Osvita.ua Среднее образование PISA – это понимание факторов успешного обучения
PISA – это понимание факторов успешного обучения

Советник Организации экономического сотрудничества Фернандо Картрайт о программе PISA

PISA – это понимание факторов успешного обучения

В ближайшее время планируется подписание соглашения между Министерством образования и науки и Организацией экономического сотрудничества и развития об участии Украины в международном оценивании школьников PISA-2018 (Programme for International Student Assessment).

Украина ожидает, что участие в программе PISA-2018 позволит специалистам в области образования объективно оценить состояние среднего образования в стране, осознать значимость постепенных преобразований в этой сфере, а политикам – принимать обоснованные решения о необходимости изменений.

Во время своего визита в Украину советник Организации экономического сотрудничества Фернандо Картрайт (Канада) рассказал Освіта.ua о тех возможностях, которые может дать Украине участие в исследованиях PISA.

Господин Картрайт, какова цель Вашего пребывания в Украине?

Как известно, Украина планирует участие в цикле программы международного оценивания учеников PISA 2018 года. PISA – самая крупная и влиятельная в мире система оценки образования.  Тестирование PISA проводят каждые три года, начиная с 2000 года. В исследовании 2015 года приняли участие более 70-ти стран.

Участие других стран в реализации проектов PISA позволило достичь многих вещей – от развития школьных информационных систем до имплементации преподавания и оценивания, основанного на компетенциях. Участие в программе PISA также способствует развитию системы обеспечения качества в образовательном секторе. Многие из этих инициатив были реализованы или даже инициированы многими странами после участия в программах PISA.

Украина, признавая опыт других стран, примет участие в том, что, мы надеемся, станет важным совместным опытом для будущего всех стран-участниц PISA. Соответственно, эта деятельность требует оценивания и планирования, для того чтобы в первом цикле PISA Украина смогла воспользоваться преимуществами, которые дают процессы и результаты программы PISA.

Какие преимущества получают страны от участия в реализации таких проектов, как PISA?

На начальном уровне благодаря результатам программы PISA можно будет сравнивать эффективность различных систем образования во всем мире. Другие страны уже ощутили преимущества, которые дает возможность сравнения себя с другими регионами мира. Но это лишь верхушка айсберга.

Украина сможет изучить исследовательскую базу программы, ведь PISA – это не только оценивание успеваемости, но и информация об учениках, школах, образовательных системах, что значительно облегчает вторичный анализ для понимания ключевых факторов, которые способствуют успешному обучению.

В течение последних 15-ти лет внедрения программы PISA во всем мире мы видим, что разные страны находятся на разных ступенях прогресса в таких сферах, как внедрение компетентностного подхода в обучении, составление учебных планов и оценивание.

Вы можете видеть, что разные страны применяют различные стратегии на различных стадиях своего прогресса, и участие в реализации проекта поможет Украине на ранних стадиях внедрения компетентностного подхода. Оно даст понимание того, что сделали другие страны на таких же стадиях, и возможность увидеть, какие из этих стран действовали эффективно, а какие – нет. Это возможность обучения на опыте и ошибках других стран. Безусловно, гораздо «дешевле» экспериментировать с собственной системой и учиться на собственных ошибках.

Так почему все-таки Украина не могла бы провести собственные исследования, которые были бы гораздо дешевле, чем PISA?

Многие страны уже пробовали идти по такому пути. Как специалист в вопросах психометрических исследований и человек, который работал со многими странами мира, могу сказать, что разработка собственных систем занимает очень много времени и не меньших средств. Разумные люди не могут действовать независимо от опыта других. Разумно построенные системы требуют опыта, анализа данных, администрирования и развития тестирования. Думаю, что именно благодаря участию в реализации проектов PISA другие страны смогли воспользоваться их результатами и построить добротные национальные системы образования.

Какие люди и организации выиграют от результатов программы PISA и каким образом?

