Osvita.ua Среднее образование Современная школа Завышенные нормативы или слабые дети?
Завышенные нормативы или слабые дети?

По многочисленным данным ВОЗ, физическая активность является одним из главных факторов, обеспечивающих психическое и физическое здоровье человека

Завышенные нормативы или слабые дети?

Соответствующая возможностям индивида физическая активность отнюдь не может повредить здоровью, а, скорее, наоборот, — это один из главных факторов восстановления и укрепления здоровья. Следовательно, не урок физической культуры, главная составляющая которого — специально организованная физическая активность, является причиной ряда трагических смертей школьников, а, скорее всего, неправильно определенная и реализованная величина физической нагрузки, не отвечающая адаптационным возможностям детского организма.

Тем не менее именно на уроках физической культуры произошли трагические случаи, о которых сообщали СМИ. Являются ли они исключительно «украинским феноменом», вина за который возлагается то на систему образования (несоответствие учебных программ, учебных нормативов, некачественная материальная база, низкий научно-педагогический уровень готовности современного учителя физической культуры и т.д.), то на систему здравоохранения (отсутствие медицинских пунктов в школах, низкий уровень превентивной медицины, отсутствие медицинского контроля и систематического надзора за состоянием здоровья школьников и т.д.), то на генетические, социально-экономические, психологические, экологические и т.п. факторы?

К величайшему сожалению, даже беглый анализ доступных материалов в интернет-ресурсах показывает, что трагические случаи на уроках физической культуры не исключены даже в экономически развитых странах Евросоюза, России и США.

Важным фактором, требующим внимания специалистов, является то, что непосредственной причиной смерти школьников во время выполнения физических упражнений становятся различные кардиологические и респираторные заболевания, среди которых доминируют гипертрофическая кардиомиопатия, аневризма аорты и миокардит (следует подчеркнуть, что сердечно-сосудистые заболевания — главная причина смерти в развитых странах: например, в США каждые два человека из пяти умирают из-за болезни сердца). Как отмечают специалисты, внезапная смерть — зачастую следствие имеющегося, но не распознанного врачом заболевания или недооценки несоответствия функциональных возможностей организма фактической нагрузкой. На втором месте — случаи смерти как следствие значительных интенсивных нагрузок в болезненном состоянии.

Очевидно, еще одним важным фактором указанных трагедий являются возрастные особенности психофизического развития организма школьников — все проанализированные летальные случаи произошли с ребятами в возрастном диапазоне 11—18 лет. Науке давно известно, что именно от возрастных особенностей так называемого переходного периода зависит уязвимость молодого организма в плане разнообразных раздражителей эндо- и экзогенной природы.

Причина летальных случаев на уроках физкультуры заключается прежде всего в том, что состояние здоровья украинцев — на грани катастрофы. Об этом свидетельствуют реальные показатели ожидаемой продолжительности жизни (для сравнения: в Украине этот показатель составляет 67 лет, а в Швеции, Исландии Швейцарии — более 80 лет), ожидаемой продолжительности здоровой жизни (украинцы — 55 лет, исландцы, шведы, швейцарцы — свыше 70 лет) и индекса DALY, характеризирующего утраченные годы здоровой жизни. По данным международных организаций, если политика нашего государства и впредь будет оставаться такой же инертной, то до 2025 года (данные Всемирного банка) население Украины сократится до 37 млн., а, согласно прогнозу ООН, к середине нынешнего столетия в нашей стране будет проживать около 26 млн. людей. Именно потому задачей новой государственной стратегии является воплощение новой концепции укрепления здоровья украинского народа, особенно детей школьного возраста. Консолидация государственной политики с европейской стратегией „Здоровье и развитие детей и подростков“ будет способствовать улучшению ситуации в Украине, поскольку здоровье детей — это фундамент успешности (или неуспешности) будущего развития государства. А именно в этой сфере у нас огромные проблемы.

По данным НАМН Украины, заболеваемость детей школьного возраста за последние десять лет возросла почти на 27%. Так, если в первом классе насчитывается более 30% детей, имеющих хронические заболевания, то к пятому классу их количество возрастает до 50%, достигая в девятом 64%. А в целом только у 7% (!) украинских школьников наблюдается удовлетворительное функциональное состояние организма. Уже в первом классе отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата имеют 11% школьников, носоглотки — 25%, нервной системы — 30%, органов пищеварения — 30%, аллергические проявления зафиксированы у 25% детей. С первого до девятого класса частота снижения остроты зрения возрастает в 1,5 раза (так называемая болезнь отличника), частота нарушений осанки — тоже в 1,5, распространенность болезней органов пищеварения — в 1,4, распространенность болезней эндокринной системы — в 2,6 раза. Вместе с тем только 5% учеников зачислены в специальную медицинскую группу (а не здесь ли кроется причина планирования непомерных физических нагрузок). Еще более трагичными кажутся данные Института педиатрии, акушерства и гинекологии НАМНУ, согласно которым только 6—10% подростков 12—18-летенего возраста здоровы, а у 50% мальчиков и 65% девочек резервы адаптационных возможностей низкие или ниже средних (не в этом ли корень зла произошедших на уроках физкультуры трагедий?).

