Osvita.ua MBA Рейтинги бизнес-школ Важны ли рейтинги MBA?
Важны ли рейтинги MBA?

Рейтинги школ и программ MBA свидетельствуют о стоимости бренда бизнес-школы, и международные организации не жалеют усилий, чтобы попасть в верхнюю часть списка

Важны ли рейтинги MBA?

Ежегодно бесчисленные печатные и Интернет публикации разного качества, ранжируют MBA программы. Они могут быть основаны на таких критериях, как соотношение студентов и преподавателей, размер зарплаты выпускников, количество профессоров, работающих полный рабочий день, плата за обучение, известные выпускники, инфраструктура, библиотечные фонды, удовлетворенность студентов и так далее.

Тенденция к рейтингам в бизнес-образовании началась в конце 1980-х годов, когда целый ряд деловых газет и журналов, таких как Financial Times, Wall Street Journal, BusinessWeek и US News and World Report начали составлять рейтинги программ MBA и бизнес-школ, которые их предлагали. В ответ на это, бизнес-школы стали нанимать директоров по связям, пиарщиков, рекламные агентства, чтобы управлять своими брендами и их восприятием в СМИ и среди претендентов на MBA обучение.

Позднее возникли споры из-за очень субъективного характера этих рейтингов. Студенты и преподаватели хотели знать, служат ли они законной цели, помогая соискателям сделать осознанный выбор между программами, или просто являются орудием ненужной шумихи вокруг критериев подобранных по надуманным правилам.

Так или иначе, рейтинги MBA имеют значительное влияние для выпускников при выяснении степени доверия, которое работодатели имеют к их бизнес-школе, а значит и к их степени МВА. Следовательно, много соискателей MBA просматривают рейтинги с большим интересом.

Рейтинг MBA журнала Forbes

Когда американский деловой журнал Forbes недавно опубликовал свой рейтинг двухгодичных программ MBA 2011, это вызвало большой интерес. Возможно еще и потому, что Гарвардская бизнес-школа, перепрыгнув через два места на первую позицию в рейтинге, оставила Стэнфордскую высшую школу бизнеса на втором месте. Но сюрпризом в рейтинге было то, что Dartmouth’s Tuck School of Business, которая занимала второе место два года назад, вылетела из первой пятерки на шестое место.

Комментируя второе место Стэнфорда в рейтинге Forbes, директор школы по связям с общественностью, Барбара Бьюэлл сказала: "Мы участвуем в рейтингах, но не комментируем их. Каждый измеряет что-то свое. Что касается Forbes, то разница между местами в этих обзорах очень мала".

Рейтинг программ MBA от Forbes в основном базируется на возврате выпускником бизнес-школы инвестиций в свое образование (ROI). Рейтинг MBA, основанный на возврате инвестиций, противопоставляет затраты и выгоду: стоят ли затраты на обучение времени студента и его денег.

По словам редактора Forbes Курта Баденхаузена, «седьмой рейтинг бизнес-школ основан исключительно на отдаче от инвестиций полученной выпускниками MBA 2006 года. Forbes опросил 16,000 выпускников более чем 100 школ об их до- и пост-MBA зароботках, выборе карьеры и местоположении".

По данным рейтинга выпускники Гарварда 2006 года получили огромный скачок средней зарплаты от 79 тыс. долларов США до получения бизнес-образования до 230 тыс. в 2010 году, но методология рейтинга MBA Forbes не учитывает акции и опционы на акции - главный компонент компенсации для выпускников Стэнфордской школы. Другие рейтинги так же несовершенны, и редко бывает, чтобы одна методика подходила двум бизнес-школам. Таким образом, MBA рейтинги существенно различаются в зависимости от используемой методологии.

Рейтинг MBA от Businessweek, например, базируется в основном на уровне удовлетворенности студентов от прохождения программы МВА и оценке работодателей, в то время как The Economist придает больший вес личностному развитию, а рейтинг MBA от Financial Times придает большее значение разнообразию студенческой жизни и реализации потенциала студента. Этот последний критерий поставил на первое место Лондонскую школу бизнеса в прошлом году в рейтинге Financial Times.

MBA: мнение работодателя

Существует рейтинг The QS Global 200 Top Business School Report, основанный на мнении работодателей о выпускниках МВА. Эта система основана на мнении конечного пользователя, то есть на взглядах работодателя на выпускника МВА. Цели рейтинга QS: дать возможность работодателям выявить лучшие бизнес-школы, выпускников которых, они принимают на работу, и предоставить студентам инструмент для определения наиболее подходящей школы.

Таким образом, хотя нет никаких сомнений в том, что лучшие школы оказываются наиболее востребованными, существует проблема: как студенту сделать свой выбор при таком количестве рейтингов и оценок на основе различных критериев?

Декан Альфонс Саукветс, из бизнес-школы ESADE в Испании, говорит, что все способы измерения успеваемости в школе являются "несовершенным воспроизведением, и рейтинги не являются исключением". Саукветс предполагает, что в попытке оценить школы и программы не существует жестких и быстрых методов, но, несомненно, рейтинги стали необходимым средством "помощи кандидатам просеять огромное количество доступной информации и огромное количество школ, предлагающих программы MBA и выбрать несколько программ, о которых они хотели бы узнать больше".

Кроме рейтингов, студенты также должны обратить внимание на аккредитацию учебного заведения, а также насколько хорошо конкретная программа согласуется с их карьерными планами, целями и образованием.

Доктор Бала Балачандран, основатель и декан Great Lakes Institute of Management в Индии и почетный профессор американской Kellogg School of Management, объясняет, что "были случаи, когда институты пытаются подняться вверх списка рейтинга". Как правило, это делается через подгонку к методологии рейтинга – если, например, методология придает большое значение разнообразию, то, принимая студентов более широкого спектра подготовки, не принимая во внимание их способности, можно повысить рейтинг школы в краткосрочной перспективе.

"Чтобы не попасть в такие школы, студенты должны провести значительную подготовительную работу", - продолжает Балачандран. - Они должны поговорить с выпускниками и студентами, обучающимися в бизнес-школе. Попробовать проверить лицензии института, учебные программы, размещение, зарплаты его выпускников и тому подобное, чтобы принять решение. Хороший способ получить эту информацию в наше время это социальные сети. Учащиеся должны выбирать из «объективных» и «субъективных» рейтингов''.

Суть в том, что MBA рейтинги могут быть полезны, но они не являются абсолютно надежными. Кандидаты не должны использовать их больше, чем для оценки репутации программы МВА. Хотя MBA рейтинги, безусловно, и могут быть важным решающим фактором, соискатели мест в бизнес-школах всегда должны выбрать программу МВА, которая соответствует их личным критериям, а не критериям рейтинга.

QS TopMBA. Перевод с английского Освіта.ua.

Освіта.ua
21.09.2011

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!