Многие дети остались за бортом обучения, - Гриневич

Дистанционное обучение в условиях нашей страны углубляет неравенство в доступе к образованию для детей

Многие дети остались за бортом обучения, - Гриневич

В конце июня этого года Офис Президента, со ссылкой на СНБО, заявил, что начать новый учебный год школьникам придется дистанционно. Но уже через несколько дней в. и. о. министра образования и науки Сергей Шкарлет частично опроверг это заявление. Он уточнил, что «дистанционка», скорее всего, не коснется первоклассников, которые очень нуждаются в сопровождении учителя и социализации. Также изданию LB.ua представитель правительства заявил, что в Минобразования понимают проблему технического доступа детей к дистанционному образованию, нехватку смартфонов, компьютеров и даже интернет-сети. Поэтому школьное обучение, по словам Сергея Шкарлета, может быть смешанным - очно-дистанционным.

На тему обучения в условиях карантина Zbruč разговаривал с экс-главой Министерства образования и науки, а ныне - проректором Киевского университета имени Бориса Гринченко Лилией Гриневич.

Госпожа Лилия, как думаете, обучение в школах с первого сентября будет только дистанционным? Если бы это было в Вашей компетенции, какое решение Вы приняли бы?

Прежде всего, зависит, какая будет статистика по эпидемии коронавируса. Мы должны быть готовы гибко реагировать на ситуацию, которая будет в сентябре. Здесь есть несколько вариантов развития событий. Мы не избежим какой-то части дистанционного обучения. К этому нужно быть готовым.

Но, с педагогической точки зрения, дистанционное обучение может быть эффективным, только если оно сопряжено с очным. И очень много исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что отсутствие непосредственного социального взаимодействия очень плохо влияет на интеллектуальные процессы ребенка. Это связано с тем, что школьники должны взаимодействовать и мыслить, не будучи погруженными в постоянный информационный поток или в гаджет. Если сейчас некоторые думают, что мы дистанционным обучением можем заменить учебный процесс, то очень ошибаются. Постоянное дистанционное обучение и сидение в компьютере или гаджете может только негативно повлиять на ребенка. Поэтому мы неизбежно должны прийти к модели смешанного обучения - blended learning.

Что это значит? Что часть учебного процесса, например, по восприятию новой информации, может быть выделена в дистанционное обучение. Это можно сделать даже оффлайн - когда есть в записи часть урока, которую ребенок может пересмотреть. К примеру, урок биологии или другой предмет, где в виде трехмерных моделей, какого-то интересного фильма объясняется новый материал. Но самое важное - это общение учителя с детьми и дальнейшая проработка этой проблематики. Вот это, при условии лучшей эпидемиологической ситуации, должно происходить в очном формате. А если будет плохая эпидемиологическая ситуация, то, к сожалению, в дистанционном. Сейчас нам нужно прежде всего, чтобы правительство разработало конкретный план этих вариантов.

Что именно, по вашему мнению, должно быть в этом плане от Кабинета Министров?

Мы все должны понимать, как будут работать школы во время адаптивного карантина. Ибо карантин не является полным: работает общественный транспорт, но в то же время обязательным является ношение маски, социальное дистанцирование, мытье рук и дезинфекция. В сентябре-октябре-ноябре все эти правила также будут актуальны. И поэтому сейчас важно спроектировать варианты, как будет выглядеть учебный процесс. Я сторонник комбинирования дистанционного и очного обучения. Людям, которые ответственны за этот процесс, то есть правительству, нужно за этот летний период подготовиться к смешанному обучению.

В частности, разработать электронные учебные материалы по предметам для детей разного возраста, которым могут пользоваться учителя. Учителям необходимо дать возможность получить готовым такой материал. Самому подготовиться к каждому уроку сложно, и учителя тратили очень много времени, чтобы создавать собственные материалы. Поэтому сейчас необходимо этот образовательный контент для дистанционного обучения интенсивно разрабатывать, чтобы он был качественный. Это первая задача.

