Osvita.ua Среднее образование Современная школа Школьное образование и эволюция человечества

Школьное образование и эволюция человечества

Школьному учителю приходится каждый день сталкиваться с будущим в лице своих учеников. За последние годы они изменились. Стали свободнее в размышлениях, у них отсутствует страх подчинения, они энергичны и имеют силы для преобразования мира, который устроен, по их мнению, не всегда правильно

Современные ученики скептически относятся к прошлому, строго судят взрослых и готовы отстаивать свою точку зрения, невзирая на авторитеты, всеми доступными методами.

Размышляя над происходящим с точки зрения школьного учителя, можно отметить хорошо просматриваемые эволюционные тенденции в развитии человечества и сделать интересные выводы о том, как изменятся наши ученики в ближайшее время и, главное, что же нужно делать учителю, чтобы не отстать от учеников?

Эволюция - это бесконечно идущий процесс на всех уровнях организации материи, она необратима, и формы, возникающие в ходе эволюции, более совершенны, приспособлены к новым условиям жизни. Согласно универсальному эволюционизму, синергетике, процессы для всех уровней Вселенной описываются по единым законам: изменчивость признака подхватывается отбором, если признак способствует повышению приспособляемости к новым условиям, наследственность закрепляет этот признак и передает следующим поколениям организмов. Знаменитая формула Ч. Дарвина «И-О-Н» (изменчивость-отбор-наследственность) справедлива для эволюции человечества. Эта формула не дает ответа на вопрос, чем вызывается изменчивость в популяции человечества, в какую сторону будет направлен отбор и какова роль человечества в эволюции биосферы. В. Вернадский отмечает неразрывную взаимосвязь между эволюционными процессами на Земле и в Космосе: «Человек, биосфера, земная кора, Земля, Солнечная система, ее галаксия (мировой остров Солнца) являются естественными телами, неразрывно связанными между собой. Все эволюционные процессы на Земле связаны с активностью биосферы, с космичностью ее вещества. Причины лежат вне планеты. Человек становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения». В. Вернадский указывает на то, что причина эволюции лежит вне планеты и имеет космическое происхождение. Эволюция на Земле подчинена единому плану эволюции всех систем Космоса, и человеку в этом отводится роль сознательного фактора, ускоряющего эволюционные процессы космического масштаба. Космос «заказывает» тот или иной вид мутаций. Считается, что они носят случайный и ненаправленный характер. Если же условия изменяются, то «вредные» мутации могут стать «полезными» и привести к появлению совершенно новых форм. Можно сделать вывод, что эволюционные процессы внутри популяции человечества Земли идут непрерывно, и в переломные моменты начинают появляться люди, обладающие признаками, которые их выделяют из общей массы. Эти признаки должны были существовать всегда как отклонение от нормы в популяции человечества и выбраковываться стабилизирующей формой естественного отбора.

Причем все законы наследственности носят статистический характер, то есть то, что невозможно проследить на примере одной особи, справедливо на примере всего человечества. Приспособления возникают не на уровне одного человека, а на уровне сообщества людей, причем чем большее количество людей вынуждено приспосабливаться к меняющимся условиям, тем быстрее необходимые новые признаки станут нормой реакции для всего сообщества. Существуют три основных правила эволюции: необратимость, прогрессирующая специализация, чередование главных направлений.

Применив эти правила к эволюции человечества, можно понять, что появление людей нового типа - неизбежный процесс, а направлен он по пути совершенствования мышления всего человечества, так как именно особенности мышления являются отличительной чертой человечества от других высокоорганизованных форм органического мира. Что же модно называть ароморфозами для человечества как вида? Согласно современным представлениям об эволюции органического мира, каждая геологическая эра - Архей, Протерозой, Палеозой, Мезозой, Кайнозой - имеет свое органическое лицо, то есть отличается особенностями биоты, в которой преобладают те или иные виды. В переломные моменты, когда резко изменялись условия существования, у группы организмов всегда появлялись приспособления, позволяющие резко повысить уровень организации и освоить новые среды обитания. Вселенная «была заинтересована в том, чтобы на определенном этапе ее развития появился наблюдатель». Например, Архей «подарил» фотосинтез, половой процесс и многоклеточность. Протерозой - способность организмов строить скелет и двустороннюю симметрию. Палеозой - позвоночных, первых наземных животных, дышащих легкими и передвигающихся по суше с помощью пятипалых конечностей. Мезозой знаменит появлением теплокровности у животных и цветка у растений. В переломные моменты для жизни Земли корректируются направления эволюции и создаются условия, в которых сможет существовать человек.

