Osvita.ua Среднее образование Как научить школьников решать проблемы?
Как научить школьников решать проблемы?

Страны, преуспевающие в решении проблем, развивают критическое мышление у детей

Как научить школьников решать проблемы?

Уроки математики изменились с того времени, когда Том Дин ходил в школу. Рассказывая о своем любимом предмете, Дин вспоминает: «Большая куча учебников, учитель объясняет вам тему на примере, давая немного контекста, а затем говорит вам, какую страницу открыть в книге».

Поэтому он был удивлен, войдя в класс как тренер-учитель математики и увидев учебники на полке, в то время как ученики пытались найти ответ на вопрос: «Если вы говорите на другом языке, значит ли, что вы считаете по-другому?». На другом уроке студенты спорили, каким способом лучше представить число – как дробь, как десятичную дробь или как процент?

Дин, который бросил карьеру в рекламной индустрии для того, чтобы работать учителем в сети государственных школ «Ark» в Великобритании, говорит, что такие вопросы являются для студентов способом выйти за рамки механического заучивания. «Если что-то слишком «зазубрить», то есть шанс, что более широкие понятия потеряются».

Образование находится под давлением – оно должно соответствовать меняющемуся миру. В то время как повторяющиеся задачи выполняются с помощью технологий и аутсорсинга, способность решать новые проблемы становится все более жизненно важной.

Происхождение слова «компьютер» – тот, кто вычисляет. Первыми компьютерами были не машины, а группы людей, каждый из которых работал над частью сложных вычислений.

Поскольку компьютеры стали более мощными, людям больше не нужно обрабатывать числа. Вместо этого роль людей – определить, какая математическая модель соответствует больше всего реальной жизненной ситуации, будь то самый быстрый способ доставить рождественские покупки или организация помощи в зону бедствия.

Как показывает рост технологических компаний, высокую зарплату платят тем, кто наиболее способен организовать «беспорядочное» информирование со всего мира. Задача же школы заключается в сочетании обучения знаниям и развития способности использовать эти факты в незнакомых ситуациях. Насколько хорошо они это делают? И могут ли они сделать это лучше?

Ответ на первый вопрос был дан в апреле этого года, когда ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) опубликовала оценку навыков решения проблем подростками по всему миру.

Около 85000 подростков в 44-х странах и регионах прошли тесты по программе ОЭСР для оценки международных студентов. В тестах от них требовалось разработать стратегии для решения незнакомых проблем. В одном из них была карта дорог, соединяющих пригороды в вымышленном городе, и стояла задача предложить место, где три человека могли бы встретиться, но никто из них не должен был находиться в пути более чем 15 минут.

Они сталкивались с ситуациями, когда информация была неполной, например, необходимо было разобраться с новым цифровым устройством: «У вас нет инструкции для нового кондиционера. Вы должны выяснить, как его использовать».

Также они должны были разобраться с сюрпризами. В другом задании студентам дали задачу купить определенное количество билетов по льготному тарифу в билетном автомате только для того, чтобы обнаружить, что льготный тариф был недоступен.

Школы в Европе часто поддаются критике бизнес-лидеров как «экзаменаторов» из-за того, что они выпускают массу студентов, которые не в состоянии справиться с жизненными проблемами за пределами классной комнаты. Но урок, который можно извлечь из международного сравнения, состоит в том, что школы Европы гораздо лучше обучают творческому мышлению, чем предполагает эта критика.

Студенты из основных западноевропейских стран – Англии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов и Бельгии – все справились с заданиями на уровне выше среднего, как и ученики из Чехии и Эстонии. В остальной части богатого мира – США, Канаде и Австралии показатели были также выше среднего. Но лавры первенства получили восточноазиатские страны: Сингапур и Южная Корея были наилучшими, следом шли студенты из Японии и китайских регионов Макао и Гонконга.

Этот результат бросает вызов западным школам. Критики систем восточноазиатского образования объясняют такой успех в математике и науке зубрежкой.

Но исследование ОЭСР показывает, что школы Восточной Азии развивают навыки мышления, а также дают прочную основу базовых предметов.

В своем всемирном исследовании ОЭСР обнаружила сильную положительную взаимосвязь между способностью решать проблемы и преуспеванию в математике, чтении и науке.

В целом, студенты, показывающие высокие результаты в учебе, оказались лучше всего в состоянии справиться с незнакомой ситуацией.

