Osvita.ua MBA MBA за рубежом Бизнес-образование на пороге революции
Бизнес-образование на пороге революции

Бесплатные образовательные онлайн-платформы завоевывают все большую аудиторию

Бизнес-образование на пороге революции

Массовый запуск онлайн-курсов MOOC (массовых открытых онлайн-курсов) во всем мире заставляет бизнес-школы внедрять программы дистанционного обучения, так как цифровая революция в образовании достигает все новых уголков мира. 

Мартин Бин представляет себе учебный класс будущего таким, где студенты выполняют задания на своих планшетах и смартфонах, а не в рабочих тетрадях; мир, в котором преподаватели не теряют времени на передачу знаний, которые легче всего можно почерпнуть с экрана ноутбука в офисе, и в котором преподаватели могут общаться с массовыми глобальными аудиториями благодаря революции в традиционном подходе к обучению – с помощью новых технологий.

Это «цифровая революция», которая, сметая на своем пути все, проникает в глобальную индустрию образования и бизнес-школы, чтобы приспособиться к новой аудитории, выросшей на сенсорных устройствах, переписке при помощи SMS и поиске в Google и которая получила прозвище «цифровых аборигенов».

«Передовые технологии вынуждают многих из нас пересмотреть сами основы нашего обучения», – говорит Мартин. Он – бывший активный сотрудник компании «Microsoft», в настоящее время являющийся ректором университета дистанционного обучения и исследований Open University. Его последний проект – онлайн-платформа Future Learn, которая является первым провайдером MOOC в Великобритании.

Онлайн-платформа Future Learn существует всего год – она отпраздновала свой первый день рождения в прошлом месяце, но уже пробилась на образовательную сцену, предлагая короткие и актуальные онлайн-курсы на темы бизнеса и менеджмента, начиная с инновационных технологий и работы предприятий и заканчивая анализом данных. «Она взяла мир штурмом», – с энтузиазмом рассказывает Мартин.

На Future Learn подписаны 1,4 млн пользователей, включая более сорока университетов, таких как Bath и Reading – операторов двух самых рейтинговых бизнес-школ Великобритании. Будучи собственностью Университета дистанционного обучения и исследований Open University, она повысила финансирование этой платформы MOOC до 2,5 млн фунтов стерлингов, согласно счетам, поданным в Регистрационную палату. Но при таком быстром росте приходят и новые проблемы.

Убедить пользователей MOOC завершить обучение на своих курсах оказалось непростой задачей, кроме того, возникает вопрос о том, как работодатели оценивают эти онлайн-курсы.

Многие руководители в сфере образования до сих пор цепляются за свои традиционные корни, которые (в частности, в Великобритании) являются важной составляющей привлечения в страну студентов на международном уровне. Ответный удар Мартина состоит в том, что «инновации редко завоевывают популярность мгновенно». Его заразительная уверенность остается непоколебимой.

Мартин щупает брюки и находит свой смартфон. «У большинства людей в кармане есть оружие массового поражения. Сегодня речь идет о смартфонах; завтра – о таких нательных устройствах, как Google Glass. Но на достигнутом прогресс не остановится. Если образование не будет идти в ногу с изменяющейся средой, оно упустит возможности, – говорит он. – Мы рискуем тем, что этот сектор станет неактульным или, вполне возможно, даже неважным.» 

Увлеченность технологиями очень распространена в деловом мире, так что не удивительно, что использование новейших устройств, таких как системы голосования в прямом эфире и виртуальные классы обучения, в настоящее время внедряются в лучших школах бизнеса мира.

«Они внедряют новые технологии, проводя трансформацию обучения», – говорит Мартин. Большинство школ высшего уровня используют МOOC для доступа к новым аудиториям и привлечения внимания предпринимателей к своим дорогостоящим программам обучения.

Бизнес-школа «HEC Paris» совместно с Coursera запустила свою последнюю серию видео продолжительностью в шесть недель и интерактивных сессий по вопросам деловых отношений. Стэнфордская школа бизнеса запустила программу аттестации для руководителей, которая преподается полностью в режиме онлайн. Многие другие провайдеры MBA были вынуждены обратиться к помощи киберпространства.

Но внутри бизнес-школ не всегда царит настолько положительная атмосфера. Некоторые из этих онлайн-курсов конкурируют с традиционными системами образования. Уортон, одна из лучших американских школ, считает, что MOOC может уничтожить треть профессоров в сфере бизнеса. «Сначала было намного больше вопросов, чем ответов», – говорит Мартин.

