Osvita.ua MBA Статьи MBA Продолжительность программ MBA: mini против maxi
Продолжительность программ MBA: mini против maxi

Не многие предприниматели рискуют надолго отвлечься от работы ради новых знаний, бизнес-школы идут навстречу клиентам, сокращая длительность программ MBA

Продолжительность программ MBA: mini против maxi

На пестром рынке бизнес-образования одновременно сосуществуют программы разной продолжительности.

Время - деньги. Известную формулу пытаются применить на западном рынке MBA для сравнения эффективности разных образовательных программ с помощью временной концепции стоимости денег, которая позволяет оценить выгоду вложения средств с учетом того, что стоимость денег сегодня всегда дороже той же суммы, полученной завтра.

Применяя эту теорию к расходам, связанным с получением степени MBA и потенциальным ростом доходов, абитуриенты выбирают подходящие им программы, а в качестве оценочного показателя используется коэффициент ROI (return on investments).

Логика подсказывает, что чем быстрее студент станет "мастером бизнес-администрирования", тем быстрее на него снизойдет финансовая благодать: ведь не секрет, что для большинства получение степени MBA воспринимается как возвратная инвестиция, которая в определенный срок должна привести к серьезному росту доходов.

Пример разных подходов к бизнес-образованию в Европе и Америке это утверждение оправдывает. Специалистов MBA "по-американски" чаще всего готовят два года, а «по-европейски» справляются всего за год.

По версии международного рейтинга Forbes, сформированного на основе данных по возврату на инвестиции в образование MBA, именно образование в европейских школах приносит наиболее быстрый рост доходов. Так, выпускники французской бизнес-школы INSEAD, прошедшие обучение за один год, могут рассчитывать заработать на своем образовании за пять лет после выпуска дополнительные $200 тыс., за вычетом расходов и уровня заработка до получения диплома. Для сравнения: американские программы в школах-лидерах для специалистов финансовой сферы принесли $165 тыс., а их коллегам в других секторах еще меньше – $125 тыс.

Сравнение средних финансовых результатов от инвестиций в образование отечественных выпускников и их американских коллег явно будет не в пользу наших программ MBA. Причиной этого является вовсе не качество образовательного продукта, а скорее, вечная песня о невозможности сопоставлять уровень жизни в разных странах. Зато есть и объективные недостатки. Повторить европейский опыт быстрого продвижения к цели - диплому MBA - у нас просто не удастся.

Повторить оценку финансовой эффективности образования в отечественной практике невозможно из-за отсутствия необходимой статистической базы выпускников программ, которая бы обобщала карьерные успехи, их выражение в зарплате и скорости ее роста. И хотя ценность каждого часа, проведенного за партой в той или иной школе бизнеса, менеджеры высчитать не могут, спрос на максимально сжатые по срокам программы говорит о том, насколько они ценят свое время.

Быстро и доходно? Сама мысль о коротком варианте программ MBA обычно вызывает у представителей бизнес-школ негодование. Причем даже у тех из них, кто предлагает дистанционные программы обучения.

"Сократить время на получение степени МВА возможно только в случае перехода на обучение в режиме full-time. Для работающих отечественных менеджеров уплотнять график по вечерней и модульной формам обучения просто нецелесообразно - при таком подходе кому-то придется отказаться от работы. Если уплотнить график в вечернем формате до года, то курс будет скомкан, ведь программа рассчитана на осмысление и применение полученных навыков на рабочем месте", - считают эксперты.

В Европе короткая программа MBA - это далеко не вольное катание. Цель - уложить в один год необходимый объем знаний - потребовала отказаться от обучения базовым дисциплинам и оставить только специализированные. Поэтому без обширного опыта здесь делать нечего, тем более что "«производственная" практика, часто входящая в двухгодичные программы, в расписание большинства программ не поместилась.

Одним из плодов плотной упаковки образовательного продукта стали 10-месячные программы MBA, самый известный пример которых - программа в INSEAD. В школе уверяют, что за 10 месяцев покрывают 80% курсов, предлагаемых на двухгодичных стандартных программах MBA за счет учебы 5 дней в неделю без перерывов. При этом возможность ввести в свое расписание до 11 курсов по выбору, сконцентрировав их вокруг одной темы - будь то финансы или предпринимательство - позволяет на выходе получить специалиста, "заточенного" под решение задач, которые перед собой ставит ученик.

Локальная практика. Потребность в ускоренном бизнес-образовании на нашем рынке им же и доказана - иначе откуда бы взяться обилию продуктов, вводящих клиентов в заблуждение относительно присваиваемой квалификации или мимикрирующих под программы MBA, но предлагающих подготовку за существенно сокращенный срок.

При этом тенденция к росту спроса на краткосрочные программы, по данным The Graduate Management Admission Council, провайдера тестов GMAT, сдаваемых большинством поступающих на программы MBA, усиливается по всему миру. Почти наполовину сократилось число подавших заявки на full-time программы, при этом большая часть двухгодичных программ показала падение числа поступающих, а программы, длящиеся один год, показали рост.

Автор: Геннадий Беляков

Освіта.ua
27.09.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!