Многообразие форм и живых организмов поражает воображение и заставляет задуматься: а что же дальше? Создается впечатление, что все существующие ячейки для жизни на нашей Земле уже заполнены, начинает возникать еще еле уловимое, но уже реальное требование перемен. Оно коренится в самом законе существования Вселенной. Простейший анализ палеонтологического прошлого Земли приводит к выводу, что эти перемены затронут все без исключения группы живых организмов и будут инициироваться извне, как это было ранее во все геологические эпохи. «Синергетический закон коэволюции гласит, что в режиме с обострением (переходные кризисные состояния) система, состоящая из структур разного возраста, сохраняет память о своих прошлых состояниях, и те, что из прошлого, развиваются медленно, а из будущего - очень быстро». Применяя этот закон для эволюции органического мира, можно отметить, что именно человечество является средой стремительно развивающейся и способной выработать ряд изменений, качественно изменяющей уровень организации и энергетику жизни на Земле. Мы можем предположить, что эти изменения в популяции человечества будут связаны с преобразованием мышления и нравственной сферы деятельности.

Мы подходим к периоду, который через миллион лет будет отмечен как период, давший удивительные ароморфозы в популяции людей Земли. Согласно идеям морфогенетического поля Н. Гурвича, каждый живой объект оставляет после себя энергоинформационный слепок в пространстве, который настраивает последующие поколения живых организмов на тот уровень, который достигнут предыдущим. Культурные достижения, созданные в ходе творческого процесса человеком при связи с Высшим, являются важнейшими источниками энергетики, способной взаимодействовать с потоками Космической энергии и определять те основные направления, по которым должна следовать эволюция человечества.

С конца 90-х годов ХХ столетия во многих источниках начинает появляться информация о необычных детях, отличающихся от своих сверстников по психологическим параметрам, а также по анатомо-морфологическим признакам. Одно из первых изданий, вышедших на русском языке, в котором ставится проблема новых детей, - двухтомник, составленный Ли Керролл и Джен Тоубер, - «Дети Индиго», затем появилась книга Зигфрида Войтинаса «Кто они, Дети Индиго?». В последнее время по проблеме новых детей появилось много публикаций, все они в основном ссылаются на иностранных авторов. Интересной является статья Е. Черноземовой «Когда небо приходит на Землю» в журнале «Культура и время» № 2 (20), 2006, в ней обобщаются данные о детях нового уровня сознания и делаются интересные выводы о роли и предназначении этих детей в эволюции, а также ставится вопрос о том, что же делать нам, взрослым, с этим феноменом. В настоящее время практически не осталось ни одной мамы, которая не слышала бы о феномене «Детей Индиго». Возникла даже некая мода на то, что все поступки современных детей объясняются с точки зрения их причастности к поколению «Детей Индиго».

