Osvita.ua MBA MBA за рубежом Олег Гончаренко: год в INSEAD – лучший в моей жизни
Олег Гончаренко: год в INSEAD – лучший в моей жизни

Выпускник «INSEAD» Олег Гончаренко рассказал Освіта.ua о своем опыте обучения

Олег Гончаренко: год в INSEAD – лучший в моей жизни

Олег, расскажите, пожалуйста, о своем бэкграунде до поступления в INSEAD, какое первое образование Вы получили и где?

По образованию я инженер информационных технологий, учился в Черкасском инженерно-технологическом институте, который окончил в 1997 году. После этого у меня был десятилетний опыт работы в управлении и маркетинге в международной компании «McDonalds Ukraine».

Т. е. перед поступлением в INSEAD у Вас за плечами был уже солидный бизнес-опыт. Как Вы пришли к осознанию потребности в бизнес-образовании?

После десяти лет работы в международной компании в Украине у меня сформировался определенный потолок в функционале, поэтому, для того чтобы идти вперед, решил развиваться в направлении консалтинга, где более интересная и динамичная среда. Поэтому возникла явная потребность в получении MBA.

А почему Вы выбрали обучение именно по программе full-time MBA в INSEAD?

Для того чтобы работать в консалтинге, необходимо выбрать ту бизнес-школу, в которой производится on campus recruitment, когда консалтинговые компании приезжают в университеты и производят рекрутинг прямо там. Соответственно, это дает выпускнику гораздо больший шанс получить работу в желаемой индустрии, в желаемой компании.

Выбирал между двумя регионами – Соединенными Штатами и Европой. На момент поступления мне уже было за 30 лет. Четко понимал, что хотел бы быть ближе к дому регионально, а во-вторых хотел поступить на изучение программы продолжительностью один, а не два года, как это принято в бизнес-школах США.

Провел анализ и создал свой short-list из четырех бизнес-школ. Встречался с выпускниками этих школ и определил для себя три критерия выбора. Первый – фокус на консалтинге и обучение на основании case-study. Второй ‑ возможность получить предпринимательский бэкграунд. И третий – это diversity, когда в школу приходят не более 10 % представителей одной страны.

Это создает условия для обучения в потоке из 500 человек, которые являются представителями 70-ти стран всех индустрий и профессий, включая и организации non-profit, и военные организации, и бизнес. По этим трем критериям больше всего подходила бизнес-школа «INSEAD».

А трудно ли было поступить в эту бизнес-школу и пройти конкурс?

Поступление в INSEAD состоит из нескольких этапов. Первый этап назвал бы самоподготовкой, когда будущий студент сдает несколько экзаменов и готовит пакет документов: резюме, экзамены GMAT, TOEFL и пакет из эссе, которое описывает тебя как профессионала, личность и человека, стремящегося быть полезным обществу. Плюс при поступлении хотят узнать какую-то национальную особенность человека, страны, где он живет. На этих этапах отбираются кандидаты для двух интервью, которые проводят два выпускника бизнес-школы по четырем критериям: «Почему MBA?», «Почему ты?», «Почему сейчас?» и «Почему INSEAD?».

После эти двух интервью формируется финальное решение, принимать человека на изучение программы или нет, и через полгода начинается учеба.

В зависимости от года конкурс в INSEAD составляет 4‑7 человек на место. Стоимость обучения в этом году, насколько знаю, составляет около 62 000 евро, а когда учился, это была сумма порядка 50 000 евро за год обучения.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях обучения в этой ведущей бизнес-школе.

Выделил бы три основные особенности. Первая – это метод обучения case-study. Тебе не рассказывают теорию, а дают конкретные кейсы с описанием конкретных компаний и индустрий. Вторая – это пул преподавателей, которые создают определенную атмосферу. И третья – это сами студенты, так как то, что рассказывает профессор, – это всего лишь 10‑15 % усваиваемого материала.

Обучение в группе дает максимальный эффект, потому что за год студенты должны усвоить невероятно большой объем информации, и поэтому происходит разделение: каждый берет на себя определенную часть работы и после ее выполнения рассказывает всей группе о том, что узнал, и получается общий case-study, который предоставляется профессору для оценивания. И так по каждому курсу. А в каждом курсе есть определенный набор кейсов.

Структура обучения в INSEAD построена следующим образом: она разбита на пять периодов по два месяца. Первые два периода – это обязательные курсы, а остальные три периода – курсы, которые ты выбираешь самостоятельно.

Какие курсы Вы выбрали для себя по своему желанию?

Восполнял те области, которых у меня не было в практике. В маркетинге частично сталкивался с финансами, но глобального видения по финансам у меня не было. Второй момент – это стратегия: видел ее изнутри, но не знал, как строится стратегия глобальной компании изначально. На эти две стороны и обратил особое внимание, обучаясь в INSEAD.

