Osvita.ua Новости Бюджет образования и науки 2015: что приняли депутаты
Бюджет образования и науки 2015: что приняли депутаты

Анализ норм законодательства, которые определят показатели финансирования образования в 2015 году

Бюджет образования и науки 2015: что приняли депутаты

Проект Бюджета 2015 года дважды подавался в Верховную Раду, народные депутаты сетовали на нехватку времени и невозможность рассмотреть его в короткие сроки, в конце концов, перед самим голосованием депутаты не знали, какой именно текст они принимают. Так же принимались и два других важных закона, которые внесли значительные изменения в государственное финансирование образования и науки:

  • Закон "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" №76-VIII, который отменяет определенные льготы или перекладывает их обеспечение на местные бюджеты. В то же время некоторые предложения не вошли в конечный текст Закона. Речь идет об отмене гарантии бесплатности полной средней школы, снижении уровня оплаты труда преподавателей и учителей, отмене гарантированного финансирования науки в национальных и исследовательских вузах и др.
  • Закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений" №79-VIII, который несколько меняет сами правила финансирования образования, вводит понятие образовательной субвенции и субвенции на подготовку рабочих кадров, а также окончательно позволяет вузам и научным учреждениям размещать средства из собственных поступлений на счетах в государственных банках.

Еще одним важным для образования Законом могли стать изменения в Налоговый кодекс, однако Верховная рада и правительство отказались от идеи введения НДС на образовательные услуги - шага, который сразу повысил бы плату в частных учебных заведениях всех уровней, а также для контрактников в государственных вузах.

Чтобы понять, каким образом в 2015 году будет финансироваться та или иная норма образовательного законодательства, необходимо учитывать №76-VIII, №79-VIII и Бюджет 2015 года. Особое внимание следует обратить на Заключительные положения измененного Бюджетного кодекса и Бюджета 2015 года, которые позволяют правительству исполнять немало норм образовательного законодательства в объеме, который позволяют имеющиеся средства. Такая практика ограниченного применения неоднократно вводилась в кризисные годы, однако каждый раз Конституционный Суд признавал такие действия неконституционными и снимал действие ограничения.

Закрытие школ

Народные депутаты отменили все моратории на закрытие общеобразовательных учебных заведений, последний из которых принимали летом 2014 года. В основном это будет касаться сельских школ, ведь теперь их можно будет закрыть решением местных властей без согласия общего собрания территориальной общины или референдума, как было раньше. Также создание сельских школ теперь будет привязываться к количеству учеников. Неизменным осталась требование наполняемости - не менее 5 учеников в классе школы села и поселка. Однако Закон "О Бюджете на 2015 год" позволяет исполнять эту норму, как и нормы о наполняемости групп в детских садах, учитывая имеющиеся средства.

Оплата труда

Закон 76-VIII отменяет поэтапность введения надбавок и доплат за научную степень и ученое звание, которая предусматривалась заключительными положениями Закона "О высшем образовании", и фактически делает обязательным выплату надбавок за доктора философии - доктора наук - старшего исследователя, доцента - профессора сразу на уровне соответственно 15-20-25-33 процента от должностного оклада.

В то же время Бюджет на 2015 год разрешил Кабмину исполнять любые нормы Закона "О высшем образовании" в том объеме, в котором есть на это средства. Такое же предписание об ограниченном применении распространили и на нормы о педагогической нагрузке учителей и воспитателей.

Пенсия

Размер пенсии научных и научно-педагогических работников снижается с 80% до 60% от соответствующего заработка, который рассчитывается согласно пенсионному законодательству. Наконец нормы о пенсионном обеспечении и социальной защите научных работников и научно-педагогических работников выполняются в объеме, который позволяет Бюджет 2015 года. То же касается пенсионного обеспечения педагогов профессионально-технических учебных заведений, которые имеют 25 лет непрерывного педагогического стажа.

Питание учеников

Родители будут доплачивать больше за питание детей в детских садах: не менее 60% в городах и не менее 40% в селах. Ранее эти показатели составляли не более 50% и не более 30% соответственно. Питание учащихся в школах перекладывается на местные бюджеты или же, фактически, на родителей учеников. Питание учащихся в начальной школе и профессионально-технических учебных заведениях остается бесплатным только для сирот, детей-инвалидов, детей, лишенных родительской опеки, и детей из малообеспеченных семей.

Льготный проезд

С 1 июня 2015 года гарантия бесплатного проезда для дошкольников, учеников и учителей в сельской местности исчезает, вместо этого местные власти, если будут средства, могут обеспечивать льготный проезд для учащихся, студентов и педагогов к месту учебы. Урезание льготного проезда не распространяется на детей-инвалидов, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, учеников из малообеспеченных семей и лиц, которые их сопровождают. Впрочем, средства на льготный проезд железной дорогой для студентов и учащихся ПТУ в Бюджете заложены на уровне 2013 года - 38 млн грн.