Пересмотра учебных программ не происходит, официальная педагогика хранит молчание, а учебные заведения в основном, провозглашая личностно ориентированный подход, продолжают работать по-старому, изменяя подходы в образовании по форме, а не по сути. Мы столкнулись с ситуацией, когда действительно имеет место появление в популяции человечества необычных детей; следует серьезно изучить этот феномен, чтобы понять, как измениться нам, взрослым, чтобы связь ученик-учитель не прервалась, и дети современного уровня сознания захотели у нас учиться. Бесспорным является тот факт, что человечество как вид стоит на рубеже серьезных перемен, перемены эти должны позволить существовать человечеству в новых геофизических и космических условиях. Трудно прогнозировать, какими будут эти условия, но они должны способствовать тому, чтобы человечество сознательно участвовало в процессах эволюции. Существенным изменениям подвергнутся способ мышления и структура сознания. Лучшие нравственные человеческие качества - альтруизм, любовь к ближнему, творчество - станут естественной потребностью людей земли. Ноосфера - оболочка Земли, созданная творческой человеческой мыслью, будет обладать способностью ускорять эволюционный процесс.

Из всего приведенного выше можно сделать следующие выводы:

  • человечество стоит на пороге изменений, которые должны привести к духовным преобразованиям и нравственному совершенствованию всех людей планеты;
  • преобразованное коллективное мышление человечества создает мощное энергоинформационное поле - Ноосферу, которое активно влияет на эволюцию биосферы Земли, ближнего и дальнего Космоса. Этот процесс предопределен всем предыдущим ходом эволюции Земли и является важнейшей закономерностью развития Природы;
  • преобразованию коллективного мышления человечества будут способствовать геофизические и астрофизические условия существования Земли, переход к которым начал осуществляться;
  • в человеческой среде рождаются дети, обладающие врожденными нравственными качествами, особым синтетическим типом мышления и целостным взглядом на существующий мир, способным вмещать антиномные качества этого мира, имеющие силы и энергию для преобразования мира взрослых, который при своем сегодняшнем состоянии может погибнуть;
  • эти качества при определенном допущении можно назвать важнейшими ароморфозами человечества эпохи Кайнозоя, которые основаны на мутациях генов, «заказанных» Космическими причинами, так как эволюция человечества - частный случай, подчиненный эволюции всего Космоса;
  • гении и пророки человечества, культурные достижения человеческого духа в течение всей истории человечества готовили для детей будущего почву, на которой они смогут укрепиться и дать начало новому человечеству;
  • феномен «Дети Нового сознания» появляется раньше, чем для этого сложились эволюционные условия;
  • условия на нашей планете таковы, что эти дети испытывают большие трудности, доказывая свое право на существование, но они обладают колоссальным запасом энергии, который способен их преобразовать;
  • появление новых детей должно стимулировать взрослых к пересмотру основ своей жизни и через любовь родителей к своим детям помочь взрослым понять необходимость утверждения нравственных основ жизни, которые связаны с законами Вселенной.

Можно четко назвать год, с которого начался активный приход детей Нового сознания - 1990. В 2006/07 учебном году они заканчивают 11-й класс и скоро вольются во взрослую среду, которая не готова к их независимости, широте взглядов и способности соединять несоединимое. Детей этих не так много, как можно прочесть в некоторых источниках, но они при своем небольшом количестве создают особую среду в классе, которую боятся или, в лучшем случае, могут принимать учителя. Любить эту среду сложно, так как она требует от учителя колоссального напряжения внутренних сил и постоянного поиска.

Один урок, проведенный в классе, где есть такие дети, стоит целого рабочего дня. У меня всегда такое чувство, что несколько пар глаз просвечивают меня как рентген и им видно, что я просто маленький испуганный ребенок, не знающий, что же делать. Когда смотришь в глаза таким детям, то понимаешь, что они уже все знают. Когда я начинала работать с этими детьми, меня поразило их нравственное чутье на ложь в человеческих отношениях. Взрослому достаточно было мысленно солгать, соблюдая внешние приличия, как ребенок тут же отвечал протестующим поведением. Эти дети не прощали взрослым лжи и не прощают до сих пор, им ведомы многие тайные направления мыслей окружающих, они великие психологи, все время заставляющие взрослого становиться лучше. У меня был случай, когда первоклассник не дал состояться открытому уроку своей любимой учительницы, а на вопрос мамы, зачем он это сделал, ответил: «Она старалась не для нас, а для тех, кто пришел ее проверять». Взрослому, который связан с таким ребенком, нужно иметь четкую внутреннюю иерархию ценностей и перестать лгать даже в мелочах, его жизнь должна соответствовать нравственному идеалу и строить ее нужно по законам нравственности, умея при необходимости честно признать свои ошибки.

