Osvita.ua MBA MBA в Украине МВА в 2013 году: тенденции и ценовая политика
МВА в 2013 году: тенденции и ценовая политика

Большинство экспертов уверены в том, что в ближайшее время цены на бизнес-образование повышаться не будут, а контингент слушателей бизнес-школ расширится

МВА в 2013 году: тенденции и ценовая политика

Тенденции МВА в Украине

31 января – 1 февраля 2013 г. в Стамбуле проходила ежегодная Международная конференция Deans & Directors General, собравшая более 350 руководителей бизнес-школ со всего мира, входящих в глобальную международную организацию EFMD (European Foundation for Management Development) с центром в Женеве.

Президент бизнес-школы МИМ-Киев Ирина Тихомирова, присутствовавшая на конференции, рассказывает о последних тенденциях бизнес-образования, озвученных на этом мероприятии: «Во-первых, можно говорить о росте спроса на бизнес-образование в мире. Если раньше, особенно за рубежом, говорили, что кризис 2008 года привел к уменьшению спроса на бизнес-образование, то теперь можно считать, что кризисные последствия уже преодолены и в настоящее время наблюдаются позитивные тенденции возвращения и даже превышения докризисных показателей».

Во-вторых, по мнению президента МИМ-Киев, наблюдается смена поколений людей, которые приходят в бизнес-школы. Если раньше это было поколение, характеризующееся словом «Why», т. е. люди, привыкшие всё подвергать сомнению и все проверять (притом, что Интернет дает возможность такой проверки), то сейчас приходит следующее поколение – люди, которые больше всего ценят свободу и мобильность.

«С одной стороны, они понимают ценность образования, а с другой ‑ они все больше хотят сами определять для себя формат этого образования. Эти люди ценят мобильность, как в режиме обучения, так и в выборе курсов и специализаций. Они не хотят быть загнанными в жесткие рамки формального образования и активно используют Интернет для получения знаний, они хотят больше групповой работы, общения и конкретных проектов. В ходе получения бизнес-образования меняется жизнь этих людей – они генерируют новые идеи и начинают новые проекты», ‑ считает президент МИМ-Киев.

В то же время, вице-президент по академическим программам бизнес-школы МИБ Ольга Карпова считает, что сейчас в мире бурно развивается дистанционное бизнес-образование и эту сферу ожидает большое будущее.

«Недавно я услышала мнение, что богатые будут учиться в аудитории, а бедные будут учиться онлайн. То, что делают Harvard Business School и MIT достойно всяческого уважения, потому что, любой человек может изучать их курсы онлайн. Но для того, чтобы получить документ об образовании, человек должен заплатить. Онлайн образование может изменить жизнь многих людей при условии, что у них есть мотивация к самообучению».

Ольга также считает, что бизнес-образование уже преодолело последствия кризиса 2008‑2009 годов, в связи с чем, ведущие бизнес-школы мира пересматривают свои учебные планы и набор курсов. Очень многие мировые школы сейчас включают в программы MBA курсы по истории искусств, социальным наукам, по социальной ответственности бизнеса, по социально-ответственному лидерству.

«Для нашей страны это новая тенденция и мы на наших программах будем учить бизнесменов не только управленческому учету, финансовому менеджменту, но и будем включать курсы, которые связаны с развитием духовности, ценностей и другими вопросами, которые касаются социальной жизни общества в целом», ‑ рассказывает вице-президент МИБ.

Директор МВА-программ kmbs Владимир Павелко отмечает тенденции, которые наблюдаются в Украине: «Количество людей, которые самостоятельно платят за свое бизнес-образование, растет, но при этом уменьшается доля предприятий, которые платят за своих участников MBA программ. Может показаться, что интерес бизнес-организаций к бизнес-образованию ослабевает, однако это не так, потому что, с точки зрения самих организаций, возрастает интерес к корпоративному обучению, когда компании желают обучать не избранных, а обучать целую компанию».

В связи с этим, формируются корпоративные университеты, потенциал которых растет с каждым годом. В этих корпоративных университетах интеллектуальными провайдерами выступают те же бизнес-школы. «Таким образом, с одной стороны, увеличивается количество людей, которые платят сами за себя, и людей охваченных бизнес-образованием, а с другой ‑ наблюдается рост корпоративного обучения со стороны организаций. Эти два тренда поддерживают друг друга в своем развитии», ‑ уверен Владимир.

Декан школы бизнеса КИБИТ Елена Яковлева напротив, считает, что еще не всё так оптимистично, и вторая волна кризиса 2008 года, всё еще определяет ситуацию в мире и в Украине. По ее словам, кризис проявляется по всем направлениям деятельности: и в кадровой политике, и в производственной сфере, и в международной торговле. К этому кризису прибавляется кризис осознанной миграции профессионалов.

«Это депрессивное состояние приобрело настолько массовый характер, что, к сожалению, еженедельные издания начали этот год со статей об осознанной миграции. В связи с этим, в нашей школе бизнеса мы включили в осеннюю программу целый блок психологических вопросов, например, по психологии массового депрессивного поведения», ‑ рассказывает декан школы бизнеса КИБИТ.

Новое в бизнес-школах

«Процессы, которые происходят в МИМ-Киев, соответствуют глобальным тенденциям. В этом году мы ввели как обязательные, так и специализированные курсы по выбору. Например, MBA со специализацией в медицине, со специализацией в IT и прочее, ‑ рассказывает Ирина Тихомирова. – Кроме того, как обязательный элемент программы, мы ввели так называемые «живые кейсы».

