Osvita.ua MBA MBA за рубежом Бизнес-школы и гендерное равенство
Бизнес-школы и гендерное равенство

Несмотря на проблемы гендерного равенства женщины достигают в бизнесе больших успехов, чем мужчины

Бизнес-школы и гендерное равенство

Несмотря на всеобщее содействие разнообразию, бизнес-школы по-прежнему не могут преодолеть гендерное неравенство. В то же время новые инициативы бизнес-школ и крупных корпораций протягивают женщинам-МВА руку помощи.

Несколько лет назад Суджата Ламба, одна из самых успешных бизнесвумен финансового мира, находилась на медном руднике где-то в Азии. Это был ее первый день на работе.

Директор отдела финансов и департамента частного сектора Всемирного банка забралась в шахту с ее коллегами-мужчинами. Через 20 минут жара и пыль стали невыносимыми, но не для нее.

«Через двадцать минут мой коллега-мужчина попросил меня выйти с ним на поверхность, чтобы иметь возможность использовать меня в качестве оправдания», – говорит Суджата.

Подобное оскорбление не было единичным случаем. На предыдущем месте работы в мире инвестиционного банкинга было много «культурных» барьеров, которые она должна была преодолеть.

«В частности, в мире финансовых инвестиций от вас ожидают, что вы будете шикарно выглядеть, работать 24 часа и еще присматривать за домом и быть хорошей матерью. Как бы вы балансировали между всем этим?», – спрашивает она.

Проблема выходит далеко за пределы крупных банков. Несмотря на всеобщее содействие разнообразию, бизнес-школы по-прежнему не могут преодолеть гендерное неравенство.

В прошлом месяце к борьбе за гендерное равенство присоединилась одна из ведущих бизнес-школ Великобритании. Эта бизнес-школа, входящая в Оксфордский университет, объявила о своей поддержке мировой инициативы гендерного равенства.

Профессор Питер Туфано, декан школы, подписал петицию к мировым лидерам с целью сделать приобщение женщин к финансовому миру глобальной неотложной задачей.

Петиция получила начало во время «Power Shift» – оксфордского форума по проблемам женщин в мировой экономике, ежегодного симпозиума о женщинах как экономических субъектах мирового рынка. На мероприятии присутствовали ведущие деятели Credit Suisse, Alstom и Goldman Sachs.

«Исследования показывают, что женщины играют ключевую роль в стимулировании экономического роста на всех уровнях... Данная петиция акцентирует внимание на ключевых проблемах и призывает бизнес-сообщество и политиков направить усилия на их решение», – заявил декан Питер.

К бизнес-школам, которые, казалось, пользовались успехом в сокращении гендерного разрыва, возникли вопросы, касающиеся равенства. Мишель Озумба, президент и исполнительный директор «Women’s Funding Network», говорит, что в глобальном масштабе видит компанию, отстаивающую равенство и ратующую за устранение всех гендерных различий.

Теперь образовательная индустрия MBA идет навстречу созданию инициатив, более ориентированных на женщин, с целью увеличения численности учащихся. Там нет и намека на то, что бизнес-школы могут быть предвзятыми при отборе.

Тем не менее, из всех топ-10 программ МВА ни в одной среди студентов нет равного количества мужчин и женщин. Уортонская школа бизнеса, входящая в университет Пенсильвании, ближе всего к балансу с показателем в 42 % женщин-студентов МВА. Самый низкий показатель для бизнес-школы – это 26 % учащихся женского пола.

И это несмотря на утверждения профессоров, что студенты узнают больше от своих коллег, а не от преподавателей. И также несмотря на огромное значение, которое школы придают разнообразию программ МВА.

Инге Керклох-Девиф, женщина – исполнительный директор образовательных программ HEC Paris, говорит, что международно-разнообразная аудитория программы состоит на «80 или 90 %» из студентов, которые обоснованно поступили в бизнес-школу.

Женские MBA клубы пытаются пролоббировать интересы женщин-кандидатов в своих программах MBA. Некоторые из них даже работают с персоналом приемных комиссий для создания мероприятий только для женщин.

Школа бизнеса Фукуа, например, организовывает встречу «Уикэнд для женщин» в партнерстве с сетью Ассоциации женщин в бизнесе.