Во время моего пребывания в Украине я встречался практически со всеми сторонами-участниками образовательного процесса – с работодателями, представителями университетов, системы среднего образования, с замминистра образования – все они оказывают влияние на качество образовательного процесса.

И PISA - это не только мониторинг успеваемости, но и своего рода катализатор для развития стратегий оценивания, коммуникационных сетей, качества инфраструктуры управления данными. И по сути, если вы вовлечены в образовательный процесс в любом качестве, то являетесь бенефициаром тех процессов, которые обеспечивает PISA.

Как участие в исследованиях PISA влияет на качество образования? Есть ли какие либо исследования и их результаты по этому вопросу?

Полный ответ на этот вопрос займет слишком много времени, чтобы уместиться в интервью, но если говорить кратко, то – да. Было много таких исследований, и на нашем сайте вы сможете найти ссылки на национальные сайты стран-участниц программы PISA и ознакомиться с результатами их исследований.

В чем основные различия между исследованиями PISA и другими распространенными международными образовательными исследованиями, такими как TIMSS или PIRLS?

Упомянутые исследования концентрируются на том, что преподается в аудиториях, в то время как программа PISA направлена на исследование того, как ученики могут применить то, чему их учили, при решении практических задач.

PISA – это в большей мере компетентностный подход, чем просто оценка знаний. Вопросы PISA построены таким образом, чтобы выявить то, как ученики собираются использовать полученные знания вне образовательного контекста по трем основным направлениям – чтение, математика и естественные науки.

Например, в аудитории для простой оценки знаний по этим трем направлениям ученики будут выполнять специфические виды заданий на использование правил грамматики или пунктуации – т. е. задания, основанные на оценивании знаний.

Вместо этого PISA дает ученику документ для ознакомления и последующего выполнения практических заданий. Например, если речь идет о чтении, на основании приведенных в документе инструкций необходимо понять, как совершить продолжительный международный телефонный звонок из отеля. Или если речь идет о математике, вместо простых вычислений принять решение о том, как использовать свои средства более эффективно на основании конкретной жизненной ситуации.

Таким образом, PISA предлагает задания из реальной жизни, с которыми ученики могут столкнуться вне образовательного контекста. И результаты такого оценивания, безусловно, зависят от базовых навыков, которые приобретены учениками в рамках образовательного контекста и усилены жизненными обстоятельствами.

Почему PISA оценивает именно 15-летних учеников?

В разных странах мира в школах учатся разное количество лет, и возраст 15 лет во всем мире наиболее близок к окончанию школы, вступлению на рынок труда или переходу в систему высшего образования. И поэтому своей универсальностью этот возраст облегчает сравнительные исследования.

С какими рисками может столкнуться Украина, принимая участие в исследованиях PISA?

PISA – очень масштабный проект, который требует приверженности, времени и других ресурсов со стороны разных участников процесса, разных институций. Главный риск: если результаты не будут использованы эффективно, то все усилия пропадут напрасно. Поэтому, чтобы минимизировать этот риск, Украина должна уделить внимание не только участию в программе, но и соответствующему использованию полученных результатов, чтобы получить необходимые знания и отдачу в виде правильных решений.

Как Вы думаете, какие результаты покажет Украина?

Мы не можем знать этого. Первый цикл – это своего рода установка ориентиров. Думаю, что даже за пределами обычного оценивания рейтинги не имеют большого значения. PISA – не является рейтинговым агентством. Самое главное, что дает странам PISA – это понимание того, какие факторы влияют на эффективное обучение.

Вы говорили, что встречались с представителями образовательного процесса в Украине и кое-что узнали о нем. Что бы Вы посоветовали украинцам?

Образовательная система Украины чрезвычайно динамична. Она претерпевает много новых изменений. Кроме того, в ней уже произошли изменения, которые еще не успели дать результатов. Поэтому я бы сказал, что, возможно, очень многие концептуальные изменения делаются правильно, но они не внедряются в полной мере. Поэтому рекомендация № 1 – не просто создавать инновационные концепции, но и внедрять их в полной мере и доносить до каждого ученика.