Другое удивительное качество этих детей - умение чувствовать чужую боль как свою и переживать нравственные мучения из-за несовершенства мира. Как следствие этого - внешняя грубость, желание скрыть свои переживания, если рядом люди, а когда такой ребенок остается один на один с самим собой, - ночные страхи и переживания. Такие дети очень тонко чувствуют все происходящее вокруг, поэтому учителю следует беречь их чувства, осторожно и внимательно подбирать рассказы для чтения, быть аккуратным в выражениях. Однажды ученик 3-го класса после нашего общего знакомства с «Маленьким принцем» сказал, что больше никогда не будет читать эту книгу, так как у нее печальный конец, а когда он задумался, наклонив голову набок, то в глазах у него застыла печаль мудрого старца. Я не пожалела, что это произведение заставило страдать маленького философа, но задумалась над тем, как тонко он чувствует. Еще мне очень захотелось защитить всех этих детей от нас, взрослых, от наших методик, уверенности в том, что мы знаем, как надо жить, учить и воспитывать.

Еще одно качество таких детей - умение отстаивать свою точку зрения в любых, самых безвыходных ситуациях и не подчиняться необоснованным требованиям. Взрослому, который пытается что-либо доказать такому ребенку, нельзя допускать раздражения и нравственного превосходства. Терпеливая беседа, а не спор, может помочь и взрослому, и ребенку, если же просто избегать острых углов в беседах, чтобы не возникло конфликта, то ребенок сам их будет искусственно создавать, пока не получит ответ на спорный вопрос. Взрослому обязательно нужно разговаривать, а не отмалчиваться, бурная реакция ребенка может судить лишь о том, что информация усваивается и принимается к сведению. Недавно мы долго беседовали с одиннадцатиклассниками о Великой Отечественной войне и роли советского народа в победе. Ребята владеют самой разнообразной информацией и не хотят принимать на веру те истины, которые для меня бесспорны. Беседу они вели умно и аргументированно, я очень переживала, потому что мне больно, как сейчас переворачивается наша история, но я также приводила четкие аргументы. Мне показалось, что подростки сознательно «загоняют меня в угол», чтобы от взрослого услышать аргументированную правду, им так нужно, чтобы хотя бы кто-то стоял до конца в своих суждениях, не скатываясь до осуждений и взаимных обид. Таким способом они получают необходимую для себя информацию и формируют свое представление о мире, в котором обязательно присутствует Истина.

Еще одно интересное качество таких детей - нравственное чутье на ложь в науке и способность учиться особым способом, известным только им. К сожалению, школьные учебные программы, при всей их насыщенности и сложности, практически лишены нового содержания, отвечающего современной парадигме науки, в них имеет место излишняя детализация и, самое главное, отсутствует целостный подход. Школьники учат большое количество частностей, что приводит к формированию мозаичной картины мира. Дети современного уровня сознания обладают целостным мышлением, они протестуют против разделения мира на живое и мертвое, полезное и вредное. Редукционистская, механическая логика предмета, при которой объект или явление бесконечно дробится на частности, чужда им. Дети не хотят учиться еще и потому, что наука лишена Высшего начала, в ней отсутствует одухотворенность, а они приходят в мир с осознанием Высшего начала и чувством Веры. Изначально целостное мышление детей Нового сознания, их вера в одухотворенность Вселенной и чувство взаимосвязи всего сущего заставляют учителя изменять содержание предмета и подходы к образованию еще до того, как будут приняты соответствующие программы Министерства образования, а они обязательно будут приняты, иначе дети просто перестанут ходить в школу. Дети будут постигать мир своими, более естественными способами. Выход из этой ситуации есть - создание интегрированных курсов, объединяющих науки о природе с учетом современного уровня развития естествознания, и делать это следует уже сейчас, не ожидая, когда будут приняты новые учебники и программы.

