Osvita.ua MBA MBA в Украине МВА в 2014 году: тенденции и ценовая политика
МВА в 2014 году: тенденции и ценовая политика

Ожидаются усиление роли глобализации и стабильность ценовой политики украинских бизнес-школ

МВА в 2014 году: тенденции и ценовая политика

Тенденции МВА в Украине

Основные итоги 2013 года для рынка MBA-программ характерны и для образования в целом – это глобализация рынка образования за счет инновационных технологий. Интернет-технологии стали более широко использоваться в обучении, работе с материалом, что, безусловно, влияет на подход к образованию как таковому.

Рынок MBA-программ в этом смысле немного отстает от обычного образования, поскольку в бизнес-образовании чрезвычайно важны контакт между слушателем и преподавателем и атмосфера в аудитории. В целом, Интернет-технологии способствуют глобализации рынка образования и рынка MBA-программ в частности.

Такое мнение выразила президент бизнес-школы «МИМ-Киев» Ирина Тихомирова, которая прогнозирует, что в 2014 году эти тенденции сохранятся и ускорятся: «Мы становимся глобальными игроками на рынке бизнес-образования, и если говорить о глобальных тенденциях, то темп жизни слушателя значительно убыстряется. И поэтому никто не может себе позволить роскошь быть слушателем неоправданно продолжительных учебных программ. Слушатели хотят более быстрых, более практически направленных программ, предоставляющих свободу выбора. Это новое поколение, которое привыкло к огромным потокам информации. Эти люди будут сами решать, в какой момент будут учиться и, безусловно, это будет влиять на образование, на программы, на предложение образовательных продуктов».

Директор МВА-программ kmbs Владимир Павелко констатирует, что с 2008 года в бизнес-образовании ситуация кардинально не изменялась, и сейчас наблюдается определенный застой, несмотря на некоторые позитивные изменения.

Возможно, в 2014 году произойдет неожиданный прорыв в создании новой парадигмы. «Я не имею в виду электронное обучение, потому что, в принципе, оно точно так же движется в парадигме предыдущих лет. Сжимается время, увеличивается количество информации. Поэтому сейчас будет происходить поиск форматов и контента программ, которые будут соответствовать заданному ритму. Здесь я говорю не о том, что электронное образование может иметь определенный скачек – потому что электронное образование, и многие это уже поняли, является лишь дополнением к традиционному, а не его заменителем. Заменить живую энергию и живое развитие мысли в электронном пространстве, по крайней мере сейчас, очень тяжело».

Продолжая тему онлайн-образования, вице-президент Международного института бизнеса Юрий Зеленин отметил, что в 2013 году возникла тенденция, которая будет усиливаться и в 2014 году. Она заключается в преодолении массового стереотипа эффективности дистанционного бизнес-образования с применением Интернет-технологий.

Люди постепенно начинают осознавать, что обучение в группе в очном или модульном формате является хоть и более дорогим, но намного более эффективным. Это происходит благодаря самому процессу получения и закрепления новых знаний, основанному на специфических особенностях восприятия новой информации всеми органами чувств человека, а также благодаря наличию нетворкинга, приобретению и расширению новых деловых связей.

Исключением являются лишь те потребители, целью которых является простое получение диплома, но их, по мнению Юрия Зеленина, – подавляющее меньшинство.

По мнению декана школы бизнеса «КИБИТ» Елены Яковлевой, 2013 год не был простым в силу спада экономики в мире и в Украине, в результате чего бизнес-школы испытывали трудности с клиентами. Длительность этого экономического кризиса и самое главное – геополитические вопросы будут решающими в тенденциях 2014 года. «Мы переживаем этап турбулентности и быстрых изменений, и бизнес-школы должны быть к этому готовы», – констатирует декан ШБ «КИБИТ» и выражает готовность к соответствующему переформатированию.

В целом, 2013 год остался в паритете с 2012 годом, хотя в бизнес-образовании и наблюдается некоторое улучшение подходов. Продолжился тренд глобализации, который охватывает бизнес-образование и более эффективное управление бизнес-школой, что говорит о том, что идет поиск совместной бизнес-модели с зарубежными школами, которые исповедуют определенную философию управления. «Как следствие, будет увеличиваться количество альянсов бизнес-школ, больше бизнес-школ будут предлагать двойные дипломы – т. е. выдавать не просто диплом определенной школы, а еще и диплом европейский, американский или азиатский», – прогнозирует Владимир Павелко.

Несмотря на некоторую настороженность своих коллег, вице-президент МИБ Юрий Зеленин убежден, что самым главным выводом, который можно сделать по итогам 2013 года, является то, что рынок бизнес-образования растет и развивается. Многие молодые и более зрелые люди не хотят останавливаться в своем личностном и профессиональном росте, а стремятся достичь новых профессиональных вершин, хотят расширить свой кругозор, не боятся ломать стереотипы и бросать вызов самому себе.

Говоря об экономической нестабильности, Юрий Зеленин отмечает, что для многих людей она является катализатором для решения инвестировать в собственное развитие, что может привести к росту рынка бизнес-образования в 2014 году.

Рынок программ MBA заметно помолодел. Уже к тридцати годам многие менеджеры, добившись определенных успехов, начинают переосмысливать свою профессиональную карьеру, начинают ставить перед собой более амбициозные цели и приходят к необходимости начать обучение на программах МВА. Такое решение порой вызревает не один год, зато обучение на программах МВА начинает давать результаты уже в первые месяцы обучения.

