Osvita.ua MBA Специализация МВА Специализация программ MBA в Украине
Специализация  программ MBA в Украине

Главная цель такой программы – развитие управленческого потенциала в определенной области

Специализация программ MBA в Украине

Так же как и во всем сегодняшнем мире, и в Украине на рынке бизнес-образования появляется все больше так называемых специализированных программ MBA. Процесс завоевания рынка такими программами проходит в постоянной борьбе за информированность потенциальных потребителей о возможностях этих программ, а также за их готовность к обучению в новом формате.

С каждым годом таких специализированных программ MBA в Украине становится все больше, но руководители ведущих украинских бизнес-школ констатируют, что образовательный рынок не всегда готов их принять. Поэтому рынок приходится завоевывать, работая на опережение и преодолевая проблему низкой информированности украинского топ-менеджмента о возможностях и преимуществах даже стандартных программ – General MBA.

Так что же собой представляют специализированные программы MBA и чем они отличаются от обычных программ General MBA?

Вице-президент Международного института бизнеса Юрий Зеленин считает, что, подобно кирпичикам, которые, соединяясь, выстраиваются в крепкую стену, программа МВА интегрирует в себе курсы различных экономических дисциплин, формируя фундаментальное мировоззрение управленца, необходимое ему при решении сложных управленческих задач.

По его мнению, специализированная программа МВА состоит из таких же кирпичиков, что и классическая программа МВА, но соединяться эти кирпичики будут уже совсем иначе, в зависимости от того, для чего будет возводиться стена. Специализированная программа МВА дает возможность изучить особенности управления в зависимости от определенной отраслевой или функциональной специфики. Специализация такой программы может отличаться как по функциональным признакам (например, маркетинг, финансы, управление персоналом, логистика и т. д.), так и по отраслевым (агро-МВА, МВА в сфере ІТ и пр.).

Директор МВА-программ Киево-Могилянской Бизнес школы Владимир Павелко убежден, что MBA – это программа, которая должна давать понимание целостного системного управления компанией. Кроме того, программа MBA – это создание среды для профессионального и интеллектуального роста, роста лидерского капитала. Люди приходят на программу MBA для того, чтобы получить возможность прикоснуться к новым течениям и тенденциям, существенно пополнить свои знания, освоить апробированные подходы и при этом пообщаться с руководителями, подобными себе. Вот здесь-то и срабатывает так называемый синергетический эффект в обучении, когда результат на выходе намного превышает простую арифметическую сумму слагаемых обучения.

По мнению Владимира, первое, чему учит программа MBA, ‑ это умению видеть целостную картину живого управленческого организма, а дальше –умению увидеть, как эта система раскладывается на определенные подсистемы, и находить между ними взаимообусловленные связи.

«Раньше мы очень скептически относились к специализированным программам MBA и поэтому развивали программы General Approach. А сами специализированные программы MBA вызывают у меня некоторые вопросы. Например, в случае, когда идет обучение в определенной функциональной области. На мой взгляд, программа MBA дает целостный взгляд на управление, а при рассмотрении отдельной функции может потеряться общий фокус. Но мы изменили подход к специализированным программам, потому что возникла потребность переформатировать сознание общества в отношении к сферам финансов и агробизнеса», ‑ рассказывает Владимир Павелко.

Он считает, что специализированная программа MBA должна сосредоточиться на определенной управленческой сфере и при этом не лишиться целостности мышления в разрезе классической программы General Approach. Главная цель специализированной программы MBA – это развитие управленческого потенциала в определенной области и подготовка управленцев, которые смогли бы в дальнейшем успешно самостоятельно руководить этой отраслью.

«Мы взялись за сферу аграрного бизнеса, зная, что другие бизнес-школы делали попытки создания подобных программ, но они не увенчались успехом, потому что рынок еще год назад не был готов к таким специализированным программам. Но, работая на опережение и открыв эту программу, поняли, что мы возглавили тренд – после нас еще две школы открыли подобные программы», ‑ рассказывает директор MBA-программ kmbs.

Факт неготовности рынка подтверждает и декан школы бизнеса КИБИТ Елена Яковлева: «У нас была подготовлена специализированная программа MBA в области энергетики, но она не стартовала. Нам не удалось собрать людей, хотя эта программа была рассчитана на главных энергетиков и инженеров предприятий. На нашем рынке еще не сложился устойчивый спрос и понимание того, что такое программа MBA вообще. Да, компании с иностранным капиталом имеют такое представление, а большинство украинских компаний еще не знают, что стоит за аббревиатурой MBA. Программы MBA как таковые в Украине еще не получили должной популярности. Поэтому в Украине специализированные программы MBA ‑ явление скорее спорадическое, а не системное и систематическое».

Тем не менее, декан КИБИТ убеждена, что упомянутая программа MBA в области энергетики, находясь пока в портфеле бизнес-школы, пройдет выдержку, как хорошее вино, и неизбежно получит широкое распространение, как и специализированные программы MBA в целом.