PISA – это понимание факторов успешного обучения

Советник Организации экономического сотрудничества Фернандо Картрайт о программе PISA

В ближайшее время планируется подписание соглашения между Министерством образования и науки и Организацией экономического сотрудничества и развития об участии Украины в международном оценивании школьников PISA-2018 (Programme for International Student Assessment).

Украина ожидает, что участие в программе PISA-2018 позволит специалистам в области образования объективно оценить состояние среднего образования в стране, осознать значимость постепенных преобразований в этой сфере, а политикам – принимать обоснованные решения о необходимости изменений.

Во время своего визита в Украину советник Организации экономического сотрудничества Фернандо Картрайт (Канада) рассказал Освіта.ua о тех возможностях, которые может дать Украине участие в исследованиях PISA.

Господин Картрайт, какова цель Вашего пребывания в Украине?

Как известно, Украина планирует участие в цикле программы международного оценивания учеников PISA 2018 года. PISA – самая крупная и влиятельная в мире система оценки образования.  Тестирование PISA проводят каждые три года, начиная с 2000 года. В исследовании 2015 года приняли участие более 70-ти стран.

Участие других стран в реализации проектов PISA позволило достичь многих вещей – от развития школьных информационных систем до имплементации преподавания и оценивания, основанного на компетенциях. Участие в программе PISA также способствует развитию системы обеспечения качества в образовательном секторе. Многие из этих инициатив были реализованы или даже инициированы многими странами после участия в программах PISA.

Украина, признавая опыт других стран, примет участие в том, что, мы надеемся, станет важным совместным опытом для будущего всех стран-участниц PISA. Соответственно, эта деятельность требует оценивания и планирования, для того чтобы в первом цикле PISA Украина смогла воспользоваться преимуществами, которые дают процессы и результаты программы PISA.

Какие преимущества получают страны от участия в реализации таких проектов, как PISA?

На начальном уровне благодаря результатам программы PISA можно будет сравнивать эффективность различных систем образования во всем мире. Другие страны уже ощутили преимущества, которые дает возможность сравнения себя с другими регионами мира. Но это лишь верхушка айсберга.

Украина сможет изучить исследовательскую базу программы, ведь PISA – это не только оценивание успеваемости, но и информация об учениках, школах, образовательных системах, что значительно облегчает вторичный анализ для понимания ключевых факторов, которые способствуют успешному обучению.

В течение последних 15-ти лет внедрения программы PISA во всем мире мы видим, что разные страны находятся на разных ступенях прогресса в таких сферах, как внедрение компетентностного подхода в обучении, составление учебных планов и оценивание.

Вы можете видеть, что разные страны применяют различные стратегии на различных стадиях своего прогресса, и участие в реализации проекта поможет Украине на ранних стадиях внедрения компетентностного подхода. Оно даст понимание того, что сделали другие страны на таких же стадиях, и возможность увидеть, какие из этих стран действовали эффективно, а какие – нет. Это возможность обучения на опыте и ошибках других стран. Безусловно, гораздо «дешевле» экспериментировать с собственной системой и учиться на собственных ошибках.

Так почему все-таки Украина не могла бы провести собственные исследования, которые были бы гораздо дешевле, чем PISA?

Многие страны уже пробовали идти по такому пути. Как специалист в вопросах психометрических исследований и человек, который работал со многими странами мира, могу сказать, что разработка собственных систем занимает очень много времени и не меньших средств. Разумные люди не могут действовать независимо от опыта других. Разумно построенные системы требуют опыта, анализа данных, администрирования и развития тестирования. Думаю, что именно благодаря участию в реализации проектов PISA другие страны смогли воспользоваться их результатами и построить добротные национальные системы образования.

Какие люди и организации выиграют от результатов программы PISA и каким образом?

Во время моего пребывания в Украине я встречался практически со всеми сторонами-участниками образовательного процесса – с работодателями, представителями университетов, системы среднего образования, с замминистра образования – все они оказывают влияние на качество образовательного процесса.