Новое в бизнес-школах

Ирина Тихомирова готовится к 25-летнему юбилею МИМ-Киев в 2014 году и говорит о трех главных составляющих, которые можно объединить тремя «і»: innovation (касается развития портфеля программ), internationalization (развитие международных проектов) и intellectual ambition (научные исследования и конференции).

Innovation ‑ это инновационное развитие портфеля программ. Одна из них ‑ «Менеджмент и лидерство», которая стартовала осенью. В 2014 году она продолжит свое развитие. Весной появится новая среднесрочная программа «Операционное совершенство», направленная на управление производством, операционную функцию. Проект сотрудничества с Lorange Institute of Business (Швейцария) будет развиваться – эта программа сотрудничества получит первых участников в 2014 году. Продолжится и сотрудничество с Carnegie Mellon University (США).

Составляющую Intellectual ambition представляют две интересные международные конференции. Одна из них приурочена к 25-летию МИМ, а составляющая internationalization касается развития международных проектов.

В 2014 году отмечает свой юбилей и ШБ «КИБИТ». «Мы планируем отметить десятилетие нашей школы. Нам есть о чем рассказать и потенциальным клиентам, и своим коллегам. Что касается программ, то мы предлагаем очень сильную программу «Производственный менеджмент» – она будет развиваться и приобретать новые виды специализации. На сегодня MBA в производстве – это наш конек», ‑ рассказала Елена Яковлева.

Международный институт бизнеса в 2014 году представит рынку две новых программы – Global MBA и General MBA. Целевой аудиторией Global MBA являются топ-менеджеры и собственники различных видов бизнеса. Особенностью программы будет сочетание курсов, направленных на изучение специфики деятельности как в отечественной бизнес-среде, так и на глобальных рынках. После окончания курса программы слушатели получат два диплома ‑ Международного института бизнеса и одной из ведущих европейских бизнес-школ.

Программа General MBA имеет несколько видов специализации и ориентирована на менеджеров, которые хотят усилить свои управленческие качества, одновременно углубив знания в своей функциональной или отраслевой сфере.

По словам Владимира Павелко, kmbs стремится не просто позитивно сработать в существующих трендах, но и создать очередной свой собственный тренд: «В 2013 году мы создали новый тренд – вывели на рынок программу «Агро MBA», после чего еще одна школа попыталась сделать то же самое. В феврале состоится презентация уникального обучающего модуля в рамках программы «Агро MBA» в Калифорнии с лидерами преподавания агро-специфики, с практическими кейсами, с выездами в компании и с интеллектуальными занятиями от лучших представителей отрасли. Изучение этого модуля проходит в Калифорнии, так как там сконцентрировано 50 % валового сельхозпродукта США. А эта страна задает тренд в развитии сельского хозяйства в мире».

Kmbs также работает над еще одной новой программой MBA. Кроме того, эта бизнес-школа возвращается к модели двухразового набора: весной и осенью.

Ценовая политика

Если говорить о ценах в Украине на бизнес-образование в 2013 году, то они существенно не изменились и не колебались. Ожидается, что такая стабильность цен сохранится и в 2014 году.

«Мы не меняли цены в 2013 году, и думаю, что не поменяем и в 2014-м. Бизнес-образование существенно зависит от экономического состояния страны, а мы хотим сохранить возможность выбирать – принимать не всех, и поэтому, чтобы найти оптимальное соотношение между ценой и количеством участников, мы решили цены не поднимать», ‑ рассказывает о ценовой политике МИМ Ирина Тихомирова.

Такие же ожидания и в МИБ: поскольку эта бизнес-школа заинтересована в развитии рынка бизнес-образования, здесь уже несколько лет подряд держат цены стабильными, что делает учебные программы более доступными для людей, которые хотят развиваться.

MBA и бизнес

В 2014 году, как и в 2013, перед бизнесом будут актуальны все те же вопросы: «Как быть успешным?», «В чем источник успеха?». Останутся актуальными поиск новых идей и управление ими, а также поиск новых рынков и ресурсов. На эти вопросы и будут стараться отвечать бизнес-школы.

Секрет востребованности MBA Ирина Тихомирова видит в том, что, как известно, бизнес-образование довольно устойчиво: когда экономика находится на подъеме, люди идут учиться, потому что развивающаяся экономика требует новых знаний. Когда в экономике спад, у людей появляется время, и они идут учиться, потому что понимают, что за спадом будет подъем, и выиграют те, у кого квалификация выше.

Еще одним аргументом в пользу необходимости бизнес-образования для менеджмента украинских компаний Юрий Зеленин считает то, что сейчас очень сложно найти хороших специалистов, несмотря на переполненность рынка соискателями. Лозунг «Кадры решают все» сегодня становится актуальным как никогда.

А декан ШБ «КИБИТ» Елена Яковлева на тот же вопрос отвечает так: «Для того чтобы вести бизнес и строить карьеру, необходимы знания. Но первое образование, к сожалению, дает знания с запаздыванием на 25 лет. Окончив вуз, человек получает априори устаревшие знания. А образование, которое позволяет свободно обращаться с современными трендами дают бизнес-школы. В этом секрет бизнес-образования: для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник должен обладать максимально современными знаниями, которые дают только школы бизнеса».

Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
02.02.2014

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!