Но из этого правила были интересные исключения. Когда сравнили японских учеников с детьми из других стран с аналогичными успехами в математике, науке и чтении, японские подростки показали лучшие способности самостоятельно решать задачи.

ОЭСР предполагает, что это можно объяснить тем, что Япония ставит задачей выработать навыки решения проблем с помощью взаимно-обучающих проектов под руководством самих студентов.

Хотя все согласны с постановкой цели, мнения разошлись по поводу того, как лучше учить детей критически мыслить.

Дейзи Христодолу, педагог и автор «Семи мифов об образовании», утверждает, что такие навыки зависят от предметной области – их нельзя перенести в ту сферу, где наши знания ограничены.

«Попытка научить абстрактным стратегиям, которые можно применять в разных сферах – для этого не так много оснований», –- говорит она.

«Чем дальше вы от исходной сферы деятельности, тем меньше шансов применять те же подходы. В нашей жизни это звучит правдоподобно. Мы все знаем людей, которые хорошо анализируют проблемы истории, и недостаточно критически мыслят для решения математической задачи», – объясняет она.

Христодолу убеждена, что критическое мышление это навык, которому невозможно научить напрямую, должна быть связь с контекстом. Шекспир, которого превозносили за нарушение правил, был продуктом жесткого традиционного образования.

«У нас есть хорошее представление о том, каковым было образование Шекспира, – говорит она. – Он выучил наизусть речевые обороты на латинском языке.» И риторические приемы, которые он узнал, будучи школьником, он также с уверенностью использовал в своих пьесах.

«В его ранних пьесах это выглядит довольно топорно, но со временем он начинает играть этими речевыми фигурами и творчески использует их. Зубрежка не подавила творчество, а сделала его возможным», – говорит Христодолу.

Некоторые ученые утверждают, что если делать слишком сильный акцент на то, чтобы дети приобретали знания в одиночку, то им потом все равно приходится активно бороться, когда они сталкиваются с более сложными проблемами.

Тим Тейлор, бывший учитель начальной школы, который в настоящее время тренирует учителей, говорит: «Если вы загружаете учеников знаниями и оставляете мышление и критические вопросы на потом, дети не развиваются как эффективные ученики».

Есть некоторые общие инструменты, которые подходят всем дисциплинам, утверждает Тейлор: «Что такое чтение, если не познавательный инструмент? И это касается всех дисциплин».

Стиль преподавания, которому он учит, называется «Мантия эксперта», поощряет детей выступать в качестве экспертов, которые сталкиваются с воображаемым сценарием, целью чего является активизация их воображения и помощь для них понять, как они могут получить доступ к необходимой информации.

В классе, когда дети учат «Великий пожар в Лондоне», например, ученики будут играть роль экспертов, которые помогают музею создать выставку о пожаре. «Это способ сделать контент более значимым», – объясняет Тейлор.

Чтобы научить навыкам общего характера, нужно «…внимательно относиться к этому, как учитель», говорит Тейлор. «Вы создаете возможности, чтобы это было приоритетнее всего, что вы делаете. И как нам это помогает? Как мы можем использовать это в другом контексте? В этом смысл образования – развить мышление», – утверждает он.

Трудно осознавать, что из преимуществ, которыми обладают восточноазиатские ученики в международных рейтингах, развилось благодаря академической строгости в их школах, а что является результатом недавних реформ в странах, стремящимся дать студентам более целостное образование.

ОЭСР предполагает, что те страны, где студенты показывают самый высокий результат в решении проблем, не только хороши в обучении основным предметам, но и успешно предоставляют студентам возможность обучиться решать сложные, реальные жизненные проблемы.

Дин, тренер-учитель математики, говорит, что школа, где он работает в северной части Лондона, пытается обойти дебаты на тему что важнее – факты или навыки, обучая обоим с одинаковым пристрастием.

«С одной стороны, наши уроки математики начинаются с тренировок при помощи таблиц», – говорит Дин. – Мы уделяем много внимания повторению, а частое тестирование означает, что учащиеся регулярно повторяют и оценивают то, что они знают.

С другой стороны, мы также стараемся использовать открытые вопросы, чтобы структурировать единицы работы, сделать их более приятными и запоминающимися для студентов, что позволяет избежать мелкого заучивания и дает возможность рассуждать о понятиях более высокого уровня во время обучения.» 

FT
04.09.2015

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!