Пуджа Прасад задалась целью сделать школу менеджмента Келлог лучшей бизнес-школой для женщин. Ее школа – одна из самых рейтинговых в США.

«Мы также планируем более привлечь иностранных женщин к нашему кампусу, чтобы они чувствовали связь с миссией MBA», – говорит Пуджа, президент клуба. Такие убеждения, однако, есть не у всех.

Барбара Бадер-Кляйн, женщина – выпускник оксфордской EMBA, говорит: «Я думаю, что нам еще надо пройти долгий путь. Цифры говорят сами за себя и лучше всего отображают реальность бизнеса на высших уровнях. Это не просто проблема бизнес-школ продвигать женщин на руководящие должности, а бизнеса в целом».

Декан Гарвардской бизнес-школы принял на себя шквал критики. Бизнес-кейсы трети учебных программ MBA были раскритикованы как предвзятые. Гарвард, который создает около 80 % мировых бизнес-кейсов, показал, что только 9 % были написаны женщиной – бизнес-лидером.

Несмотря на успехи, достигнутые многими школами, гендерное неравенство остается обычным делом. Некоторые студенты Гарварда были в негодовании, поскольку порой женщины чувствовали неуважение во время учебы. Гарвард пообещал удвоить количество главных героев – женщин в своих тематических кейсах до 20 % в течение следующих пяти лет.

Считается, что бизнес-школы должны быть примером, когда дело доходит до отстаивания прав женщин на работе. Вместо этого многим кажется, что все наоборот.

Тем не менее, женщины считаются лучшими бизнес-лидерами, чем мужчины. Исследование консалтинговой компании «Zenger Folkman» показало, что зрелые женщины воспринимаются в более позитивном ключе и являются более эффективными, чем их коллеги-мужчины.

Фирма располагает 450 тысячами отзывов о примерно 45 тысячах лидеров. Женщины в исследовании превзошли мужчин по лидерским качествам, в том числе по инициативности; достижении результатов; вкладу в развитие подчиненных.

Боб Шервин, главный управляющий руководитель компании «Zenger Folkman», написал: «Эти компетенции подчеркивают, что женщин видят как более эффективных управленцев, как пример для подражания и достижения результатов. Эти навыки описывают лидеров, которые берутся за сложные проблемы, обеспечивают слаженную работу коллектива и добиваются высоких результатов».

Недавнее исследование, проведенное консалтинговой компанией «McKinsey & Company», продемонстрировали похожие результаты. В отчете фирмы «Women Matter 2013» установлено, что в большинстве стран гендерное неравенство является подавляющим: в США только 16 % в коллегиальных органах управления занимают женщины.

И это происходит несмотря на результаты исследований, которые показывают, что компании с высоким представительством женщин в управлении зарабатывают на 55 % больше.

Большие компании, однако, пытались адаптироваться. Венди Хокинс, женщина-исполнительный директор Intel Foundation, которая стремится предоставить девушкам и женщинам больше возможностей, говорит, что в последние годы компания пыталась укрепить позиции женщин как лидеров.

Intel два раза в год проводит большие мероприятия, куда приглашают всех женщин компании, и регулярно организовывает Интернет-форумы по вопросам лидерства женщин, говорит Венди. В Intel также есть женщина-президент – следующая по рангу за исполнительным директором.

«Изменение диалога в компании «Intel» и изменение нас самих было критическим вопросом», – считает Венди, которая работает в компании в течение последних 24-х лет.

Мишель из «Women’s Funding Network» говорит, что использование историй женщин является важной частью работы ее организации. «Мы используем их стратегически в качестве доказательства того, что необходимо создавать пространство и условия для работы женщин, чтобы видеть их преимущества, вне традиционных количественных показателей».

Между тем женщины-предприниматели обращаются к женским организациям за уникальной поддержкой. Суджата из Всемирного банка говорит, что группы самопомощи оказались успешными в обеспечении начального финансирования женщин. В прошлом она также пыталась поддержать этих женщин, финансируя программы подготовки, чтобы помочь предпринимателям собрать залог для кредита.

«Успех не гарантирован, но мы должны продолжать пытаться», – добавляет она.

Но бизнес-школам, чтобы достичь такого успеха, могут понадобиться годы.

Себ Мюррей

businessbecause.com
10.10.2014

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!