Osvita.ua Среднее образование Современная школа Школы снова без учебников
Школы снова без учебников

Уже стало "традицией" начинать учебный год в школах без новых учебников, поставляемых за счет государственного заказа

Школы снова без учебников

Без учебной литературы школьники остаются до осенних, зимних, а то и весенних каникул. В то же время за несколько месяцев до начала учебного года в продажу поступают качественные учебники коммерческих издательств, вот только покупать их учителям и ученикам приходится за собственные деньги. Казалось бы, передай государство средства госзаказа в школы - и проблема своевременного обеспечения школ учебниками была бы решена. Но...

Создание учебников является прибыльной сферой, и ее монополизация приносит значительные средства группам и лицам, имеющим доступ к управлению государственной собственностью. Производство и распространение учебной литературы через систему государственного заказа стало предметом соревнования издательств, вследствие чего вместо открытой конкуренции идей, авторов и программ все решают связи, знакомства и политическое влияние.

Ярким примером торжества коррупции является госзаказ на учебники для 10 класса на текущий учебный год. Организацию подготовки, выпуска и закупки учебников МОН традиционно делегировало Институту инновационных технологий и содержания образования (ИИТСО), возглавляемому А.Удодом. Как выяснилось, результаты проведенного МОН конкурса учебников для ИИТСО не имеют никакого значения.

Например, в конкурсе учебников по информатике победила Издательская группа BHV, в апреле был проведен тендер на выпуск учебников, по результатам которого должно было быть напечатано в общем около 180 000 экземпляров упомянутого учебника на украинском и русском языках.

Тем не менее средств на издание учебников Издательская группа BHV не получила. Вместо этого в сентябре, без каких-либо правовых оснований, в издательстве "Генеза" начали выпуск за государственные средства совсем другого учебника. В таком же положении оказалось более десяти других издательств, честно выигравших конкурс на выпуск учебников по различным предметам, но почему-то посчастливилось издательствам "Генеза" и "Освіта". На просьбы объяснить ситуацию директор А.Удод не реагирует.

Более того, ИИТСО не просто "заменил" одни учебники другими, он не собирается обеспечивать школы учебниками в полном объеме вообще. В соответствии с изданным этим институтом в начале учебного года распоряжением о наполнении библиотечных фондов учебниками по информатике, например, будут обеспечены только около 65% учеников, а остальные, очевидно, не получат учебников по госзаказам никогда.

Несмотря на это А.Удод выступает с заявлениями о якобы 96-процентном выполнении госзаказа на учебники (см. http://osvita.ua/school/news/11791 ). Насколько эти заявления правдивы, можно судить по комментариям учителей.

Наладить своевременное обеспечение школ учебниками не удавалось ни одному руководству МОН за все годы независимости Украины. Наоборот, состояние дел в учебном книгоиздании только ухудшается, несмотря на новые правила и службы. И так будет продолжаться до тех пор, пока далекие от школы чиновники решают, какие учебники нужны школьникам.

Не зная, какие учебники получат в октябре, ноябре или декабре, учебные заведения не могут организовать качественное обучение. Без согласия и выбора школы в библиотеки привозят "государственные" учебники, которые довольно часто не соответствуют профилю учебного заведения, написаны не теми авторами, которых изучали в прошлом году, и т.п.

Апробация учебников осуществляется бессистемно, и довольно часто ее результаты мало влияют на дальнейшую судьбу издания. Система экспертной оценки серьезно страдает от субъективизма и конфликта интересов: желаемый экспертный вывод (и соответствующий гриф на издание) можно получить по знакомству или просто за деньги. Действующая система конкурсного отбора учебников без механизма предварительных апробаций, без учета мнения учителей, учеников и их родителей делает принципиально невозможным создание качественных учебников.

Главной причиной такой ситуации является государственная монополия на организацию, финансирование издания учебников и снабжения ими школ. При централизованном распределении государственных средств качество содержания учебников и их соответствие государственным программам становятся второстепенными. А потому за государственные деньги в школы шла и будет идти преимущественно "макулатура".

Для более или менее качественного обучения детей учителя и родители за собственные деньги покупают учебники и учебные пособия тех авторов и издательств, которые на свой собственный финансовый риск выпускают лучшие и более дешевые учебные издания. Но и эту возможность перекрывает МОН (сейчас - МОНМС), требуя в учебном процессе использовать только "свои" учебники, вынуждая методистов различного ранга проверять учителей и школы, чтобы они не пользовались "чужими" учебниками. Есть области, где при полном отсутствии государственных учебников с учителей берут расписки о неиспользовании коммерческих изданий под угрозой немедленного увольнения.

Решить эту проблему, по мнению многих учителей и руководителей системы образования, могла бы передача, по примеру других стран, бюджетных средств непосредственно в школы, чтобы они могли закупать именно те учебники, которые больше всего соответствуют методике и программе обучения. Например, во Франции официальными документами для школ являются государственные учебные программы и комментарии к ним. Именно на их основе разрабатываются учебники, а издатели действуют на свободном конкурентном рынке. Закупка литературы осуществляется учебными заведениями за бюджетные средства. При таких условиях школы не страдают от несовершенства системы государственного заказа.

Конечно, надо сохранить существующую научно-методическую экспертизу МОНМС Украины, на которую принимать только учебники, прошедшие апробацию в школах и собравшие положительные отзывы действующих учителей. Экспертиза должна лишь проверять соответствие учебных изданий требованиям действующих государственных программ, вынося вердикт: "да, соответствует" или "нет, не соответствует" с описанием недостатков для возможного переиздания. Учебные издания, прошедшие экспертизу, включать в ежегодный список рекомендованной литературы, что дает им преимущества при закупках, которые будут осуществлять учреждения сферы образования. На этом роль МОНМС Украины должна считаться выполненной! Дальше пусть работают авторы и издательства разной формы собственности, которые в условиях конкуренции обеспечат наилучшие предложения. Борьба за покупателя заставит их издавать лучшие и более дешевые книги, а школы от такой конкуренции только выиграют.

Если посчитать затраты государства на издание учебников, то на одного ученика будет приходиться около 400 грн. в год. Очевидно, что государство расходует эти средства крайне неэффективно. Если бы школам выделили хотя бы половину этих денег на приобретение учебной литературы, то у каждого ученика были бы современные учебники, а учителя не сушили бы себе голову, как "привязать" планы уроков к базовым учебникам, которые почему-то не соответствуют рекомендованным программам.

Для создания качественных продуктов человечество не придумало ничего лучшего, чем "бизнес-проекты", когда каждый производитель мобилизует все интеллектуальные и материальные ресурсы, чтобы его продукт удовлетворил потребности покупателя. Схемы рыночных отношений работают автоматически без вмешательства армии корыстных чиновников и в условиях конкуренции с другими производителями обеспечивают покупателей лучшими, более эффективными и дешевыми изделиями. Собственно, такие схемы работают во всех сферах человеческой деятельности в цивилизованном мире, иногда и у нас. Только не в образовании!

Пока рыночные отношения не придут в издательства и школы, качественных и своевременных учебников не будет! Независимым издательствам очень трудно конкурировать с издательствами, у которых есть государственный заказ. Последние не беспокоятся о том, что их продукцию могут не купить. МОНМС Украины не желает вводить прозрачные, справедливые для всех европейские стандарты выпуска качественных учебников, не хочет для их приобретения передать государственные деньги в школы, упрямо сохраняет процедуры, оставляющие лазейки для злоупотреблений. Угадайте с трех раз, почему.

Авторы: Евгений Шестопалов, Игорь Завадский

Дзеркало тижня. Україна
30.01.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!