Osvita.ua MBA MBA в Украине Бизнес-образование MBA: стратегии и перспективы украинских школ
Бизнес-образование MBA: стратегии и перспективы украинских школ

Весной 2010 года доля вакансий с требованием наличия МВА для топ-менеджмента составляла всего 3% в общем количестве вакансий на высшую категорию управленцев

Бизнес-образование MBA: стратегии и перспективы украинских школ

В чем причина низкого интереса к бизнес-образованию?

Наиболее востребованы, по данным исследования HeadHunter (hh.ua), МВА-выпускники в сегментах финансов, маркетинга и общего менеджмента.

Уровень позиций – директорский или ключевой представитель в регионе. Именно эти вакансии составили в общей сложности 65% от всех МВА-вакансий на украинском рынке труда по состоянию на весну этого года. Остальные 35% предложений поступили для управленцев в сегменте продаж.

Вакансии предлагались в cферах дистрибуции промышленных товаров, информационных технологий, страхования, ТЭК, частного высшего образования. Все без исключения компании, желавшие видеть МВА-дипломированных топов у себя в команде, были международными, отмечается в исследовании.

За свой счет

Не секрет, что во времена докризисного благоденствия многие компании немалую часть бюджетов тратили на обучение своего управленческого персонала в бизнес-школах с целью развития и поддержания лояльности менеджеров. Для некоторых ситуация не изменилась.

"Мы считаем, что образование сотрудников – не то, на чем можно экономить, поэтому предоставляем руководителям среднего звена возможность пройти обучение на мини-МВА-программах в таких бизнес-школах, как IMD (Швейцария), INSEAD, The Stockholm School of Economics и IESE (Испания). В 2009 году подобные программы прошли около 20 наших специалистов", - говорит директор "JTI Украина" Александр Рудницкий.

В компании Unilever также отметили, что в кризис все образовательные программы для сотрудников были сохранены в прежнем объеме, к тому же утверждены планы на проведение новых программ, которые разрабатывались до кризиса.

Однако сегодня, несмотря на то, что отдельные компании (как JTI и Unilever) продолжают направлять своих менеджеров на программы МВА за счет работодателя или заказывают корпоративные программы, это не является отличительной чертой рынка в целом в сфере развития персонала.

"В докризисное время во многих компаниях отсутствие МВА-диплома было одной из причин непродвижения специалиста по служебной лестнице. Сейчас ситуация иная, компании продолжают оптимизировать расходы и, увы, сокращают обучение линейных менеджеров", - говорит руководитель проектов и программ бизнес-школы Львовского Института Менеджмента (ЛИМ) Леся Мокий.

В НАСК "Оранта" отмечают, что обучение сотрудников в бизнес-школах за счет компании служило мотиватором для так называемого золотого кадрового резерва на одной из ступеней карьерного роста специалистов. Однако сегодня от этой программы в "Оранте" отказались.

Для многих компаний МВА-мотивация управленческого звена - довольно дорогое удовольствие, учитывая сокращенные HR-бюджеты. Так, например, обучение на МВА-программе обойдется в среднем в сумму от 35 тыс. грн. (мини-МВА) до 100 тыс. грн. (полный МВА). При этом данные цены характерны для украинских бизнес-школ. Обучение, скажем, в London Business School будет стоить на порядок дороже.

Эксперты не спешат говорить о возобновлении докризисного интереса корпоративных клиентов к МВА-программам. В то же время сегодня бизнес-школы констатируют рост заинтересованности частных лиц, которые по собственной инициативе, а не за счет работодателя, приходят учиться.

"В ряде случаев, естественно, МВА - это способ удержать людей или целенаправленно готовить СЕО из руководителя среднего звена, который, по мнению собственника, является перспективным для компании. Но большинство наших слушателей учатся преимущественно за свой счет. Воспринимаю это как свидетельство осознания управленцами важности личностного развития", - говорит вице-президент бизнес-школы МИМ-Киев Юрий Мартынюк.

В Киевском Институте Бизнеса и Технологий (КИБИТ) также отмечают, что среди их слушателей лишь незначительное число тех, чье обучение оплачивают компании-работодатели.

