Бюджет образования: зарплаты, модернизация школ и COVID-19

«Что там с образовательными финансами»? Отвечает народный депутат Украины Инна Совсун

Бюджет образования: зарплаты, модернизация школ и COVID-19

Инна Совсун, народный депутат Украины, экс-заместитель министра образования и науки Украины отвечает на вопрос «Что там с образовательными финансами»?

14 сентября правительство передало в Верховную Раду проект закона «О государственном бюджете на 2021».

Однако перед тем, как засыпать вас цифрами, несколько замечаний.

Во-первых, мы сейчас имеем дело с проектом бюджета, который предлагает правительство. Документ до ноября, когда за него должны проголосовать финально, может достаточно сильно измениться.

Во-вторых, правительственный проект появился в разгар предвыборной кампании в местные выборы, а вот голосовать за него будут уже после них. Поэтому есть риск, что госбюджет могут использовать как инструмент агитации.

В-третьих, сравнивая проект бюджета на 2021 с бюджетом этого года, надо помнить о весеннем сокращение расходов бюджета. Из образования в антиковидний фонд забрали 5 млрд гривен, и где это уместно, сравню предложенные правительством расходы и с тем, что приняли на 2020 год, и с тем, что осталось в бюджете после секвестра.

Держа это в голове, можем посмотреть на цифры.

Итак, расходы на образование предлагают увеличить на 28% - это существенно больше, чем рост расходов бюджета в целом - они увеличились на 5%. Соответственно, в структуре бюджета доля образовательных расходов выросла с 9,9 до 12%.

Основная причина такого роста - увеличение минималки. В проекте бюджета заложена минимальная зарплата в 6000 грн с 1 января, и 6500 - с 1 июля 2021 года. Это означает, что минимальная зарплата «поглощает» оклады всех должностей в детсадах и школах, и часть университетских.

Конечно, при существующей системе оплаты труда почти половину зарплаты педагогов составляют доплаты и надбавки, однако в итоге такое существенное повышение минималки без изменения системы оплаты труда означает сокращение разрыва между зарплатой молодых учителей и преподавателей и более опытных.

Для более опытных педагогов зарплаты вырастут примерно на 10%, а для начинающих - вполовину.

Краткосрочно это положительно, ведь на входе в профессию педагоги получают около 4-5 тысяч гривен, и конечно, мало кто хочет работать за такие деньги.

Однако в перспективе плоская шкала оплаты труда, когда оклад растет независимо от квалификации, а только в зависимости от стажа или наличия доплат, не стимулирует профессиональный рост.

Если говорить об объеме расходов, то образовательная субвенция на зарплаты школьным учителям растет на 30% - до 102,5 млрд гривен.

Расходы на подготовку кадров в учреждениях высшего образования растут на треть, до 21,9 млрд, а в колледжах и техникумах - на 25%, до 4,9 млрд.

Это заметный рост, однако даже близко не достаточный для того, чтобы реализовать постановление №822 «Об оплате труда педагогических и научно-педагогических работников».

Это постановление описывает переход к объемам оплаты труда, предусмотренным законом «Об образовании», до 2023 года и предусматривает рост зарплат педагогов в 2-2,5 раза.

Рост, предусмотренный проектом бюджета, даже если найдут деньги на его реализацию, будет означать «подтягивание» самых низких зарплат в сфере образования до размера минимальной, а в среднем зарплаты в сфере образования просто немного приблизятся к средней по стране (потому что сейчас они ниже).

Кроме этих средств, которые преимущественно направлены на зарплаты, бюджет предусматривает и целевые расходы на развитие и реформы образования.

В среднем образовании говорится о субвенции НУШ (переобучении учителей, закупке мебели, техники и учебных материалов для 1 классов) - она сохраняется на уровне 2020 года до секвестра бюджета, 1,42 млрд.

Также продолжается субвенция «Способная школа» - на обновление учебной среды в опорных и просто больших городских школах. На нее закладывают 1 млрд - это меньше, чем планировали в прошлом году (1,5 млрд), но больше, чем оставили после секвестра (0,5 млрд).

Предлагается также на 35% увеличить расходы УЦОКО, который проводит ЗНО и образовательные измерения.

Также в бюджете на следующий год планируют ввести новую субвенцию для борьбы с последствиями COVID-19 в школах - 1 млрд гривен.

Кроме этого, в проекте бюджета предлагается как исключение в 2021 году остатки образовательной субвенции в этом году разделить между всеми поровну - собственно, как резерв денег на обучение в условиях карантина.

Конечно, поддерживать местные бюджеты ресурсами, которые нужны на преодоление последствий COVID-19, необходимо.

Но образовательная субвенция была сформирована таким образом, чтобы побудить основателей школ формировать эффективную школьную сеть. Те, кто это делал, получали финансовые стимулы в виде остатков субвенции.

Если практику их полного перераспределения продолжат и после 2021 года, то мотивации оптимизировать расходы у местной власти станет меньше.

Еще одна проблема - объем средств на изготовление учебников не увеличился, даже наоборот, немного упал. Сейчас качество учебников оставляет желать лучшего, и изменить это сложно, если государство не будет нормально за них платить.

Что касается капитальных расходов на высшее образование, они также растут.

Прежде всего речь идет о Фонде развития высшего образования - ресурсе, с которого вузы должны получать деньги на обновление образовательной и исследовательской среды, реализацию научных проектов и т. п.

В прошлом году в этот Фонд заложили 250 млн гривен, потом забрали их на борьбу с пандемией, а вот на 2021 год предлагают заложить в Фонд 1 млрд гривен.

Это была бы отличная новость, если бы не одно огромное «но»: до сих пор не принят порядок использования средств этого фонда, то есть то, как деньги должны делить между вузами.

Если порядок будет непрозрачным, то существует огромный коррупционный риск - деньги могут поделить в ручном режиме, и вместо повышения способности высших учебных заведений они принесут пользу отдельным чиновникам.

Зато программу поддержки приоритетных направлений научных исследований в учреждениях высшего образования запланировали в объеме 100 млн. В прошлом году в бюджет заложили 400 млн, впрочем, весной их также забрали в антиковидний фонд.

Сократили также финансирование антарктической станции «Академик Вернадский».

Бюджет Национального фонда исследований, который должен осуществлять прозрачное грантовое финансирование научных исследований, запланировали в объеме чуть большем прошлогоднего (до секвестра) - 584 мнл гривен.

Вместо того, чтобы увеличить расходы этого фонда и ускорить реформу науки, в проекте бюджета сохранили 500 миллионов в загадочный Фонд президента по поддержке образования, науки и спорта, который третий год появляется в бюджете и из которого до сих пор так и не было никого поддержано.

Академиям наук - Национальной и отраслевым - в среднем увеличили финансирование на 30%, опять-таки, чтобы покрыть рост минимальной зарплаты.

Однако этот рост является совершенно недостаточным - финансирование науки остается на недопустимо низком уровне.

В итоге к проекту бюджета, в частности, его образовательной части, три основных вопроса:

  • Является ли он реалистичным и не ждет ли нас в следующем году невыполнение доходной части и очередной секвестр?
  • Будут ли средства, прежде всего Фонда развития образования, распределены прозрачным и справедливым образом?
  • Когда начнут нормально финансировать науку?

Инна Совсун, народный депутат Украины, экс-заместитель министра образования и науки Украины.

Освіта.ua
15.09.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!