Согласно данным ВОЗ, главной подоплекой случаев смерти на Европейском континенте являются неинфекционные болезни, на которые приходится свыше 85%.

Основной мотив неинфекционных болезней — недостаточная физическая активность, нездоровый рацион питания, табакокурение, алкоголизм, наркомания, лишний вес, опасный секс, повышенное кровяное давление, высокий уровень холестерина.

О недостаточном уровне физической активности современного школьника свидетельствует, в частности, то, что не более 5—10% украинских школьников выполняют минимальную возрастную норму физической активности развивающего характера, причем физическая активность девочек в 2—4 раза ниже, чем у мальчиков. Важной причиной ухудшения здоровья школьников является значительное снижение физической активности с возрастом.

Особую остроту приобретает проблема здорового питания школьника, ведь некачественная еда не способна обеспечить организм молодого человека всем необходимым. По данным парламентских слушаний „Молодежь за здоровый образ жизни“, у 27 % нашего населения просто не хватает денег на здоровое питание.

В Украине курят 45% юношей и 35% девушек, 68% юношей и 64% девушек употребляют алкоголь, 13% молодежи прибегает к „легким наркотикам“.

Не менее важной проблемой формирования детского здоровья является режим рабочего дня школьника. Продолжительность, интенсивность, информационная насыщенность учебной деятельности современного ученика — за пределами возможного. Продолжительность рабочей недели старшеклассника иногда превышает 50—53 часа (продолжительность рабочей недели взрослого человека — не более 40—41 часа). При том, что ребенок большую часть этого времени проводит в учебных классах, за неудобными партами, при плохом освещении, без надлежащей вентиляции помещений и т.д. Плюс продолжительность детского сна, в среднем не превышающая 7—8 часов при потребности не менее 9,5—10 часов.

Согласно научно обоснованным нормам, ребенок среднего школьного возраста должен минимально пройти-пробежать-преодолеть дистанцию в семь километров в сутки, в том числе не меньше трех километров за время пребывания в школе, а также гулять-играть — просто находиться на свежем воздухе не меньше трех часов в сутки. Простейшие подсчеты показывают, что современный школьник не выполняет и пятой части научно обоснованных требований относительно двигательного режима.

На проблемный вопрос «Завышенные нормативы или слабые дети?» тенденции современного цивилизационного развития уже давно дали исчерпывающий ответ. Ведь запрет предыдущим правительством детям бегать (!??) и выполнять определенные физические упражнения свидетельствует не о слабости украинских детей, а только о неадекватности отдельных политиков. Именно в современной европейской концепции оценки физической подготовленности школьников на главенствующее место выдвигаются аспекты здоровья ребенка, преимущественно очерченные через энергетические параметры функционирования организма, правильное строение тела, а не только как результаты двигательных тестов. В указанной методологии подчеркивается важность энергетических возможностей организма, состояния системы кровообращения (energetic fitness), резистентности организма на влияние болезнетворных факторов, состояния психики. То есть современная методология оценки физического состояния школьника (health-related-fitness) учитывает только те компоненты физической подготовленности, которые вместе с достаточной (!) физической активностью эффективно влияют на здоровье ребенка. Это — цивилизационный подход, признанный в большинстве развитых стран мира.

Важными составляющими успеха в деле укрепления здоровья молодежи также должны стать: налаживание системы медицинского обеспечения школьного образования (так, например, на Волыни только в каждой пятой школе функционирует медицинский кабинет, а в Закарпатье на 735 учебных заведений в штатных расписаниях предусмотрено только десять должностей врачей и 228 медицинских сестер); повышение квалификационных требований к уровню подготовки учителей физической культуры, а также разработка механизмов повышения их квалификации (более 9% учителей физкультуры не имеют специального образования), кроме того, двигательные занятия в начальной школе проводят почти все учителя без специального образования. Значительного улучшения требует материально-техническая база. Приоритетным звеном укрепления здоровья школьников должна стать система внешкольной и внеклассной работы (ждет своей доработки и реализации в украинской школьной практике проблема педагогики свободного времени школьника, первостепенной задачей которой должно быть укрепление здоровья молодежи).

И самое главное — в общественном сознании должно прочно утвердиться и доминировать убеждение, согласно которому систематическая и достаточная физическая активность является самым эффективным способом укрепления здоровья молодого человека, а в целом в мире физической активности нет ни одной полноценной альтернативы. Именно потому спорт, физическая культура и здоровье человека должны стать национальной идеей Украины.

Автор: Евгений Приступа «Зеркало недели. Украина»

Дзеркало тижня. Україна
12.03.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!