Слушатели украинских программ MBA могут применять полученные знания прямо в процессе обучения. Где Вы впервые применили знания и навыки, полученные на full-time MBA?

После окончания обучения перешел в консалтинг – консалтинг стратегический, который требовал всех моих знаний, которые получил, изучая программу в INSEAD, поэтому для меня это было своего рода продолжение учебы на MBA, только уже на практике.

Там и применял полученные знания. Эти знания скорее назвал бы компетенциями, которые появились и востребованы именно в консалтинге. Это уже не теория, а конкретные кейсы, когда ты самостоятельно строишь стратегию. Когда ты общаешься с реальным клиентом, это уже отличается от процесса обучения. Но самое главное – то, что потом ты видишь результаты своей работы через несколько лет. У меня был пример, когда разрабатывал стратегию для компании, являющуюся лидером в производстве электроэнергии в России, и в прошлом году прочитал в прессе о том, что мои рекомендации были успешно выполнены и дали плоды.

INSEAD – ведущая бизнес-школа мира, но, с другой стороны, ее программа вряд ли учитывает реалии и специфику украинского бизнеса. Насколько применимы полученные Вами знания в Украине?

Почему поднимается вопрос о том, что западное бизнес-образование не подходит для Украины? У меня другая точка зрения на это, и поясню ее.

Что дает западное образование, что мне дала западная бизнес-школа? Она мне дала две основные вещи: я взглянул на мир другими глазами и увидел, как разные индустрии работают в разных странах. И этот опыт позволяет, например, работая в консалтинге, в конкретной индустрии, использовать не только опыт текущего рынка, но и опыт других стран и опыт других индустрий, которые, казалось бы, несовместимы – FMCG и энергетика. Но есть моменты, которые абсолютно подходят и транспарентны для переноса опыта.

В нашей стране множество процессов, которые мы называем «украинскими», но они, можно сказать, «совковые» – возникшие во времена Советского Союза. С тех пор ничего не изменилось, и эти процессы перенесли в украинские реалии. И, естественно, построение украинской и западной компании разное. Поэтому чем больше у нас будет компаний больших и маленьких, построенных по образцу западных компаний, тем легче нашему бизнесу будет конкурировать на международном рынке.

Поэтому, возвращаясь к вопросу, насколько западное образование позволяет имплементировать его в Украине, могу сказать, что его можно имплементировать на 100 %.

Да, там не учат давать взятки, не учат заниматься приписками. Могу сказать, что мои ценности после окончания бизнес-школы дополнились фундаментальными вещами, которых раньше я не имел и не понимал, для чего они необходимы.

И самое главное – это ответственность перед тем кругом друзей, с которыми ты учился. Она очень важна. В Украине такого нет, сталкиваюсь с этим, работая каждый день в своей собственной компании с украинцами, пытаясь построить бизнес-процесс по-западному.

Второй момент: есть украинские компании и украинские общественные организации, которые тоже отличаются и по идейным соображениям, и по ценностям. И если мы хотим что-то поменять, то ценности – это тот фундамент, без которого никакие изменения невозможны.

Понял, что если ты делаешь что-то правильно и в этом уверен, то достигнешь этого. И тебе не надо давать взятки, не надо обманывать кого-то, лгать внутри компании. Это то, что отличает украинский бизнес и западные ценности.

Когда западные инвесторы смотрят на компанию, они смотрят в первую очередь не на активы, не на то, какая у компании выручка, в первую очередь они оценивают команду. Когда они видят, что у человека есть западное образование, то доверие к такой компании значительно возрастает.

И третий момент – это социальная ответственность. До этого не обращал на нее особого внимания. Та социальная ответственность, которую осознал после прохождения программы, проявилась, в том числе, и в моей гражданской позиции, которую я теперь точно буду отстаивать до конца.

Когда проходил собеседование, мне сказали, что это будет лучший год в моей жизни. Мне было уже 33 года, и я не мог представить, что такое может быть. Но после окончания бизнес-школы четко понял, что год в INSEAD действительно был лучшим в моей жизни. В контексте людей, с которыми я учился.

Без сомнения, этот факт служит сам по себе весомым оправданием Ваших инвестиций в бизнес-образование. Что бы Вы могли сказать о том, насколько эти инвестиции окупаются?

Точно знаю, что инвестиции в образование – это самые надежные и самые ценные инвестиции. По своему опыту могу сказать, что уровень моей зарплаты увеличился в более чем два раза.

Плюс уровень общения, который не ограничивается только бизнес-школой «INSEAD». У меня появилось много друзей, которые открывают для меня новые горизонты. У нас в Украине есть бизнес-сообщество выпускников MBA, есть более широкая платформа всех выпускников, которые учились на разных уровнях за рубежом. Сейчас возглавляю эту организацию, она называется «Професійний уряд».