На уроках в своей практике использую дополнительный материал ко многим темам по расширению содержания школьного курса биологии с точки зрения общих законов развития Мироздания. Теории морфогенетического поля Н. Гурвича и волнового генома П. Гаряева, особенности проявления закона Иерархии в живых системах, мораль и геном, символизм ДНК, законы симметрии в живой природе, числовые отношения в биологии, особая роль сердца в организме человека, Великое - в малом: Вселенная и клетка, синергетика - универсальный эволюционизм, законы эволюции человечества, золотое сечение в живых системах, Жизнь - вечное отрицание энтропии, Пространство и Время в биологии, энергоинформационные взаимосвязи в биоценозах - это небольшой набор тем, которыми дополняю содержание школьного курса биологии.

Моя жизнь - это уроки. Какие захватывающие минуты приходится переживать, когда касаешься вопросов, пока еще отсутствующих в учебниках. Исчезает скука, весь мир торжествует и звенит от радости, а дети не замечают звонка и хотят, чтобы урок продолжался. Логика постижения предмета у детей Нового сознания часто отличается от логики учителя, им нельзя ничего навязать или заставить, учителю нужно запастись терпением и уметь слушать учеников, давать им право на свой личный способ познания, не торопиться с выводом: правильно, неправильно.

Хочется отметить еще одно особенное качество детей современного уровня сознания: творческая и художественная одаренность, умение видеть прекрасное в окружающем мире и воплощать его в своих произведениях, потребность в философских обобщениях и выводах. О таких детях раньше говорили, что они «правополушарные», им не нужна математика - это гуманитарии, лирики, которых меньше, чем «левополушарных технарей». Интересно, что дети современного уровня сознания проявляют одинаковые успехи, как в математике, так и в гуманитарных видах деятельности. Только математику они блестяще познают в школе, а художественные наклонности развивают после школы. В течение восьми лет пытаюсь осуществлять такой курс для 1-7-х классов «Мир Красоты», для 8-11-х «Зерцало юности». Многому приходится учиться у детей, прислушиваться к их внутреннему состоянию и вспоминать себя в их возрасте, уроки становятся прожитой жизнью, появляется опыт, уходит страх и приходит уверенность, что я и дети нужны друг другу. Скажу откровенно: мне очень трудно, но в глубине души живет уверенность, что продолжать нужно. Пройдет еще 10-15 лет, и детей Нового типа мышления будет еще больше, школа должна жить и меняться вместе с жизнью. Я одна из многих учителей, которым каждый день приходится смотреть в глаза будущему, а будущее ставит один и тот же вопрос: «Чему ты можешь научить?»

Еще одно качество, которое свойственно в разной степени практически всем детям, а детям современного уровня сознания в особенности, - они никогда не будут подчиняться абсолютной власти только потому, что так принято. И. Павлов утверждал, если применять тугое пеленание для новорожденных, то у них начинает формироваться рефлекс подчинения. Тугое пеленание младенцев сейчас воспринимается как насилие над личностью новорожденного, которое тормозит его развитие. Наверное, современные новорожденные дети, если бы к ним вновь массово начали применять тугое пеленание, просто разрывали бы пеленки, так сильно их стремление к свободе и развитию. Авторитарная педагогика похожа на тугое пеленание, которое уже не соответствует уровню развития детей и даже вредит им. Альтернативы авторитарным методам нет, если мы будем их придерживаться и дальше, то погибнем вместе с ними, а дети будут жить и развиваться без нас, такова колоссальная сила сопротивления и энергия ответа детей современного уровня сознания. Выход есть - это глубокое переосмысление роли учителя при обращении к наследию педагогов-классиков, опыту Ш. Амонашвили и использование в своей педагогической деятельности гуманно-личностного подхода.

