В. Баранов: как не потерять индивидуальное развитие ученика

Образование - это активность интеллектуальной деятельности ученика, развитие его творческого потенциала

В. Баранов: как не потерять индивидуальное развитие ученика

Автор: Вячеслав Баранов, председатель общественной организации «Центр домашнего (семейного) и альтернативного образования «Велицей».

Национальное агентство квалификаций опубликовало отчет «Человеческий капитал 2030. Глобальные навыки будущего», где привело предполагаемый перечень самых востребованных профессий в ближайшем будущем.

В отчете, со ссылкой на мнение большинства аналитиков, отмечается, что «будущее за современными технологиями, и скоро не будет сфер деятельности, в которых они не будут задействованы. Тенденции современного рынка труда – максимальная роботизация и минимизация физического труда. В будущем останется не так много сфер деятельности, в которых потребуется присутствие человека, а именно: медицина, образование, персональные услуги, домохозяйство».

Таким образом, на фоне глобальной роботизации производства, что неминуемо приведет к сокращению рабочих мест, профессия учителя еще сохранится.

Но какую форму она приобретет? Онлайн- учителя, который в перечне наиболее востребованных профессий займет четвертое место после профессий разработчика программного обеспечения, профессионала в работе с клиентами и разработчика интернет контента. В отчете поясняется: «Основной тенденцией в профессиях будущего является обучение в Интернете. И учителя начали замечать потенциал онлайн-класса, что позволяет привлекать большее количество учеников. Это козырь для профессионалов, которые хотят развивать свой бизнес, предоставляя знания. Рынок онлайн-курсов все больше специализируется и расширяется».

Меня как профессионала онлайн-обучения и руководителя учебного центра домашнего дистанционного обучения для школьников и взрослых слушателей, как и учителей, видящих свое профессиональное будущее в преподавании онлайн, не может не удовлетворять такая перспектива. Если смотреть на нее со стороны профессионального роста учителя и со стороны бизнеса.

Однако встает вопрос о другом участнике обучения – ученике, и в первую очередь, школьного возраста. И здесь есть проблемы, которые, на мой взгляд, требуют решения уже сейчас.

Прежде всего, нужно определиться, на каких принципах будет осуществлять обучение онлайн-учитель и какие цели будет преследовать.

Будет ли онлайн-учитель строить обучение на принципе детоцентризма и личностно-ориентированного подхода к ученику или верх возьмут бизнес-интересы («козырь для профессионалов, которые хотят развивать свой бизнес»; чтобы «привлекать большее количество учеников») и информационная сторона учебного процесса.

Опыт карантинного периода, да и не только его, показывает, что образование ученика и его развитие некоторыми поставщиками информационных и образовательных услуг рассматривается как предоставление ученику определенной информации и ее усвоение учеником, что неверно. Образование – это, прежде всего, активность интеллектуальной деятельности ученика, развитие его творческого потенциала, формирование человека мыслящего, умеющего анализировать информацию с точки зрения ее здравого смысла и научности, культуры и языковой грамотности.

И эти качества ученику должен привить учитель, и если говорить о прогнозируемом будущем – онлайн-учитель. А это возможно только через систематический непосредственный контакт ребенка с педагогом. Многочисленные ИКТ-технологии и используемые в них формы обучения (видеоуроки, автоматическое тестирование, направление заданий через личные страницы на сайтах, при необходимости – консультации учителя и др.) имеют один общий недостаток: ученик в них выступает как виртуальный объект, а не как живой человек, с его интересами, способностями и запросами.

Отсюда следует следующая задача: как в условиях дистанционного обучения, с его неограниченными информационными возможностями, не потерять главное – индивидуальное развитие ученика?

А это возможно только через активный, творческий диалог учителя и ученика в ходе онлайн-урока, целью которого является научить ребенка мыслить, анализировать, выводить причинно-следственные связи явлений, сравнивать, проникать в сущность предметов и явлений, а не только наполнять свой ум запасами информационных фактов. Урок (и онлайн-урок в том числе) должен представлять собой не монолог учителя, излагающего информационные факты, а побуждение учащегося к осмыслению этих фактов, к умению выражать свои знания через речь и в дальнейшем использовать их в практике и жизненной деятельности.

И еще важный момент, который упускается в дистанционном обучении, но вытекающий из указанных выше особенностей образования, а именно: единство образования и воспитания, а точнее – нравственное воспитание ученика посредством образования.

Комплекс изложенных выше задач следует начинать решать уже сегодня, учитывая предполагаемое бурное развитие онлайн-образования. И речь не идет о технической подготовке учителей умению обучать средствами ИКТ-технологий. Научить учителя пользоваться техникой и ИТ-программами можно. Но нужно еще научить будущего онлайн-учителя сделать онлайн-урок личностно-ориентированным, а для этого учителю нужно знать личность ученика, его внутренний мир. Это, вне сомнения, можно осуществлять и при онлайн-обучении.

И это будет возможно, если будущий онлайн-учитель будет способен органически соединить в преподавании преимущества ИКТ-технологий с педагогикой.

Задача ответственная, если исходить из прогноза Национального агентства квалификаций, и требующая объединения усилий ученых, педагогов-практиков в преподавании онлайн, специалистов ИКТ.

Освіта.ua
25.02.2021

Популярные блоги
О. Калинич: выводы о дистанционном обучении Из понятия «дистанционное обучение» надо убрать слово «обучение», заменив на «имитация»
И. Ликарчук: образовательный процесс теряет смысл Результаты экзаменов не должны быть основанием для оценки работы учителя, это оценка работы учеников
Н. Глюз: снова старые схемы и двойные стандарты На ЗНО живет страшный вирус, его не берут ни маска, ни антисептик, а выпускной будут гулять без масок
А. Мирошниченко: советы учителям от киноактера Даже примитивная камера увеличивает все эмоции и раскрывает большие и маленькие секреты
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев