В. Волчан: выводы о Новой украинской школе не веселы

Прекрасные вещи (методики, технологии, программы), прописанные в НУШ, больно бьются о реальность

В. Волчан: выводы о Новой украинской школе не веселы

Автор: Валентина Волчан, детский психолог.

Осталось несколько дней до конца этого, без сомнения, интересного для украинского образования учебного года.

Весь этот год я наблюдала свежепринятую концепцию НУШ (нова українська школа) в действии, и выводы, которые я сделала, не веселы. Мне не удалось изменить своего первоначального мнения.

Прекрасные вещи (методики, технологии, решения, программы), прописанные в НУШ, больно бьются о реальность. О переполненные классы в 35 - 40 человек, о катастрофическую нехватку времени (как и на воплощение интересных моментов, техник, так и на подготовку к ним), о слабо подготовленный к таким нововведениям педсостав.

Удивительно, но так часто проводимые курсы, специально организованные, чтобы помочь учителям работать в НУШ, никак проблему не решают, они крайне мало информативны и вызывают лишь недоумение и сожаление о бессмысленно потраченном времени.

Я не буду дальше развивать эту тему и критиковать НУШ. Я прекрасно понимаю, что реформы - дело не быстрое. Мне, правда, хочется верить, что рано или поздно (лучше рано) это все заработает как надо.

Я хотела бы описать совсем другую проблему.

Весь год я наблюдала историю одной учительницы первого класса. И эта история меня зацепила. Потому что повториться она может (и, я уверена, повторяется) в любой школе Украины.

Чудесная, добрая девушка, которая любит детей, студентка заочного отделения, устраивается на работу в школу. Отлично. Молодая, энергичная, современная, ей будет легко принять новшества, детям с ней будет интересней. Таковы были ожидания.

Но уже через несколько месяцев родители начали потихоньку, шёпотом друг другу возмущаться. Похоже, что дети толком ничего не учат, необходимых знаний не получают. К Новому году для решения проблемы подключается администрация, и учительницу из класса убирают. Но не увольняют. Учителя вообще не так-то и просто уволить.

Детям уроки ведут все, кого могут поймать завуч с директором. На каждом уроке новый учитель. Напоминаю, это первый класс. Более или менее подходящего человека находят за несколько месяцев до конца года. И все, кажется, в порядке. Ну, действительно, не трагедия же, не катастрофа. Ну, не случилось у этих детей первой нормальной учительницы, нормального первого класса, приятных впечатлений о школе. Может, во втором повезёт. А может, и нет.

Мне, правда, жаль эту девушку. Она очень хотела быть хорошей учительницей. Только одного желания недостаточно. Улыбаться и обнимать детей при встрече - это прекрасно, а не научить первоклашек читать - это профнепригодность. Стараться понравиться всем родителям - это объяснимо (хотя и утопично), а давать детям новый материал с абсурдными ошибками - нет.

Почему это произошло? Почему человек не готовый к этой работе, попал на эту должность?

Потому что у нас в образовании кризис. Потому что у нас не хватает грамотных педагогов в целом и учителей начальных классов в частности. Потому что система настолько недружелюбна по отношению к педагогам, что многие выбирают другую работу. Да-да, ту, где зарплата больше, а ответственность меньше. И потому что подготовкой молодых специалистов занимаются древние, закостенелые и неповоротливые мастодонты. Педвузы, никак не мотивированные и не заинтересованные в качестве своей работы.

Реформа по плану должна охватить и вузы, но когда это произойдёт, когда наступят улучшения и наступят ли - вопрос открыт. А обязательные тесты на профпригодность для абитуриентов педвузов - моя несбыточная мечта.

Мне, конечно, жаль эту неудавшуюся учительницу. Она была абсолютно не готова к этой работе. А возможно, и специальность для себя она выбрала неправильно. Но она уже взрослая и может принимать решения, может изменить что-то в своей жизни. А вот детей, у которых нет права выбора, для которых взрослые не смогли создать соответствующие условия, детей, которые не получили знаний вовремя и в нужном объёме, этих детей мне жаль несравненно больше.

У них уже никогда не будет первого школьного года.

Оригинал

Освіта.ua
22.05.2019

Популярные блоги
А. Мирошниченко: родители не враги учителям Для родителей проблемы образовательной системы не самое главное дело в жизни
В. Онацкий: какие предметы исчезнут из расписания? Каждый пытается найти рецепт лечения образования, хотя к школе имел отношение, только будучи школьником
И. Ликарчук: образование выжило благодаря учителям Популизм и дилетантство в образовании разрушают педагогическое творчество и производят учителя-урокодателя
Т. Гориха Зерня: роль учителя становится определяющей Реформа, по сути, потребует полной профессиональной переподготовки всего преподавательского состава
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Ілля Семенович
Якщо учитель совісний, вимогливий, чесний - то це, ясна річ, не подобається дітям, їхнім батькам, бабусям-дідусям. От вони усією сворою йдуть до директора, пишуть пасквілі, оббріхують, вимагають звільнити (а з недавнього часу посилаються на гидотний закон про буллінг), ниють, що дітками занижують оцінки тощо... А якщо ще дадати, що у кожному класі є одна-дві горланисті мами, то це безкінечний шантаж та скандали... Що робити ? Пропоную називати школу й таких мам та директорів.
faina
Нажаль таких вчителів багато. Зачасту то не їхня вина.Коли вчитель відповідальний і суворий, і дає учням знання,то багатьом діткам це не подобається. Вони скаржаться батькам, а батьки - директору. Коли ж вчитель такий ,як наша головна героїня, тоце знову не влаштовує батьків.То яким же бути вчителю?
Ілля Семенович
Для faina: Згоден ! Якщо учитель совісний, вимогливий, чесний - то це, ясна річ, не подобається дітям, їхнім батькам, бабусям-дідусям. От вони усією сворою йдуть до директора, пишуть пасквілі, оббріхують, вимагають звільнити (а з недавнього часу посилаються на гидотний закон про буллінг), ниють, що дітками занижують оцінки тощо... А якщо ще дадати, що у кожному класі є одна-дві горланисті мами, то це безкінечний шантаж та скандали... Що робити ? Пропоную називати школу й таких мам та директорів.
Комментировать