И PISA - это не только мониторинг успеваемости, но и своего рода катализатор для развития стратегий оценивания, коммуникационных сетей, качества инфраструктуры управления данными. И по сути, если вы вовлечены в образовательный процесс в любом качестве, то являетесь бенефициаром тех процессов, которые обеспечивает PISA.

Как участие в исследованиях PISA влияет на качество образования? Есть ли какие либо исследования и их результаты по этому вопросу?

Полный ответ на этот вопрос займет слишком много времени, чтобы уместиться в интервью, но если говорить кратко, то – да. Было много таких исследований, и на нашем сайте вы сможете найти ссылки на национальные сайты стран-участниц программы PISA и ознакомиться с результатами их исследований.

В чем основные различия между исследованиями PISA и другими распространенными международными образовательными исследованиями, такими как TIMSS или PIRLS?

Упомянутые исследования концентрируются на том, что преподается в аудиториях, в то время как программа PISA направлена на исследование того, как ученики могут применить то, чему их учили, при решении практических задач.

PISA – это в большей мере компетентностный подход, чем просто оценка знаний. Вопросы PISA построены таким образом, чтобы выявить то, как ученики собираются использовать полученные знания вне образовательного контекста по трем основным направлениям – чтение, математика и естественные науки.

Например, в аудитории для простой оценки знаний по этим трем направлениям ученики будут выполнять специфические виды заданий на использование правил грамматики или пунктуации – т. е. задания, основанные на оценивании знаний.

Вместо этого PISA дает ученику документ для ознакомления и последующего выполнения практических заданий. Например, если речь идет о чтении, на основании приведенных в документе инструкций необходимо понять, как совершить продолжительный международный телефонный звонок из отеля. Или если речь идет о математике, вместо простых вычислений принять решение о том, как использовать свои средства более эффективно на основании конкретной жизненной ситуации.

Таким образом, PISA предлагает задания из реальной жизни, с которыми ученики могут столкнуться вне образовательного контекста. И результаты такого оценивания, безусловно, зависят от базовых навыков, которые приобретены учениками в рамках образовательного контекста и усилены жизненными обстоятельствами.

Почему PISA оценивает именно 15-летних учеников?

В разных странах мира в школах учатся разное количество лет, и возраст 15 лет во всем мире наиболее близок к окончанию школы, вступлению на рынок труда или переходу в систему высшего образования. И поэтому своей универсальностью этот возраст облегчает сравнительные исследования.

С какими рисками может столкнуться Украина, принимая участие в исследованиях PISA?

PISA – очень масштабный проект, который требует приверженности, времени и других ресурсов со стороны разных участников процесса, разных институций. Главный риск: если результаты не будут использованы эффективно, то все усилия пропадут напрасно. Поэтому, чтобы минимизировать этот риск, Украина должна уделить внимание не только участию в программе, но и соответствующему использованию полученных результатов, чтобы получить необходимые знания и отдачу в виде правильных решений.

Как Вы думаете, какие результаты покажет Украина?

Мы не можем знать этого. Первый цикл – это своего рода установка ориентиров. Думаю, что даже за пределами обычного оценивания рейтинги не имеют большого значения. PISA – не является рейтинговым агентством. Самое главное, что дает странам PISA – это понимание того, какие факторы влияют на эффективное обучение.

Вы говорили, что встречались с представителями образовательного процесса в Украине и кое-что узнали о нем. Что бы Вы посоветовали украинцам?

Образовательная система Украины чрезвычайно динамична. Она претерпевает много новых изменений. Кроме того, в ней уже произошли изменения, которые еще не успели дать результатов. Поэтому я бы сказал, что, возможно, очень многие концептуальные изменения делаются правильно, но они не внедряются в полной мере. Поэтому рекомендация № 1 – не просто создавать инновационные концепции, но и внедрять их в полной мере и доносить до каждого ученика.

Беседовал Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
25.05.2016

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!