Влияние шуток в сети на психологическое здоровье школьника

Дети во время травли чувствуют дополнительную потребность в защите, но редко обращаются ко взрослым за помощью

Влияние шуток в сети на психологическое здоровье школьника

Все чаще можно встретить отдельные публикации в сети, где люди высмеивают других или выносят собственный конфликт на публику; комментарии, где кто-то кого-то троллит, возможно, и в виде шутки. Для кого-то этот способ коммуникации более привычен, чем разговор тет-а-тет, а для кого-то - способ обратить на себя внимание.

Если говорить о троллинге или высмеивании ради шутки, то это имеет несколько негативных воздействий:

  • во-первых, чем больше ребенок троллит других, тем быстрее для него это станет нормой. То есть он постоянно будет искать какое-то качество или внешнюю черту, за которые можно дискриминировать другого человека;
  • во-вторых, чем больше ребенок слышит таких вещей в свою сторону, тем сильнее это влияет на его самооценку. Особенно это касается тех случаев, когда среда играет большую роль для ребенка;
  • в-третьих, поведение с онлайн переносится и в офлайн мир. Поэтому первый и второй пункты становятся реальностью ребенка.

Статистика неутешительна - те, кто встречался с травлей в сети, в 2 раза чаще задумываются о суициде. К тому же дети во время травли чувствуют дополнительную потребность в защите, но, к сожалению, не всегда обращаются ко взрослым за помощью, а ищут приют в коммуникации с незнакомцами онлайн. Такая детская уязвимость часто приводит к грумингу, во время которого преступники под видом «интернет-друзей» налаживают доверительные отношения с ребенком с целью сексуального насилия над ним в реальной жизни или онлайн.

В Украине вопросом защиты детей от сексуального насилия обеспокоена команда образовательного проекта #stop_sexтинг. Они помогают взрослым наладить диалог с детьми и создают информационные и интерактивные продукты, цель которых - предотвратить возможные киберриски и уберечь от последствий противоправных действий со стороны преступников. За время карантина #stop_sexтинг запустил чат-бот в Telegram: @StopSextingBot, выпустил справочник «Створюємо онлайн-простір разом з дітьми», а за хэштегом #stop_sexтинг_вправи в Инстаграм и Фейсбуке взрослые могут ознакомиться с упражнениями и играми и использовать их во время досуга.

«Сегодня Интернет - неотъемлемая часть нашей жизни. И почти невозможно провести границу между онлайн и оффлайн миром. Это способствует сложностям в выявлении ложной информации, которая порой заставляет человека поддаваться на манипуляции преступников. Для современных детей виртуальный и реальный мир также является одним целым. По этой причине все обиды и негативные комментарии в сети воспринимаются остро и влияют на психологическое состояние. Это особенно важно понимать родителям и не игнорировать ребенка, если он рассказывает о своих проблемах в сети. Взрослым следует относиться к подобным киберрискам так, будто это произошло в обычной жизни ребенка, например, в школе. И, конечно, не забывать говорить с детьми об онлайн безопасности, ведь цифровая эпоха изменила сферу и способ организации преступности», - отмечает Анастасия Дьякова, советник по безопасности человека в Интернете при Вице-премьер-министре цифровых трансформаций Украины, основатель образовательного проекта #stop_sexтинг.

Стоит помнить, что слова от людей, которых мы считаем друзьями или близкими, порой воспринимаются очень остро, так, как это истина. Хотя информация о личности может быть не правдивой и целенаправленно созданной как «фейк ньюз». Это может причинить боль и даже психологически травмировать. В результате последствия зависят от реакции человека, его умения оценивать информацию (за счет критического мышления) и осведомленности о механизмах противодействия.

И хотя развитие критического мышления - непростая задача, существует определенный набор условий, способствующих его становлению. У детей качественное развитие начинается с создания доверительной среды в семье. Ребенок, который чувствует, что к его мнению действительно прислушиваются, будет больше доверять родителям. С детства привлекайте малыша к обсуждению семейных вопросов, учите не бояться задавать вопросы взрослым людям. Родителям рекомендуется:

  • Расширять кругозор ребенка за счет путешествий, выставок и посещений разных «взрослых» организаций (почта, банк). Расскажите ребенку, для чего вы туда пришли, что хотите сделать и почему. Не навязывайте свою точку зрения, а просто объясняйте ее.
  • Ставьте детям правильные вопросы и поощряйте к поиску ответов, но иногда сами помогайте находить им правильные ответы. Время от времени делиться собственными вариантами - это признак доверия и нахождения еще одного альтернативного пути.
  • Чаще ставьте себя на место ребенка, пытаясь понять его чувства.

Ключевой компонент критического мышления - это умение находить несоответствия. Поэтому возможность допускать ошибки - это прекрасная активация мышления ребенка. А если взрослый иногда намеренно допускает ошибки, это дает возможность проверить бдительность у ребенка и использовать это как элемент игры.

В свою очередь, во время учебного процесса учителям следует:

  • предоставлять возможность школьникам рассуждать;
  • принимать разные идеи и мнения школьников;
  • способствовать активности в образовательном процессе;
  • способствовать пониманию ценности собственных мыслей и идей школьников;
  • убеждать школьников в том, что за свое мнение они не рискуют быть высмеянными.

Стоит помнить: технологии постоянно развиваются, как и связанные с этим риски. Но взрослые могут уменьшить их благодаря диалогу с детьми о том, как они общаются в Интернете и вне его, мотивируя их критически мыслить и действовать.

Освіта.ua
22.07.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев