстративным предъявлением симптомов, разнообразными функциональными вегетативно-соматичекими расстройствами. У детей и подростков встречается чаще, чем у взрослых, но более бедна симптомами, выражается преимущественно измененным аффектом, проявляется криком, раздражением, нередко агрессией в сочетании с умеренным двигательным беспокойством, протестными реакциями;

Ипохондрический синдром - выражается в повышенной мнительности и навязчивых страхах по поводу собственного здоровья. Такие дети постоянно предъявляют  множество жалоб, тревожно озабочены своим состоянием. Нормальные, обыденные ощущения часто интерпретируются как признаки болезни, причем внимание обычно фокусируется на одном или двух органах или системах организма;

Истерический синдром - включает в себя разнообразные, относительно изолированные или сочетаемые моторные, сенсорные, аффективные и поведенческие расстройства, возникающие по механизму «условия приятности или желательности». Этот механизм, играя роль патологической защиты от трудных ситуаций, способствует фиксации таких форм болезненного реагирования, которые каким-либо образом оказались или кажутся «выгодными» для ребенка. Характерная особенность динамики истерической симптоматики - ее значительное смягчение или полное исчезновение при исполнении требований ребенка (например, освобождение от посещения детсада или школы, покупка требуемой игрушки или вещи и т. д.) и, соответственно, «углубление» расстройства при отказе выполнять предъявляемые требования;

Клептомания - неодолимое влечение к кражам, не вызванное житейской необходимостью или материальной выгодой. Такие подростки описывают повышающееся чувство напряжения перед актом воровства и чувство удовлетворения во время или сразу после него. Обычно делаются слабые попытки скрыть воровство, но для этого используются не все возможности. Воровство совершается в одиночку, без соучастников. Между эпизодами воровства подростки могут испытывать тревогу, уныние и чувство вины, но это не предупреждает рецидивы;

Синдром оговоров, самооговоров - представлен двумя вариантами. В бредовом варианте патологические фантазии складываются из фантастических идей участия в шайке, преступлениях, воровстве, убийствах и т. п. В фантазиях девочек могут фигурировать беременность, изнасилование. Такие дети пишут, говорят о том, что они преступники, состоят в бандах воров и предателей, руководят гестапо, что грабить и убивать доставляет им удовольствие. С течением болезни фантазии дополняются все новыми подробностями, разрастаются, приобретают черты громадности (шайка распространяет свое влияние на многие города, ее участники имеют многочисленные «явки»). Высказывания больных не соответствуют действительности, гиперболичны, носят характер конфабуляций (он в шайке «джентльменов удачи», связан с «главарем, погубившим девятнадцать тысяч сто четыре человека»; на его совести восемьдесят убитых). При наличии некоторого осознания болезни критика к вымыслам у больных отсутствует, и они ведут себя соответственно своим переживаниям. Гиперкомпенсаторный вариант характеризуется вымыслами о плохом отношении родных («родители избивают», «выгоняют из дома» и т. п.), вымыслы об их ограблении, похищении у них денег для оправдания своего воровства; оговоры в изнасиловании с обвинением знакомых или партнеров по прошлой добровольной связи, при переживании страха возможной беременности или для ее оправдания - ради самоутверждения в своей взрослости. Цель фантазии - вызвать сочувствие, стремление привлечь внимание, защитить себя, оказаться в центре конфликтной ситуации, окружить себя тайной, присвоить романтическую роль. Такие дети не только стремятся быть в центре создаваемой ими ситуации, но и извлекают из нее определенные выгоды.

Освіта.ua
05.08.2008

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!