![]() |
|
Программа «Росток» успешно реализуется среди школ Украины, и через нее прошли тысячи учеников |
О многообразии современных программ и технологий
В последнее время в средствах массовой информации все чаще говорят о современных образовательных технологиях или программах, которые способны менять наших детей к лучшему. Конкретные ответы на наиболее волнующие вопросы этой непростой тематики дает специалист, доктор педагогических наук, профессор Тамара Пушкарева.
Тамара Алексеевна, почему по вашему мнению в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о новых педагогических технологиях и современных методиках?
По моему мнению, это закономерно. Мы живем во времена, когда образ жизни и изменения вокруг человека происходят бешеными темпами. То, что было актуально вчера, завтра уже может быть и не актуальным. И предсказать это довольно сложно. Однако система образования имеет свою задачу - подготовить выпускника школы и выпускника вуза к реальной жизни. Реформы, происходящие в последние годы в системе образования, только подчеркивают эту актуальность. И одно дело говорить о готовности выпускника школы к реальной жизни, а другое - действительно его готовить и, главное, как убедиться, что этот выпускник действительно готов к этой современной жизни. Как убедиться, что тот багаж знаний, который получен ребенком в школе, будет полезным и, главное, сформирует те же навыки 21 века, о которых так много сейчас говорят.
По поводу навыков 21 века. Последние годы очень много публикаций в сети утверждают об эффективности внедрения других систем образования, например, финской. Что вы думаете по этому поводу?
Почему так много говорят о финской системе образования? Возможно потому, что несколько лет подряд дети Финляндии получают хорошие показатели по результатам PISA. Но если внимательно посмотрим на финскую систему образования, то увидим, что финский учитель не ориентирован на достижение учениками высокого показателя результатов PISA. Более того, финский учитель вообще не нацелен на достижение учениками высокого показателя PISA. Финский учитель ставит цель развивать у ребенка те способности, которые он имеет, и способствует ребенку в саморазвитии и самосовершенствовании, учит его самовоспитанию и обучению в течение жизни. И ребенок оказывается в ситуации развития, когда ни на учителя, ни на него самого не давят, чтобы иметь высокие показатели тестов. Поэтому тест для них - практически просто фиксация того, что они имеют.
Если брать за аналогию нашу систему образования, то учитель как раз таки ориентирован на высокие показатели ЗНО. Работа украинского учителя измеряется обществом как высокий показатель баллов ЗНО на протяжении последних лет. ЗНО - это тесты. И может сложиться ситуация, что мы учим детей успешно сдавать тесты. А где готовность к реальной жизни?
Поэтому, я считаю, стоит изучать другие эффективные системы образования и вводить их отдельные элементы. Финская система является успешной в Финляндии, и она не может быть успешной в Украине - финский учитель имеет другой уровень достатка, другие условия жизни и работы, финский ученик имеет другое окружение, чем украинский, разная философия в жизни и разные ценности. Однако нельзя говорить о некачественной системе образования в Украине. Мы имеем довольно много ярких и хороших примеров успешного его реформирования. Например, Новая украинская школа.
Относительно Новой украинской школы. Как считаете, каковы ее сильные стороны?
Новая украинская школа - это новая концепция образования и новый механизм ее реализации. Главная цель - и мы о ней уже говорили, подготовить выпускника школы, который готов к вызовам современности, который готов к самореализации и саморазвитию.
И мне лично очень приятно, что в основу Новой украинской школы положены многие принципы, которые мы используем уже несколько лет в своей педагогической технологии.
О какой педагогической технологии идет речь?
Педагогическая технология «Росток». Я начинала свою научную деятельность с экспериментального внедрения деятельностного подхода в обучении. Еще в 1996 году первым приказом министерства образования и науки Украины была основана программа «Росток», тогда это была еще экспериментальная программа. По результатам исследований качества обучения учеников, которые учились по программе Росток в 2005 году, мы выросли до уровня проекта. И уже в 2014 году наша педагогическая технология была рекомендована Министерством образования и науки Украины для использования в школах. Так и появилась педагогическая технология «Росток», автором которой я являюсь. И мне сегодня очень приятно видеть и осознавать, что результаты наших исследований послужили основой для разработки концепции, философии и содержания Новой украинской школы.
Тамара Алексеевна, как родителям сегодня сориентироваться среди многообразия современных образовательных программ и технологий?
На что бы я советовала обратить внимание родителей. Во-первых, родители первоклашек при желании всего класса могут советовать администрации школы выбирать определенную образовательную программу для своих детей. Это право родителей. Во-вторых, выбор должен быть сужен до так называемых разрешенных Министерством образования и науки Украины образовательных программ. Сегодня их несколько. И образовательная программа по педагогической технологии Росток среди них. Также должна обратить внимание, что программа «Росток» успешно реализуется среди многих школ Украины, и через нее уже прошли почти тысячи учеников. Мы максимально обеспечиваем учителей всем необходимым: от обязательного ежегодного обучения до различных методических материалов. Мы максимально обеспечиваем учеников необходимыми учебниками и рабочими тетрадями.
Платят ли родители деньги, если их ребенок учится по педагогической технологии «Росток»?
Родители не платят деньги за обучение своих детей. Родители покупают учебники и рабочие тетради, по которым их дети учатся по программе «Росток». Их количество является оптимальным и рассчитано на учебный год. И если сравнить со многими платными проектами и технологиями - у нас самый оптимальный вариант и по цене учебника, и по его качеству. Кроме того, нашу программу знают почти все, потому что среди первоклашек она является наиболее популярной. Спросите у своих знакомых - учились ли их дети по программе «Росток», и услышите преимущественно утвердительный ответ.
Где родители могут ознакомиться с педагогической технологией «Росток» более подробно?
Для родителей, пожалуй, лучшим вариантом будет присоединиться к нашей странице в Facebook. Конечно, у нас есть и сайт, и страницы в социальных сетях, но все они рассчитаны на учителей, работающих по нашей технологии. Поэтому для родителей мы советуем присоединиться к нашей странице. Кроме того, в этом году мы начинаем ряд встреч с родителями и учителями в разных городах Украины. Если вы хотите узнать больше о Росток и приобщить своего ребенка к «Ростку», заполните форму - и мы посетим ваш город.
И, напоследок, ваше пожелание родителям, которые хотят дать своим детям качественное образование?
Качественное образование можно получить в любом учебном заведении независимо от формы собственности. Все будет зависеть от учителя. Не секрет, что родители пытаются отдать своего ребенка в первый класс к определенному учителю. И я желаю вам найти того учителя, который и сам стремится к саморазвитию, и будет учить этому ваших детей, используя современные педагогические технологии, которые уже имеют проверенные временем результаты.
Если хотите посетить наши встречи, надо заполнить форму.
Освіта.ua
19.09.2019