Реальная польза

Импульсы любого развития (в том числе и бизнес-развития) исходят от людей, которые видят бизнес в целом и умеют связать воедино многие факторы благодаря системному взгляду на окружающую среду, налоговую политику, законодательные нормы и внутренние резервы компании.

В МИМ-Киев убеждены, что бизнес-образование помогает сформировать именно такой целостный подход. При этом у обладателя МВА гораздо меньше шансов совершить грубую ошибку и почти нет шансов на провал.

Во Львовском Институте Менеджмента, например, отмечают, что наиболее востребованными остаются как раз МВА-программы для топ-менеджеров.

Мнения работодателей, которые могут оценить реальную пользу бизнес-образования, не всегда подтверждают оптимизм представителей школ.

Как отметила Елена Кропивницкая, директор по персоналу и развитию компании «Киевстар», нельзя говорить о прямой связи между широтой управленческих взглядов, глубиной понимания бизнес-процессов и наличием степени МВА. В VAB Банке, напротив, разделяют точку зрения, что выпускники МВА могут вывести компанию на новый интеллектуальный уровень, сделать ее более гибкой и готовой к новым испытаниям.

"Мы часто спрашиваем наших участников MBA-программ и выпускников, зачем им бизнес-образование? Одни отвечают, что хотят получить новые знания для перехода на другой уровень личностного развития; в т.ч. для качественного развития бизнеса; другие испытывают потребность попасть в среду, которая позволит получить новые знания не только в аудитории, но и за ее пределами", - говорит Александр Саврук, декан kmbs.

Впрочем, Константин Магалецкий, старший инвестиционный менеджер компании Horizon Capital, получивший в 2009 году диплом МВА в University of Chicago Booth Business School, говорит, что не стал бы сильно преувеличивать важность знаний, полученных в школе MBA: "Могу отметить, что во время кризиса я не оцениваю ситуацию с точки зрения каких-то конкретных знаний, которые дала школа. Я оцениваю ее с точки зрения своего опыта, который сформировался благодаря многим составляющим, в том числе и МВА".

Практический акцент

По мнению многих работодателей, выпускникам бизнес-школ не хватает именно опыта и практики. И кажется, школы начали прислушиваться к их мнению.

"Мы стали больше внимания уделять практическому компоненту обучения", - говорит Леся Мокий.

Можно сказать, что основная образовательная тенденция, обозначившаяся спустя почти два года после начала кризиса, это фактическое слияние учебного процесса с решением реальных бизнес-задач. Например, в феврале-марте этого года в ЛИМ обратилась компания "Галка" с предложением разработать для них идеи в целях продвижения новой кофейной ТМ. В результате была разработана масштабная рекламная компания, которая является плодом совместного творчества маркетингового департамента "Галки" и слушателей программ Львовского Института Менеджмента. Стоит отметить, что «Галка» далеко не единственная компания, обратившаяся с подобным предложением. И практика, сложившаяся в ЛИМе, сегодня характерна для большинства украинских бизнес-школ.

Если говорить о сегодняшних приоритетных направлениях в бизнес-образовании, то, по отзывам бизнес-школ, это финансовые дисциплины. Они и так никогда не были обделены вниманием слушателей, но в кризис желающих постичь финансовую мудрость стало еще больше. Поэтому в бизнес-школе КИБИТ большее внимание уделили блоку финансовых дисциплин с упором на практические занятия, кейсы.

"Можно отметить, что сегодня наблюдается повышенный интерес к программам для финансистов. Слушатели в 2007-2008 годах делали акцент на творчестве, развитии личности и лидерстве, а слушатели 2009-2010-х отдают предпочтение финансовым дисциплинам", - говорит Елена Яковлева, декан КИБИТ.

В фаворе оказались и другие, порой неожиданные для украинского бизнес-истеблишмента направления. Так, в бизнес-школе МИМ сместились акценты в курсах программ, связанных с финансами, стратегическим менеджментом, маркетингом, управлением персоналом, а также проектным подходом к ведению бизнеса.

