Osvita.ua Блоги А. Скакунов: понимание важнее запоминания
А. Скакунов: понимание важнее запоминания

Когда я смотрю на обучение наших школьников и студентов, понимаю: проблемы Украины никуда не денутся

А. Скакунов: понимание важнее запоминания

Автор: Александр Скакунов, основатель Zero to Hero.

Когда я смотрю на то, как обучаются наши школьники и студенты, то понимаю, что проблемы нашей страны никуда не денутся — все останется как было. Если ничего не поменять, то не будет ни айти-нации, ни предпринимателей, ни бизнесменов — как и сейчас, будут одни исполнители.

Проблема вот в чём

Одна из великих стратагем образования звучит так: понимание нескольких принципов важнее запоминания многих фактов.

Когда я в 2001 году учился на третьем курсе IT-кафедры, у нас был очень, очень строгий, и потому неприятный преподаватель. Поблажек он никому не давал, но предмет «Компьютерные сети» от этого проще не становился — теории было много, а понимания мало.

И вот мы делали очередную, непонятную и никому не нужную лабораторную работу по теме «Уплотнение сигналов в телефонной сети».

Я набрался наглости и спросил препода, а зачем вообще уплотнять сигналы.

К нашему удивлению, он объяснил: телефонные провода уже лежат в канале, менять их долго и дорого. А уплотнение сигнала помогает передать больше информации по той же самой паре проводов. Если оцифровать сигнал, то можно передать не только голосовое общение вас и вашей бабушки, но и картинки, видео и прочий контент. По сути, это принцип ADSL-интернета, который работает по тем же самым телефонным проводам.

В этот момент у меня в голове «щёлкнуло» — до меня дошло. И хотя лабораторную работу мы ожидаемо сдали на «трояки», я ушел довольный, потому что понял новый принцип.

Мы пришли к товарищу в общежитие и сели за компьютер (у меня не было компа, приходилось ходить к друзьям). Интернет был тогда такой дорогой и медленный, что мы всё ещё отключали показ картинок в браузере — без них все грузилось чуть-чуть быстрее, текст всё-таки.

Смотрю я на экран компьютера и думаю вслух: «Преподаватель сказал дельную мысль — информацию перед передачей по каналу связи можно сжать, а на выходе расжать. Мы проходили по кодированию, что zip-архивация текста даёт до 90% сжатия. Что если на интернет-сервере поставить программку, которая будет сжимать HTML-код веб-страницы перед отправкой (так что по интернету передастся малюсенький zip-архив), а мой браузер разархивирует её и покажет? Визуально я ничего не замечу, а страничка будет грузится в 10 раз быстрее».

Мой друг Юра, аналитик и рационал, подумал и сказал: «Идея хорошая, но нереализуемая. Браузер еще ладно, но кто будет себе на сервер ставить такой сжиматель трафика?.. Нереально».

Но прошёл всего год, и в браузерах появилась именно эта экспериментальная функция — gzip-сжатие трафика при передаче. Сейчас она используется повсеместно, и Google рекомендует использовать ее на веб-сайтах. Скорее всего, когда вы читаете эти строки, они были переданы при участии этой технологии.

К чему я это рассказываю? Не я реализовал эту идею, но я до неё дошёл сам — поняв основной принцип и применив его там, где его недоставало.

Делать так — и есть основа современного бизнеса. В этом суть инноваций: применить новый подход там, где его не было.

Примеры

Вы, конечно, знаете, что конвейер изобрели за десятки лет до Генри Форда, но он применил его в новой индустрии и разбогател.

Вот более свежий пример: в книге «Физика фондового рынка» описывается, как группа физиков стала изучать фондовый рынок, увидела там паттерны, похожие на броуновское движение элементарных частиц (а это то, в чем они хорошо разбирались). Они применили свои физические подходы к фондовому рынку — и стали мультимиллиардерами.

Что там далеко ходить: ни школьники, ни многие взрослые часто не понимают смысла пропорции — хотя Фалес заработал на нём кучу денег, измерив высоту пирамиды для фараона, не залезая на неё. Разобраться с одной пропорциональностью — уже половина бытовых вопросов снимется, от конвертации валют до расчёта калорийности еды при диете.

Что нужно Украине?

Во-первых, формат школы, которая будет обучать основным принципам, а не только кормить готовыми ответами и формулами.

Во-вторых, нужно научиться создавать учебные ситуации по разноплановому применению этих принципов.

Это путь к успеху.

Освіта.ua
21.03.2019

Популярные блоги
Виктор Громовой: униженные и оскорбленные педагоги Униженные и оскорбленные - реальное положение и социальное самочувствие украинского учительства
Олеся Калинич: изменения от МОН или очередной фейк? Как учитель может воплотить в жизнь выставление оценок в дневник на перемене, например, 20-30 ученикам?
Н. Хоменко: такое у нас отношение к «сеятелю знаний» Интеллектуальный труд оценивается не просто по остаточному принципу, а унизительно низко
И. Ликарчук: о новом учителе, а не владельце диплома Только учительский диплом в современных условиях не может быть единственным пропуском в школу
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!