Хотя метод кейсов используется очень широко, Ирина уверена, что его слабость в иностранном материале, на котором написано большинство подобных продуктов. С другой стороны, украинская бизнес-среда и законодательная база настолько быстро меняются, что кейсы очень быстро устаревают.

«Мы исходили из того, что многие наши выпускники нуждаются в дружественном консалтинге и для решения своих проблем обращаются снова в институт, – говорит президент МИМ-Киев. ‑ Поэтому у нас возникла следующая синергия: выпускник приходит со своей проблемой к группе слушателей программы MBA, которая готова услышать и решить эту проблему. Решением предложенной задачи группа занимается весь день. Такие «живые кейсы» становятся неотъемлемой частью наших программ».

Ольга Карпова рассказывает, что МИБ планирует вывести на рынок программу для молодых менеджеров среднего уровня ‑ General MBA. Будет также предложена модульная краткосрочная программа типа PreMBA для подготовки определенного круга людей, которые планируют обучаться на программах MBA в будущем. На повестке дня и программа PostMBA.

Владимир Павелко говорит, что в 2013 году kmbs открывает новую программу – Агро-MBA. «Это связано с тем, что наша страна является одним из мировых лидеров в сельском хозяйстве, но не совсем эффективно использует свои возможности. В этой ситуации мы будем стремиться к подготовке специалистов, способных повысить эффективность управления такими компаниями, – говорит Владимир, а если говорить о предстоящих мероприятиях, то в 2013 году мы будем фокусироваться на неординарных встречах с лидерами отраслей, которые могут быть интересны нашей аудитории. Например, в ближайшие дни у нас будет встреча с основателем компании Wizz Air. Это будут встречи с интересными практиками, людьми, которые совершили серьезные прорывы в развитии своего бизнеса в последние годы».

В свою очередь школа бизнеса КИБИТ делает упор на производственный сектор. «Мы открыли программу «Директор по производству» и считаем, что место Украины ‑ в ряду европейских стран с мощным производственным сектором», ‑ говорит декан бизнес-школы Елена Яковлева.

Ценовая политика

Говоря о ценовых тенденциях, Владимир Павелко констатировал, что последние 30 лет цены на бизнес-образование в мире растут в 2‑3 раза быстрее, чем на потребительские товары. И в 2013 году этот тренд сохранится. «Если говорить об Украине, то в условиях неопределенности и постоянного ожидания девальвации гривны, цены на бизнес-образование расти не будут. Если цены и не зафиксируются, то их рост будет незначительным. Порядок цен зависит от конкретного продукта, а, учитывая, что бизнес-образование не развито в Украине, то, несмотря на то, что есть 5‑7 школ высокого уровня, продукты этих школ очень разные и стоят разных денег. Так, программа Executive MBA в kmbs стоит 27 000 долларов за полтора года обучения».

Ирина Тихомирова отмечает, что в 2012 году цены на программы МИМ-Киев изменились несущественно. Сейчас стоимость базовой программы составляет 204 000 гривен. В цену входит международная стажировка.

Цены на программы в МИБе не менялись уже несколько лет. «Мы понимаем ситуацию, которая сложилась в нашей стране, поэтому наши цены на программы Executive MBA и International MBA не меняются, ‑ говорит Ольга Карпова. Мы ввели ряд скидок, например, мы выступаем за то, чтобы больше женщин-лидеров обучалось на программах MBA, поэтому у нас есть специальная система скидок, которая ориентирована на женщин».

«Что касается цен на программы школы бизнеса КИБИТ, то мы приняли решение ничего не менять в этом сезоне. Цены будут стабильными, как и в прошлом сезоне. Годичная программа mini MBA стоит 35 000 гривен, полутора годичная программа General MBA – 85 000 гривен», ‑ говорит Елена Яковлева.

Вызовы для бизнеса

Декан школы бизнеса КИБИТ считает, что ключевым событием для бизнеса в 2013 году станет выбор стратегического вектора нашей страны. «Если это будет Таможенный Союз, то это сближение с Россией, поиск места в распределении активов между украинским и российским бизнесом, а если это Европейский Союз, то это вопросы, связанные с построением гражданского общества. Поэтому весь этот год будет проходить для Украины под знаком выбора», ‑ убеждена Елена Яковлева.

По словам Ольги Карповой, если раньше бизнесменов, которые обучались в МИБ, интересовал бизнес только в Украине (local to local), то теперь появляются первые позитивные тенденции развития бизнеса local to global. Всё больше украинских компаний стремятся выйти на международные рынки.

Владимир Павелко считает, что принимаемые в нашей стране решения ведут к сокращению конкурентоспособности бизнеса с точки зрения открытой деловой конкуренции и больше ведут к закрытым методам управления. А при таких методах управления рыночная экономика и знания, которые могут помочь в развитии рыночных методов не работают.

Ирина Тихомирова убеждена, что бизнес всегда желает стабильности. Но стабильность бизнеса – в его изменениях. «Не изменяясь, бизнес не может развиваться, но изменения, которые происходят в бизнесе, должны приводить к позитивным результатам. Главный вызов бизнеса – это быть устойчивым в своем развитии», ‑ говорит Ирина.

Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
28.02.2013

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!