Вторая задача: если мы понимаем, что часть учебного времени, когда будет обостряться ситуация, надо будет переводить в дистанционный формат, сейчас необходимо те средства, которые у нас аккумулированы в стабилизационном фонде на преодоление последствий коронавируса, а также другие средства, которые могут быть привлечены, потратить для того, чтобы обеспечить учителям и ученикам доступ к электронному контенту. В нашей стране и так большое социальное неравенство. По результатам международного сравнительного исследования PISA, у нас учебные достижения детей жестко коррелируют с социальным положением их семей. И также у большинства школьников из сельской местности ниже результаты, чем у детей из городов. Представьте себе, что часть или все обучение, как это было последние несколько месяцев прошлого учебного года, перенесено в дистанционный формат. Насколько у этих детей, у которых нет дома планшета или компьютера, или нет интернета, сокращаются шансы вообще участвовать в учебном процессе! Дистанционное обучение в условиях нашей страны углубляет неравенство в доступе к образованию для детей. Поэтому сейчас должна быть отдельная программа правительства для выравнивания доступа к электронным образовательным материалам и цифровым технологиям.

Еще в 2019 году мы провели аудит доступа к интернету в школах. И тогда было выделено 700 миллионов гривен для улучшения ситуации. Но сейчас этого уже мало! Потому что речь идет о доступе к интернету в домохозяйствах. То есть чтобы люди могли дома также пользоваться интернетом. Если мы понимаем, что этого интернета нету, то правительство должно разработать отдельный вариант, что делать при ухудшении ситуации и необходимости оставаться дома.

Третья важная задача - научить учителей. Министерство образования и науки должно провести обучение, чтобы повысить их способность работать дистанционно. Это обучение можно провести в августе в дистанционном формате. И здесь также надо дать несколько вариантов. Как может работать учитель, если у детей есть доступ к интернету? А по каким алгоритмам работать учителю, если этого доступа нет, и как передать детям учебный контент дистанционно? Что делать, если часть детей не имеет дома компьютера или гаджета? Эту паузу до сентября надо использовать для детального аудита ситуации. Ведь когда начался коронавирус и карантин, все происходило спонтанно. И очень многие дети остались просто за бортом обучения. Им нужно будет сейчас наверстывать серьезные пробелы в обучении. Но с сентября может быть ситуация, что правительство будет наступать на те же грабли, а дети дальше будут оставаться вне учебного процесса.

Кроме дистанционного, наверное, нужно подготовиться и к очному обучению в новых условиях?

Конечно. Очное обучение - очень важно, и не только для социализации, но и для повышения мотивации детей, которая очень падает, как показывают исследования, при исключительно дистанционном обучении.

Нужно понимать, что очное обучение теперь будет происходить так, чтобы были максимально соблюдены все требования по противодействию заражению. Это мытье рук, социальное дистанцирование, небольшое количество детей в одном помещении. Возможно, чтобы дети посещали уроки в разные смены или разные дни. Особенно если классы и школы переполнены. Поскольку в крупных городах это весомая проблема - когда у нас переполнены классы, более 30 учеников, переполнены школы, большая концентрация детей. Тогда надо выбирать приоритетные классы, с которыми учитель должен работать очно большую часть времени.

Например, для детей младшей школы дистанционное образование менее эффективно, чем для детей старшей школы. Мы должны осознавать, что особенно сложно родителям. Маленькие дети участвовали в дистанционном образовании, они нуждаются в постоянном сопровождении родителей. Поэтому, может, приоритет присутствия в школе нужно отдавать именно начальным классам.

Большие классы можно разделить на две группы, которые будут учиться непосредственно в школе, поочередно в разные дни. Так можно обеспечить между детьми социальную дистанцию.