Бесплатные учебники

Бесплатное обеспечение учебниками в школе гарантируется только для сирот, детей-инвалидов, детей, лишенных родительской опеки, и детей из малообеспеченных семей.

Бюрократический аппарат

Минобразования, как и остальные центральные органы исполнительной власти, должно уволить 20 процентов своих работников, а также принять другие меры экономии: предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы, установление для работников режима работы на условиях неполного рабочего времени, уменьшение или отмену стимулирующих выплат, уменьшение надбавок и доплат, установленных в предельных размерах, пересмотр заключенных договоров на приобретение товаров, работ, услуг. Кроме того, областные государственные администрации и КГГА получили предписание оптимизировать сеть методических кабинетов в сфере образования и сократить расходы на их содержание.

Финансовая автономия

Предусмотренная Законом "О высшем образовании" финансовая автономия вузов была подтверждена соответствующими изменениями в Бюджетный кодекс, куда внесли несколько норм, которые позволяют высшим учебным заведениям и научным учреждениям размещать в государственных банках поступления от основной деятельности, благотворительные взносы и гранты. Кроме этого, появляется возможность размещать на депозитах временно свободные бюджетные средства, полученные за предоставление платных услуг. Для того, чтобы эти нормы могли быть воплощены, нужен соответствующий порядок, утвержденный правительством. Кроме того, правительство определит меры контроля за использованием этих средств.

Вместе с тем, в Бюджетный кодекс не были внесены изменения, без которых частные вузы не могут получать средства Государственного бюджета на подготовку кадров, то есть государственный заказ, как предусматривает Закон "О высшем образовании".

Новые субвенции

Изменения в Бюджетный кодекс ввели новые типы субвенции - на подготовку рабочих кадров и образовательную субвенцию. Образовательная субвенция формируется с целью финансирования школ и передается из Государственного бюджета в областные, районные бюджеты, бюджеты городов областного значения (а также Киева) и бюджеты объединенных территориальных общин.

Субвенция на подготовку рабочих кадров предоставляется областным бюджетам и Киеву для финансирования государственного заказа именно на квалифицированных рабочих. Обе субвенции могут направляться на оптимизацию школьной сети.

Распределение образовательной субвенции должно происходить по формуле, которую разработает Минфин и утвердит правительство. Формулу для субвенции на подготовку рабочих кадров разрабатывает МОН. Первая должна учитывать количество учеников в школах различной местности, наполняемость классов и коэффициенты для различных типов школ. Вторая - количество учеников в ПТУ (учитывая льготников), тоже с соответствующей поправкой на различные местности. Оба порядка должны быть утверждены до конца января 2015 года.

Собственно, разработка формулы в такой срок может оказаться проблематичной, ведь на сегодняшний день не существует актуальной информации об упомянутых параметрах. Другой проблемой может стать отсутствие каких-либо гарантийных норм, которые определяли бы не распределение, а именно общий объем субвенций.

Обе субвенции будут предусматривать 1% резерва, чтобы в течение года перекрывать заложенные просчета. Если же деньги до конца года будут использованы не полностью, то остаток местный бюджет сможет использовать в следующем году на обновление материально-технической базы школ и профессионально-технических учебных заведений.

На 2015 год Бюджет предусматривает 43,7 млрд грн для образовательной субвенции и 5,8 млрд грн для субвенции на подготовку рабочих кадров.

Перераспределение расходов между бюджетами разного уровня

Начиная с 2016 года финансирование начального среднего образования (а дошкольного образования с 2015 года) не будет осуществляться из бюджетов сел, поселков и городов районного значения, вместо этого они будут отнесены на уровень выше - в районные бюджеты, бюджеты городов областного значения и бюджеты объединенных территориальных общин.

Подготовка квалифицированных рабочих, кроме профессионально-технических учебных заведений социальной реабилитации, не будет финансироваться непосредственно из расходов Государственного бюджета. Вследствие изменений в ст. 87-90 Бюджетного кодекса эта статья будет финансироваться из расходов областных бюджетов и через соответствующую субвенцию.

В свою очередь, с 2017 года подготовка младших бакалавров и бакалавров в колледжах будет финансироваться только из районных бюджетов, бюджетов городов областного значения (таких 178), бюджетов объединенных территориальных общин, а также областных бюджетов.

Учитывая то, что субвенция на подготовку рабочих кадров не охватывает подготовку младших специалистов, с 2017 года бремя финансирования их обучения, а также обучения младших бакалавров (при условии успешного лицензирования) и бакалавров в колледжах, ляжет на местные бюджеты.