Поэтому инвестиции в образование вложены не только в финансовый результат, но и в социальный, который еще важнее. Когда становишься старше, начинаешь понимать, что материальные ценности менее важны, чем нематериальные, духовные.

Расскажите, пожалуйста, о людях, с которыми Вы учились в школе. Какие компании и страны они представляли? Как Вы используете нетворкинг клуба выпускников топовой бизнес-школы мира?

Изначально, когда шел на обучение, у меня было представление, что буду пользоваться этими связями, но со временем понял, что это просто среда, в которой ты живешь. Целенаправленно идти в бизнес-школу для того, чтобы появился нетворкинг, – это, скорее всего, неверный посыл. Тем не менее, ты попадаешь в структуру, где есть люди, с которыми ты всегда можешь обменяться мнениями о своих бизнес-интересах. На примере своих друзей могу сказать, что многие из них, особенно банкиры, после кризиса смогли найти свою теперешнюю работу благодаря нетворкингу. Поэтому это работает довольно хорошо.

Кроме того, это возможность общения с бизнесменами на одном языке – как бы на одной волне. Это те ценности и стремление к новому, diversity, которые пропагандирует INSEAD. Интервью, которое ты проходишь при поступлении, позволяет создать такую воронку, через которую проходят только люди с определенными взглядами на жизнь: это открытость к изменениям, к разным людям, к разным мнениям.

Учился в группе из шести человек ‑ две девушки и четыре парня. Я ‑ из Украины, парень из Мексики (семейный бизнес), парень из Турции (финансист), парень из Великобритании (военный), девушка из Китая (консультант), девушка из США – кореянка по национальности (fashion-индустрия). Вот такой срез национальностей и профайлов был в группе! И так было практически в каждой группе.

Когда прилетаю в любой город любой страны, непременно встречаю 1‑2-х выпускников из своего потока. Но встречаюсь также и с выпускниками, которые учились раньше. И у нас всегда есть о чем поговорить, обменяться мнениями, поговорить о своих бизнес-интересах.

Возможно, принадлежность к этому элитному клубу выпускников открывает многие двери?

Мы шутили на эту тему перед выпуском, потому что на самом деле тебе дается ключ ко многим дверям, и ты можешь в них войти. Вопрос, с чем ты туда войдешь. И вопрос, как ты туда войдешь. Это очень важно. Поэтому приходить к человеку, у которого уже есть свой бизнес, который двадцать лет назад окончил бизнес-школу, состоявшийся бизнесмен, и говорить: «Привет, возьми меня на работу», ‑ это не совсем корректно. Вопрос другой: когда ты общаешься в сфере банкиров, которые прошли такой же путь, как и ты – они, естественно, помогают тебе – нетворкинг помогает точечно подойти к решению многих бизнес-вопросов.

Как Вы используете и планируете использовать полученные Вами уникальные для Украины знания, опыт и связи?

Инициатива «Професійний уряд», которую я возглавляю, сейчас очень тесно сотрудничает со всеми ветвями власти: исполнительной и законодательной, у нас есть люди, которые имеют разные политические взгляды. Мы не поддерживаем ни одну политическую силу, но сотрудничаем со всеми демократическими силами, которые вошли в коалицию.

С нашей помощью в правительственных структурах уже работают около тридцати наших кандидатов – выпускников зарубежных вузов. Мы учились за рубежом, у нас есть определенные ценности, которые мы там почерпнули, и мы вернулись в Украину. Есть и другие подобные ассоциации. Все вместе мы формируем гражданское общество. Наша задача сделать власть и общество максимально открытыми.

Что, по-вашему, главное в бизнесе и что нужно для успеха?

Отвечу словами своего преподавателя-мультимиллионера: «Необходимо помнить о двух вещах. Первое – это путешествия. Они дают энергию и разнообразие жизни. И второе – это семья. Это то, что дает тебе внутренний стержень для достижения каких-то результатов. Все остальное – это производная от этого фундамента».

Со своей стороны скажу, что для начинающего стартапа главное – всегда помнить, что никогда нельзя строить планы таким образом, чтобы ваше финансовое планирование позволяло вам существовать до тех пор, пока вы не выйдете на точку безубыточности. Когда вы построили планы, поделите их на два, и тогда вы четко будет понимать, сколько денег вам необходимо.

Второй совет: никогда не сдавайтесь и верьте в то, что вы делаете. Если что-то делается неправильно, главное – вовремя провести анализ, работу над ошибками, смотреть на новую концепцию бизнес-модели, что-то дорабатывать и двигаться вперед.

Беседовал Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
12.12.2014

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!