"Мы углубили курс по управленческой психологии, поскольку в компаниях во время кризиса происходили сокращение персонала, перераспределение функциональных обязанностей, оптимизация структуры бизнеса, - говорит вице-президент бизнес-школы МИМ-Киев Юрий Мартынюк. - Изменения в бизнесе отразились и на тематике дипломных проектов, которые у нас всегда связаны с потребностями или проблемами реальных компаний. Если раньше слушатели были сосредоточены на поисках источников финансирования, то сейчас в центре внимания - возвращение средств и их более рациональное использование".

Рост вовлеченности отечественного бизнеса в сферу корпоративной социальной ответственности отразился и на бизнес-образовании. В программах МВА появились соответствующие программы по КСО. В МИМ-Киев отмечают, что социальная ответственность бизнеса - не дань моде, а мировой тренд, направленный на устойчивое развитие национальных экономик.

"То, что это не пустые слова, подтверждает хотя бы недавно произошедшая экологическая катастрофа в Мексиканском заливе вследствие деятельности компании ВР (British Petroleum), которая причинила значительный ущерб природе и подвергла опасности здоровье жителей региона", - говорит Юрий Мартынюк.

В КИБИТ пересмотрели все дисциплины с позиций корпоративной социальной ответственности, а также расширили мировоззренческие курсы, такие как философия бизнеса.

"Что касается тенденций и корректировок программ, то в нашей школе еще не было выпусков, которые бы слушали одни и те же курсы и то же количество часов. Вариативная компонента программы составляет 25-30%, что позволяет учесть специфику аудитории, пожелания слушателей, разобрать их примеры", - рассказывает Елена Яковлева.

Диплом: заморский или отечественный?

Если вы, взвесив все за и против, все-таки решили получить МВА-диплом, то первый вопрос, который вам предстоит решить, какому из них отдать предпочтение – зарубежному или отечественному. Однозначного ответа здесь быть не может.

Желающие получить степень МВА всегда делились на две группы с достаточно жесткими границами – тех, которые планировали получить степень у себя дома, и тех, кто хочет учиться за рубежом. Как правило, это связано с бизнесом, которым занимается кандидат.

Если бизнес сугубо внутренний, то, безусловно, необходим опыт местных коллег и специалистов, и "домашний" МВА принесет осознание специфики его ведения в своей стране. Если же бизнес-деятельность связана с внешним рынком или предполагается работа на международном уровне, то и степень МВА нужно получать за рубежом.

Ирина Дробышевская, директор EXCEL Education Advising Centre, советует обратить внимание на один момент: если вы планируете связывать свою карьеру и бизнес с Европой, то и образование желательно получать в Европе. Самая престижная бизнес-школа Америки вряд ли приблизит вас к глубокому пониманию законов европейского бизнес-сообщества.

Если принято решение получить степень МВА за границей, то не мешает заранее подумать об условиях поступления в зарубежную школу. Формальным требованием для поступления на программы МВА является наличие диплома бакалавра с бизнес-направленностью, наличие опыта работы управленцем или опыта ведения своего бизнеса, знание английского языка, подтвержденное международным сертификатом (к таким международным сертификатам относятся IELTS – для британских учебных заведений или TOEFL для американских).

"Существует еще экзамен GMAT - Graduate Management Admission Test. Это общеобразовательный англоязычный тест, который определяет математические, вербальные и аналитические способности человека. Нужен он в большинстве американских бизнес-школ и крайне редко требуется для европейских - чаще всего тогда, когда предыдущий опыт работы и учебы кандидата не имеет вообще никакого отношения к бизнесу", - объясняет Ирина Дробышевская.

Большинство бизнес-школ принимают документы три раза в год - дедлайны обычно бывают в октябре, январе и в апреле. Но сама процедура подачи документов и конечные сроки подачи, а также условия существенно отличаются, поэтому стоит начинать не со сроков и результатов экзаменов, а с выбора учебного заведения, вектора своей карьеры, ответов на те вопросы, которые в конечном итоге оказываются судьбоносными.

Автор: А.Кокоба

Инвестгазета
24.06.2010

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!