Osvita.ua Среднее образование Еще раз об учебниках для школ Украины
Еще раз об учебниках для школ Украины

Наступил тот момент, когда ситуацию на рынке учебников можно изменить кардинально

Еще раз об учебниках для школ Украины

Проблема обеспечения учеников качественными и доступными учебниками неоднократно поднималась в средствах массовой информации. Однако именно сейчас наступил тот момент, когда ситуацию можно изменить кардинально.

Наладить приемлемое обеспечение школ учебниками, монопольно держа «под собой» весь процесс от их создания до поставки, не удалось ни одному руководству МОН за все годы независимости Украины. Жизнь показала, что действующая «стратегия» лишь обогащает отдельное издательство и чиновничество, а в школы «бесплатно» привозят освященную МОН «макулатуру» (просим не обижаться тех немногих авторов, чьи учебники не вызывали сетований у учителей, родителей, научных работников и учеников).

Нужно прекратить «парикмахерские» манипуляции, призванные сберечь монопольную систему МОН, и решительно перейти на рыночные отношения, которые вытеснят некачественные учебники. Ведь для создания качественных и дешевых продуктов человечество не выдумало ничего лучшего, чем «бизнес-проекты», когда каждый производитель мобилизует все интеллектуальные и материальные ресурсы с целью наилучшим образом удовлетворить потребности покупателя. Примером может быть система обеспечения школ учебниками в Польше.

Схемы рыночных отношений работают автоматически, без вмешательства армии корыстных чиновников и в условиях конкуренции с другими производителями обеспечивают покупателей лучшими, более эффективными и дешевыми изделиями. Собственно, такие схемы работают во всех отраслях человеческой деятельности в цивилизованном мире, а кое-где и у нас. Только не в сфере образования, где все еще главенствуют протекционизм и коррупция.

Исправить это положение можно, ликвидировав государственный заказ на издание учебников и передав средства (достаточно половины того, что сейчас растранжиривает МОН) в школы, сделав их заказчиками учебной литературы. Издатели будут печатать учебники за собственные средства и реализовывать их через торгово-розничную сеть или непосредственно в школы. Дальше следует просчитать оптимальную стоимость комплекта учебников для каждого класса. Каждая школа должна получить средства на специальный счет для получения необходимого количество учеников.

Учебники должны быть в свободной продаже как для школ, так и для всех желающих. От школ при этом требуется лишь выполнять действующие учебные программы и стандарты средствами обучения, которые они приобретут на собственный выбор. Все решается на месте учителями и школами и без участия анонимных чиновников, и при необходимости найти виновных в злоупотреблениях очень легко. Учителя и ученики плохого, неоправданно дорогого и ненужного им не купят, да и воровать у самих себя не будут! Все другое – сложно, коррумпировано, неэффективно, требует больших средств.

Как видим, в такой модели закупка литературы осуществляется учебными заведениями за счет бюджетных средств. Учебники для каждого класса выбирает только учитель, который ведет предмет, а школа или централизованная бухгалтерия и так далее оплачивает. При таких условиях сами собой отмирают грязные схемы принятия решений об издании учебников, и школы ежегодно принудительно не заваливают книгами по государственным заказам.

Ради централизации учета, определения популярности и востребованности тех или других учебников МОН могло бы инициировать и финансировать создание сайта по распространению учебной литературы. Что-то наподобие Интернет-магазина с участием авторов и издательств. На этом сайте уместно было бы создать прозрачную систему рейтинга учебников, которая бы учитывала все, начиная с их стоимости и заканчивая позитивными и негативными отзывами работающих учителей и других специалистов в образовании.

Это, во-первых, дало бы возможность МОН при желании отслеживать, как расходуются средства, выделенные школам на приобретение учебников. Во-вторых, предоставило бы возможность авторам и издательствам оперативно реагировать на критику потребителей и учитывать требования рынка. А в-третьих, помогло бы ученикам, родителям и учителям ориентироваться во все возрастающем количестве учебников, авторов, издательств. С разрешения авторов и издательств на этом же сайте моно размещать электронные версии учебников и ссылки для прямой связи потребителей с авторами и издательствами. Ежегодный список рекомендованной литературы при таких условиях становится лишним.

Практика получения грифа учебной литературы не останавливает выпуск низкокачественных книг, поэтому нужно ее дополнить предварительной апробацией изданий в условиях реального учебного процесса. Гриф предоставляется учебникам и пособиям независимой от МОН инстанцией только при условии их соответствия действующим учебным программам, обязательной предыдущей апробацией в течение двух лет, при наличии позитивных отзывов работающих учителей и выводе экспертов (научных работников, учителей, методистов). Гриф является лишь признаком того, что учебник (пособие) отвечает учебной программе и определенным санитарным и методическим критериям. Главное, чтобы такой гриф не оставался средством кулуарного манипулирования, а стал полезным, прозрачным, понятным и одинаково доступным для авторов и издательств.

Экспертиза должна лишь проверять соответствие рукописей учебных изданий требованиям действующих учебных программ и санитарных норм для издания с единственным вердиктом: «да, отвечает» или «нет, не отвечает» с описанием недостатков для возможного переиздания.

На этом роль МОН Украины завершается! Дальше пусть работают авторы и издательства разной формы собственности, которые в условиях конкуренции обеспечат наилучшие предложения для успешного осуществления учебного процесса наравне с получением грифа учебниками для предварительной апробации можно использовать авторские, пробные, экспериментальные и региональные (то есть одобренные региональным научно-методическим советом) пособия.

Выбрать нужную учебную литературу помогут районные и городские методические объединения учителей-предметников согласно кадровым и материально-техническим возможностям своих школ, руководствуясь отзывами на учительских семинарах, конференциях и форумах в Интернете.

Анна Агафонова, г. Харьков; Наталия Евтушенко, г. Одесса; Григорий Громко, Кировградска обл.; Светлана Кейда, г. Мариуполь; Василий Ластовецкий, г. Цурюпинск; Сергей Лехан, г. Белгород-Днестровский; Александр Пилипчук, Хмельницкая обл.; Евгений Шестопалов, Хмельницкая обл.

Освіта.ua
21.03.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Тимур
Я-4-классник Вы не представляете какие у нас книги!Получил разодранную книгу а мне сказали: -Какие государство дает такие и мы выдаем. Так вот я думаю::Что у нас за государство если оно не может выдать деньги или купить нормальные учебники?! Вот перехожу в 5 класс.Все книги порваны а мне говорят то же самое!
Таша
Бездарные учебники новой программы: с ошибками стилистическими, грамматическими; шрифт мелкий ддля первоклассников. Да и другие учебнки не лучше. Вы детей учите, а не профессоров знакомите с новой информацией: логика изложения материала сложна для среднестатистического школьника, материал скучный и сложный. В такой подаче его сложно запомнить. Даже отличники "страдают" и не хотят учить. Ау! Где граммотные люди, чтобы учебники написать.
Олекса
Молодці! Якби ще мінстр цю статтю почитав та зробив висновки
Людмила
Если эта идея сбудется-учителя будут счастливы! вы себе не представляете, как работать с плохими учебниками, как невозможно заинтересовать детей предметом

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!