Главное здесь: для каждой школы, для каждой ситуации должен быть свой индивидуальный рецепт. Все зависит и от наполняемости классов, и от площадей школы (как их лучше использовать). Нужна большая подготовительная работа и, опять же, финансирование для обеспечения соблюдения необходимых санитарных правил.

Таким путем, кстати, идут многие страны. Сейчас в Великобритании, США и других странах идет дискуссия, что же делать со школьным образованием с первого сентября. И большинство склоняется к необходимости возвращать детей в школу. Несмотря на то, что там лучше охват интернетом, они говорят о больших пробелах в процессе обучения за время карантина.

Какие, по вашему мнению, были самые большие ошибки при попытке ввести дистанционное обучение в этом году? И как их исправить?

Мы можем с вами, условно, разделить это время на два периода. Первый - когда нас застал коронавирус. И никто в мире такого, как случилось, не ожидал. И тогда у нас все разрабатывалось с нуля. Учителя самообучались. У нас, кстати, за время карантина - крутая кривая обучаемости учителей пользованию компьютером. До этого времени очень много учителей избегали того, чтобы учиться пользоваться компьютером, но пандемия и дистанционное обучение их заставили. И теперь еще один вопрос: обладают они этими разными технологиями онлайн-обучения очень разными способами. Это означает, что в тот первый период все работали, как умели и как получалось. Кто-то делал онлайн-уроки, кто-то нет. Кто-то смотрел телеуроки и обсуждал их с детьми, а кто-то отправлял только задания на вайбер, и дети их выполняли. Не было каких-то конкретных критериев и требований, которые бы обеспечили качество образования.

Позитивом этого периода является то, что за это время было создано много нового образовательного цифрового контента, правда, разного качества. А еще Министерство образования и науки с ОО «Смарт Образование» при поддержке Международного фонда «Возрождение» создало первые прикладные рекомендации для организации дистанционного обучения в школе.

Второй, чрезвычайно ответственный период начнется с первого сентября. И к этому периоду страна уже не имеет права прийти так же неготовой. Должны быть четко разработаны варианты дистанционного или смешанного обучения, за которым, я считаю, большие перспективы. Полная социальная изоляция и отсутствие социального взаимодействия может очень плохо повлиять на детей.

Как подготовиться к тому второму варианту, мы уже немного с вами говорили. Повторюсь, что должны быть прописаны все возможные варианты всех возможных ситуаций. Например, как учить детей, если нет в селе интернета. И все это - при разных условиях, когда есть высокие показатели заболеваемости, когда средние и когда низкие. И так же для города, для больших школ. На каких платформах могут работать учителя, провести повышение квалификации для них.

Перед правительством и всеми нами стоят очень важные вызовы. И очень мало времени осталось до первого сентября. Эта работа уже должна идти полным ходом.

Позвольте уточнить о такой, условно говоря, децентрализации в образовании. То есть мы приходим к тому, что не вся страна переходит на дистанционное обучение, а, учитывая эпидемиологическую ситуацию в конкретном городе или селе, форму обучения может изменить конкретная школа?

Именно так. Я подчеркиваю, должны быть четкие критерии и варианты, которые органы местного самоуправления могут выбрать при разных ситуациях с пандемией в конкретном городе, селе, даже школе. Потому что мы придем к тому, что решение нужно будет принимать о конкретном учебном заведении. Может случиться так, что будет вспышка заболеваемости именно в конкретной школе. Тогда нам важно ограничить социальные контакты детей. Каждый населенный пункт и каждая община должны получить такой путеводитель, как действовать в той или иной ситуации, как организовывать обучение. Роль правительства в том, чтобы выработать критерии и предоставить эти варианты, из которых будет выбирать местная власть. Здесь нужна гибкость: ситуация улучшается - увеличивается очная компонента, ситуация ухудшается - увеличивается количество дистанционного обучения.