Общее нарекание таково: как технологии изменят образование, когда так много знаний предоставляется бесплатно, стоит только провести пальцем по экрану? Ответ остается неясным. Новые технологии начинают радикально изменять формат бизнес-тренингов – и вычерчивают новое будущее.

Несколько бизнес-школ начали запускать онлайн-версии своих программ МВА для руководителей, включая IE, Durham и Warwick. Мартин считает, что преподаватели могут использовать MOOC для апробации проектов по самооценке студентов и использованию видеоресурсов.

Миллионы пользователей объединились для обучения на таких онлайн-платформах, как Future Learn, чтобы объединить в единое целое лекции профессоров таких крупных школ, как Гарвард, Массачусетский технологический институт (MIT) и Уортон в свободном доступе. Наиболее популярны онлайн-платформы Alison, количество пользователей которой составляет около 3 млн, а также EDX – 2,7 миллиона и Udacity – 1,6 млн пользователей.

«Future Learn также накопила 65 миллионов загрузок на ITunes University и набирает 6 миллионов просмотров каждый год на своих каналах YouTube», – говорит Мартин. – Но мы должны идти в ногу с развивающимися технологиями.»

Критики говорят, что онлайн-платформы конкурируют с образовательными моделями бизнес-школ. «MOOC представляют угрозу, в частности, программам обучения руководителей, которые являются хорошим источником доходов бизнес-школ», – утверждают они. Мартин отмечает, что люди дорожат традициями и лелеют их, опасаясь, что они сократятся или обесценятся темпами перемен.

«В некоторых случаях эта нервозность перерастает в сопротивление», – говорит он. «Они часто рассматривают технологии как угрозу, а их внедрение в преподавание как снижение своего авторитета и значения для студентов», – добавляет он. Бизнес-школы довольно сильно обеспокоены темпами происходящих перемен, но на публике держатся храбро. Большинство не согласны с тем, что технологии онлайн-обучения представляют угрозу их «традиционным» программам.

Пегги Бишоп Лейн, заместитель декана факультета программ МВА для руководителей в университете Уортон, говорит: «Мы не считаем MOOC конкурентом для нашей программы МВА. Наш опыт очень сильно отличается от их опыта, и наши студенты у нас получают больше, чем они (MOOC) могут предложить». 

Профессор Эрик Ваартс, декан факультета программ высшего образования Школы менеджмента в Роттердаме (Rotterdam School of Management), говорит, что MOOC – огромные «PR-генераторы». «Тем не менее, – добавляет он, – основной функцией программ EMBA является обучение людей для совершенствования их компетентностей и карьеры, и программы EMBA предлагают значительно больше, чем MOOC – по крайней мере, в том виде, как они разработаны в настоящее время.»

Разработчики MOOC пытаются повышать прибыль. Они монетизируют свои курсы, взимая комиссию и продавая сертификаты об окончании курсов небольшому количеству студентов, которые их оканчивают. EDX, например, запускает серию коротких программ для руководителей, слушатели которых должны внести авансовый платеж в размере $1249.

Coursera также предлагает ряд последовательных онлайн-курсов, которые позволяют студентам приобрести сертификат для предоставления своим работодателям. Эксперт в вопросах технологий обучения также позволяет им пройти обучение в реальной жизни наподобие стажировке.

Но Дафна Коллер, президент Coursera, говорит: «Бизнес-школы – нам не конкуренты, а союзники. Мы предоставляем доступ многим учащимся, которые иным образом не смогли бы пройти бизнес-курсы лучших университетов в мире», – говорит она.

Технологии MOOC рассматриваются в качестве «троянского коня», который может украсть выручку у школ, но оборот Future Learn составил всего 4000 фунтов стерлингов в 2013 году за счет продажи услуг видеопроизводства и потерял почти 2 миллиона фунтов стерлингов, оплатив налоги, согласно данным Регистрационной палаты.

До сих пор революция в дистанционном обучении рассматривается скорее как дополнение к бизнес-образованию. Но Мартин считает, что не достаточно только внести массу ноутбуков и технологий в лекционный зал. «Чтобы извлечь максимальную пользу от внедрения технологий в классе, – говорит он, – этот метод обучения не должен быть просто дополнением. Он должен стать неотъемлемой частью общего образовательного процесса.»

Миллионы людей обращаются к онлайн-образованию, и всего лишь вопрос времени, когда каждая бизнес-школа начнет проводить онлайн-лекции в студенческих домах и офисах. По всей видимости, дистанционное обучение готово к скачку. «И мы только начали», – говорит Мартин.

businessbecause.com
10.12.2014

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!