В заключение можно сделать следующие выводы:

  • приблизительно с 90-х годов ХХ века в школах отмечается появление детей, резко отличающихся от своих сверстников прошлых поколений по психолого-поведенческим характеристикам;
  • это явление пока не носит массового характера, но имеет тенденцию к увеличению. Дети нового уровня сознания способны при своем небольшом количестве в классе создавать особую среду и «заставлять» учителя искать новые формы и методы обучения;
  • этих детей отличает врожденное нравственное чутье на ложь в человеческих отношениях, и общение с ними требует от взрослого глубокой искренности и честности не только в словах и поступках, но даже и в мыслях;
  • они обладают врожденной способностью к целостному восприятию мира, которая сохраняется в течение обучения в школе. Они способны уловить причинно-следственные связи и суть явлений известным только им способом;
  • отличаются тонкостью натуры и повышенной восприимчивостью, могут испытывать серьезные страдания от явлений, которые окружающие считают обычными, способны к глубокому состраданию и воспринимают чужую боль как свою. Иногда могут прибегать к агрессивному поведению для защиты своего внутреннего мира;
  • проявляют склонность к любому виду творчества, могут достигать одинаково высоких результатов и в точных, и в гуманитарных науках, способны замечать прекрасное в окружающем мире и воплощать его в своих произведениях - рисунках, стихах, музыке, прикладном творчестве;
  • нуждаются в мудром взрослом собеседнике, который может их выслушать и понять. Испытывают потребность в философских размышлениях и обобщениях, на первый взгляд, не соответствующих их возрасту;
  • верят в Бога, даже если семья, в которой они воспитываются, атеистическая. Никогда свою веру не афишируют, но при необходимости стойко защищают;
  • бунтуют против абсолютной власти, отстаивают свою точку зрения, даже если не находят поддержки у окружающих.

Что необходимо делать нам, взрослым, чтобы дети современного уровня сознания захотели быть рядом с нами:

  • перестать жить двойной жизнью, четко определить для себя духовную иерархию ценностей и начать жить по нравственным законам;
  • отказаться от чувства превосходства над кем-либо, а тем более над детьми;
  • в школьном образовании пересмотреть программы. Создать интегрированные курсы с учетом современных достижений науки, в которых присутствует связь с Высшим и используется целостный подход. Дополнить содержание образования интегрированными предметами по развитию художественных, музыкальных и творческих способностей, которые должны воспитывать душу и чувства ребенка. Образовательный процесс должен основываться на гуманно-личностном подходе.

Е. Блаватская во втором томе «Тайной Доктрины», посвященной антропогенезу, отмечает неизбежность появления на Земле новой человеческой расы, которая «тихо начнет свое существование и, воистину, настолько тихо, что на протяжении долгих тысячелетий ее пионеры - своеобразные дети, которые будут вырастать в своеобразных мужчин и женщин - будут рассматриваться как аномалия, как ненормальные странности, физически и умственно. Затем, по мере их размножения, количество их будет увеличиваться с каждым столетием, они в один прекрасный день окажутся в большинстве. Тогда теперешний тип человека будет рассматриваться как исключительный выродок; до тех пор, пока они, в свою очередь, не вымрут в цивилизованных странах, переживая лишь маленькими группами на островах - нынешних снежных вершинах, - где они будут прозябать, вырождаться и, наконец, вымрут. За Циклами Материи будут следовать Циклы Духовности и вполне развитого разума. Следуя закону аналогии в истории и расах, большинство будущего человечества будет составлено из замечательных Адептов».

Возможно, именно сейчас, на наших глазах, в мир приходят Предвестники Великого Перехода, необыкновенные дети, и это не плод фантазии отдельных ученых, а определенная закономерность Природы, по словам К. Циолковского, «...человек настраивается природой в определенном тоне, это, безусловно, мажорный тон, требовательный тон, а не мольба о помиловании. Так заявляет о себе новая космическая эра, к которой мы подходим, медленно подходим, но верно».

Автор: В. Бак

Освіта.ua
25.06.2008

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!