На 2015 год в общем фонде Минобразования еще заложено 3,8 млрд грн на подготовку кадров заведениями I и II уровней аккредитации.

Еще одной новацией с 2017 года станет возможность подготовки кадров от младших бакалавров и до докторов наук за счет областных бюджетов не только в коммунальных, но и в государственных вузах.

Также изменения в Бюджетный кодекс предусматривают, что правительство до конца января 2015 года должно обеспечить передачу государственных ПТУ и вузов I и II уровней аккредитации в коммунальную собственность с условием запрета отчуждать их имущество до принятия Закона "О профессиональном образовании", который это же правительство должно подать в парламент не позднее 6 марта 2015 года. В свою очередь, Закон "О государственном бюджете Украины на 2015 год" передает 65 училищ, 15 колледжей и 3 техникума на финансирование из местных бюджетов.

Краткое резюме объема расходов

МОН

Расходы общего фонда Минобразования выросли на 3% по сравнению с 2014 годом, это без учета двух упомянутых выше субвенций.

На 18% увеличено финансирование исследований - до 344,7 млн, кроме того, это на 102 млн больше, чем предусматривал проект Бюджета, поданный в Верховную Раду.

Также значительно увеличены расходы на подготовку кадров в вузах I и II уровней аккредитации - в 2015 году на это предусмотрено 3,8 млрд грн, что на 27% больше, чем в 2014 году.

Расходы на углубленное образование в интернатах по физике и математике были переданы в пользу углубленной военно-физической подготовки. В то же время переформатирована статья расходов на 64% меньше, чем в 2014 году, и составляет 40,5 млн грн. Средства, которые предусматриваются на Малую академию наук и внешкольное образование, заложенны под одной статьей, которая на 36% меньше, чем соответствующие две статьи в 2014 году. В предыдущих проектах расходы на МАН вообще не закладывались. Почти вдвое снижается финансирование методического и материально-технического обеспечения деятельности учебных заведений - до 125 млн грн. В то же время первый проект предусматривал еще большие урезания - на 75%.

На 862 млн грн номинально выросли расходы на государственный заказ для вузов III и IV уровней аккредитации. Хотя в заложенную сумму включено финансирование вузов, которые в 2014 году получали финансирование от Минагрополитики и ГФС в размере 797 млн грн. Совокупный объем расходов на государственный заказ университетов, институтов и академий, которые в 2014 году подчинялись МОН, Минагрополитики и ГФС, вырос на 65 млн грн.

Государственный заказ

Совокупные расходы на государственный заказ на подготовку кадров или повышение квалификации увеличены на 10% и составляют 21,5 млрд грн (не учитывая субвенции на подготовку рабочих кадров).

Напомним, что в предыдущих проектах расходов на подготовку кадров в вузах I и II уровней аккредитации почти не предусматривалось. Зато в принятом бюджете на 2015 год соответствующую статью имеют три министерства - Минобразования, Минкультуры и МОЗ. Одно только МОН, как мы писали выше, потратит на статью на 820 млн грн больше, чем в 2014 году. Кроме того, депутаты увеличили объем государственного заказа на подготовку специалистов в вузах III и IV уровней аккредитации для силовых ведомств. Например, большие объемы предусмотрены для вузов, подчиненных МВД (на 18% до 458 млн грн), Национальной гвардии (на 138% до 199 млн грн), Пограничной службе (на 36% до 157 млн), Минобороны (на 62% до 1,28 млрд грн). Несколько выбивается из этой тенденции размер расходов на подготовку кадров для СБУ - снижение на 87% до 19,9 млн грн.

Наука

В целом расходы на различные исследования, разработки, подготовку научных кадров и научное сопровождение и обеспечение для различных ведомств сократились на 8% до 4,8 млрд грн. Напомним, что в поданном проекте сокращения планировались на уровне 16%.

На 191 млн грн планируется уменьшить финансирование НАН. Финансирование пяти отраслевых академий наук вместе снизилось на 241 млн грн. Напомним, что поданный проект предусматривал сокращение на 0,51 млрд грн.

Потери ожидают Национальную академию аграрных наук (на 18% до 358 млн грн), Национальную академию педагогических наук (на 27% до 113 млн грн), Национальную академию медицинских наук (на 9% до 1,2млрд грн). При этом финансирование Национальной академии искусств останется на уровне 2014 года - 17 млн грн. Финансирование Национальной академии правовых наук сократится, однако не так сильно, как предполагалось в поданном проекте - на 19%, до 26 млн грн. Расходы Минобразования на исследования возросли на 18%, почти неизменной осталась строка финансирования науки для КНУ им. Тараса Шевченко - увеличение на 2% до 65 млн грн.

Егор Стадный, аналитик Центра исследования общества. Оригинал статьи см. по следующей ссылке.

Освіта.ua
15.01.2015

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!