Кадровая политика школы
Тенденция к совершенствованию в системе образования предполагает не только поддержание традиционных управленческих способов и методов работы с персоналом, но и внедрение новых для системы образования форм комплектования и управления педагогической командой
Существует актуальная необходимость в использовании управленцами системы образования знаний в области организационной психологии.
Ликбез в области организационной психологии
Основными направлениями в работе с персоналом являются: отбор, адаптация, оценка качества работы, повышение квалификации.
Отбор персонала. Как известно, процедура отбора персонала для работы в учебном заведении проходит в несколько этапов:
- Объявление о появлении вакантной должности;
- Собеседование у завучей;
- Собеседование у директора;
- Представление кандидатуры на рассмотрение начальника отдела кадров управления образования;
- Представление кандидатуры на рассмотрение начальника управления образования.
В большинстве случаев процедура отбора педагогических кадров начинается и заканчивается в кабинете директора школы (все остальные этапы - формальность). Стандартная структура интервью, при рассмотрении кандидатуры на вакантную должность в школе обычно состоит из вопросов: «Ваш возраст? Какой ВУЗ, факультет закончили? В котором году получили диплом? Дополнительное образование? Сколько и в каком учреждении преподавали?». При таком способе интервьюирования руководитель зачастую не говорит о том, что работа в данной должности требует особых навыков, знаний, определенных личностных качеств (способности, интересы, ценности и т. д.), об особенностях в процессе сотрудничества (нюансы, связанные с должностными обязанностями сотрудника, ожидания руководителя), об особенностях условий труда педагога. В результате ни руководитель ни новоиспеченный сотрудник не получают полный объем необходимой информации о возможностях, необходимостях в процессе профессионального взаимодействия, что в свою очередь может привести к взаимному разочарованию, неудовлетворенности этим самым процессом.
В организационной психологии существует алгоритм отбора персонала, который состоит из нескольких этапов:
- объявление о появлении вакансий (СМИ, фонды занятости, онлайновые службы, рекомендации);
- определение особенностей содержания работы и критериев отбора;
- отборочные процедуры: анализ резюме, биографических опросников, проведение интервью, анкетирование, психологическое тестирование, центры оценки и др.);
- принятие решения.
Не секрет, что большинство руководителей школ не призывают психологов к проведению тестирования, интервью в процессе отбора персонала, хотя в целом считается, что практический психолог школы сопровождает и те процессы, которые связаны с формированием команды и ее функционированием. В сущности, только специалист - психолог сможет объективно оценить способности, возможности, потребности кандидатов и передать объективно качественные выводы об особенностях личности соискателя руководителю.
Адаптация. Успешность прохождения сотрудником процесса адаптации будет зависеть от условий, в которых сотрудник функционирует, от наличия супервизорского сопровождения, от личностных особенностей самого работника. В условиях системы образования сопровождение процесса адаптации происходит следующим образом:
- ознакомление сотрудника с педагогическим коллективом, некоторыми особенностями труда;
- ознакомление с рабочей документацией;
- сопровождение процесса адаптации молодых учителей путем «закрепления» за ними старших учителей, учителей-методистов;
- осуществление административного контроля профессиональных действий педагогов.
Однако далеко не всегда процесс адаптации происходит с необходимым сопровождением. Зачастую бывает, что молодой учитель, недавно приступивший к обязанностям педагога, начинает свою профессиональную деятельность, что называется с нуля (благодаря тому, что далеко не всегда опытные учителя оставляют молодым специалистам свои наработки, материалы и не всегда у них хватает времени (желания) консультировать молодых педагогов), не имея методических разработок по организации работы, дополнительных материалов и т. д. Задача руководителя - обеспечить необходимую в данной ситуации преемственность в педагогическом коллективе.
Оценка результативности труда педагогического коллектива. В системе образования существует своя схема проведения оценивания работы педагога, педагогического коллектива школы в целом. Фактически оценку работы проводят экспертные группы:
Оценка проводится для получения точной, более полной информации о качестве предоставляемых сотрудником услуг, т.е. о том, на сколько он справляется со своими обязанностями.
Основные принципы проведения оценивания:
- объективность - вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений;
- надежность - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач);
- достоверность в отношении деятельности - оцениваться должен реальный уровень владения навыками - насколько успешно человек справляется со своим делом;
- с возможностью прогноза - оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
- комплексность - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи, и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом.
Методы оценивания:
- анализ информации о личности сотрудника (продвижение, профессиональный рост, рост з./пл., несчастные случаи, больничные и т. д.);
- письменные характеристики коллег на сотрудника;
- рейтинг оценки качества труда.
В контексте рассмотрения профессионально важных качеств педагога и оценки их проявления, есть смыл рассматривать и такие личностные особенности, как: рефлексивность, уровень мотивации к труду, ответственность, креативность, стрессоустойчивость, эмпатийность, мобильность, поисковая активность, уровень тревожности, ригидности, стремление к профессиональному и личностному росту.
По результатам оценки качества труда сотрудников обычно проводится собеседование для совместного определения путей дальнейшего профессионального совершенствования работника.
Результатами оценки качества могут стать предложения о повышении квалификации. Повышение квалификации педагогов является обязательным и важным компонентом в работе администрации с коллективом. Как правило, обучение проходят педагоги, отработавшие определенное количество лет в данной должности на базе институтов последипломного педагогического образования. Учителя посещают курсы повышения квалификации, защищают итоговый проект и получают свидетельства о прохождении курсов, категории, звания.
Обучение может проходить в следующих формах:
Изучение конкретных «рабочих» ситуаций. Ю. Мацкевич пишет: «использование метода конкретных ситуаций позволяет решать следующие задачи:
- развитие навыков работы в коллективе через совместное обсуждение и принятие решений;
- иллюстрацию и закрепление теоретического материала;
- формирование практических навыков работы;
- выработка навыков принятия решений на основе анализа наличной информации». Также он определяет алгоритм работы, лежащий в основе данного метода:
- осознание ситуации, которое предусматривает поиск ответов на вопросы, направленных на уточнение ситуации;
- определение и описание проблемы, определение разницы между тем, что есть и тем, что должно быть с точки зрения клиента, выявление особенностей проблемы;
- выдвижение гипотез о причинах возникновения проблемы;
- выработка решения по устранению проблемы.
Деловые игры.
Ролевые игры.
Тренинги, направленные на повышение уровня личностной и профессиональной компетентности.
Компьютеризированное обучение.
Для формирования конкурентоспособной и качественно функционирующей педагогической команды руководителям школ есть смысл учитывать знания организационной психологии и привлекать специалистов - психологов для сопровождения работы административного состава с персоналом.
Автор: Е. Моисеенко
Освіта.ua
15.07.2012