Единогласного видения украинскими бизнес-школами целевой аудитории специализированных программ пока нет. Если говорить о специализированных программах kmbs, то аудитория, например, программы Агро MBA состоит из топ-менеджеров сельскохозяйственных холдингов, которые являются довольно крупными компаниями из первого десятка сельхозпроизводителей в Украине.

В то же время вице-президент МИБ Юрий Зеленин считает, что, в отличие от программ Executive MBA, целевой аудиторией которых являются топ-менеджеры и собственники бизнеса, специализированные программы МВА нацелены скорее на менеджеров среднего звена, которые стремятся к карьерному росту, не выходя за рамки своей функциональной или отраслевой специфики.

По его мнению, необходимость в специализированных программах MBA на украинском рынке бизнес-образования вызвана также кризисом классических программ МВА, которые считаются программами для бизнес-элиты. В связи с этим украинские школы бизнеса вынуждены переориентироваться на более массовый рынок в среднем ценовом сегменте.

Елена Яковлева говорит об аудитории специализированных программ MBA так: «Это люди в возрасте 35+, с хорошим первым высшим образованием: инженеры, медики, фармацевты, специалисты в аграрном бизнесе, которым необходимо получить менеджерские навыки. Специализированные программы обязательно будут востребованы в ближайшем будущем. Для того чтобы выдержать существующую на экономическом рынке конкуренцию и оставаться успешным, такое обучение рано или поздно необходимо будет пройти».

Если говорить о построении специализированной программы MBA, то, по словам Владимира Павелко, стратегическая архитектура программы будет одинаковой и у General MBA, и у специализированной MBА. Например, умение видеть компанию целиком, ее ценности, видение, миссию, понимание того, с каким клиентом компания работает, с каким продуктом – все это будет одинаковым. В то же время глобальная стратегия обучения распадается на определенные функциональные стратегии, и тогда она рассматривается как с общей точки зрения, так и с точки зрения специализированной специфики. Это может быть функциональная стратегия в аграрном секторе, в секторе финансов либо в любой другой.

«Если говорить кратко, то стратегическая архитектура будет одинакова во всех программах, а функциональная будет строиться в зависимости от специфики. Проще говоря, в специализированной программе половина контента General MBA и половина контента специализированного», ‑ заключает Павелко.

В то же время на специализированной программе General MBA от МИБ, где в начале второго года обучения можно выбрать себе специализацию («Агробизнес», «IT-бизнес», «Логистика», «Финансы», «Реклама и PR», «Предпринимательство») количество курсов специализации составляет 25-30 % от общего количества курсов программы.

Владимир Павелко считает, что специализированные программы интересны бизнес-школам тем, что могут привлечь профессионалов в определенных областях, которые желают развиваться и становиться на уровень выше, не теряя своей специализации. Например, есть люди, которые желают оставаться финансистами, но при этом хотят перейти на более высокий уровень с точки зрения управления более целостной системой, чем просто финансы. Есть аграрии, которые хотят остаться аграриями, но при этом получить возможность целостно видеть управление аграрной спецификой.

«Таким образом, можно использовать потенциал, который сосредоточен в разных местах, собрав его воедино в бизнес-школе под определенным брендом программы, придавая ему определенную специфику – вот этим, собственно, и интересны специализированные программы MBA бизнес-школам», ‑ поясняет Владимир.

По мнению Юрия Зеленина, самим управленцам специализированная программа полезна тем, что дает менеджерам разных уровней понимание единого понятийного аппарата, единой системы управленческих знаний, умений и навыков. Другими словами, и топ-менеджеры, и менеджеры среднего звена смогут разговаривать на одном бизнес-языке, что в итоге даст стопроцентное понимание стратегических целей и способов их достижения всеми сотрудниками компании в процессе выполнения их профессиональных функций.

Не секрет, что одни сотрудники компании сильны в своей узкоспециализированной области, но имеют недостаточное понимание всего потенциала управления компанией на разных уровнях. Другие же, наоборот, будучи управленцами со стажем, могут иметь определенные пробелы, например, в области финансов или логистики. Кроме того, многие компании хотят выйти на новые рынки, и их менеджерам необходимо понимание применения имеющихся у них знаний и умений с учетом изменения отраслевой специфики.

Неоспоримым преимуществом специализированной программы является и то, что ее выпускники имеют намного больший выбор при поиске нового места работы. Наличие диплома специализированной программы автоматически свидетельствует о том, что будущий сотрудник обладает необходимыми управленческими навыками в соответствии с отраслевой спецификой, то есть, по сути, работодателю нужно потратить намного меньше времени на адаптацию нового сотрудника в своей компании. Вдобавок, принимая во внимание то, что все программы МВА в результате стимулируют человека как к профессиональному, так и к личностному росту, нетрудно предположить, что шансы найти более привлекательную работу у выпускников специализированной программы вырастают в разы.

Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
20.12.2013

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!