Знаем, что в предыдущие годы украинское правительство уже сотрудничало с украинскими платформами для онлайн-обучения, например Prometheus, EdEra, например. На этих платформах есть подготовка к ЗНО, которую в дистанционном обучении использовали немало детей и учителей. Ведь это также становится актуальным и касается дистанционного обучения?

Мы действительно имеем опыт такого сотрудничества. Однако тогда не было такой тотальной потребности в дистанционных курсах. Дистанционное обучение может быть особенно полезным для индивидуализации обучения. Человек может учиться в свободное время, может что-то вспомнить и еще раз пересмотреть отдельные модули курса. Во многих университетах много курсов есть уже в электронном формате, они имеют полностью разработанный цифровой контент. Однако сплошное дистанционное обучение не может полностью заменить возможности очного обучения. Поэтому для получения качественных результатов добавляют очную компоненту.

Вот, например, мы готовили учителей «Новой украинской школы» через смешанное обучение. На EdEra для них были разработаны специальные дистанционные курсы, которые они должны были пройти. А потом то, что прослушали на этих курсах, они апробировали на практике, на очных тренингах. И это действенный, эффективный формат, который особенно актуален для взрослых людей.

Теперь мы перешли к обучению детей. И при нормальной ситуации элементы дистанционного обучения могут использоваться в школьном образовании. Но не как тотальное дистанционное обучение. Так или иначе, для дистанционной компоненты смешанного обучения будут полезными весь наработанный опыт и цифровые образовательные материалы. Без сомнения, есть замечательные учителя, которые создали уже свои электронные курсы. Начались телеуроки, которые были очень важны для детей, которые не имеют доступа к интернету и имеют дома только телевизор. Есть положительные практики, которые дальше можно применять и развивать.

Большая задача для министерства и ответственных институтов заключается в том, чтобы собрать этот контент и структурировать его так, чтобы учителю было легко его найти. У нас разработана была основа национальной образовательной платформы, которую нужно наполнить этим электронным контентом. Чтобы учитель по каждому предмету мог найти там для каждого класса на определенную тему разного рода материалы: или фильм, или презентацию, или какие-то содержательные материалы для проверки знаний учеников. Ведь учителям сложно постоянно разрабатывать собственный цифровой контент. Если учитель не имеет хорошего доступа к интернету и не очень хорошо умеет пользоваться дистанционными платформами, потому что не прошел ни одного такого тренинга, то, без сомнения, ему сложно подготовиться к дистанционному уроку.

Сейчас важно структурировать все наработки, выявить «белые пятна», их доработать и организовать целевое повышение квалификации учителей, чтобы каждый учитель понимал, как он может организовать дистанционную компоненту обучения. Потому что каждый ребенок должен иметь доступ к образованию. И страна должна это обеспечить с первого сентября.

Анна Герич, Zbruč.

Освіта.ua
15.07.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Гость
На кой черт подвергать риску детей и учителей надеясь,что авось пронесет?Уже надеялись,что жара убьет коронавирус.И что?!Пронесло?!!
Олена
Для Гость: Вы чокнутий? Чи вірите в цей барановірус?
Игорь
В него не верят только дураки , десятки тысяч людей погибло , а вы не верите . Чтобы до вас дошло вам самим нужно умереть ?
Комментировать
Гость
Да хоть всю жизнь учись,а здоровье важнее ибо его и за деньги не купишь,если утратишь.Детей,учителей если у них вдруг поднимется температура будут не впускать в школу,чего им тогда делать?Сидеть дома и ждать пока температура наладится?Короче:черти знают что, грубо говоря ,я ели сдерживаю в себе маты.Или всех с температурой будут посылать сразу в инфикционку сдавать тесты на наличие короны?
Иван
не надо умничать - политика уничтожения образования в стране запущена и с бывшими керивниками и с теперешними ... нет своего ума , нечего обвинять кого-то..
Олена
Для Иван: вы правы, а такие бараны, как гость, верят зомбоящикам и умничают
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!