Osvita.ua MBA Статьи MBA Современные тренды бизнес-образования: MBA на заказ
Современные тренды бизнес-образования: MBA на заказ

Дипломы по индивидуальному заказу становятся в Великобритании обычным делом

Современные тренды бизнес-образования: MBA на заказ

Дипломы MBA по индивидуальному заказу получают все большее распространение.

Это полноценные курсы обучения, которые бизнес-школы подгоняют под индивидуального – как правило, корпоративного – клиента или сферу деятельности, например, энергетику. Идея создания таких курсов обучения давно витает в воздухе, а растущее количество частных школ на рынке, заинтересованность компаний-клиентов, желающих повысить квалификацию своих сотрудников, постоянный поиск школами MBA дополнительного дохода способствуют их распространению.

Что же подразумевается под "курсом на заказ"? Предложения на этом рынке варьируются от "заточенных" под потребности клиента и существующих курсов, адаптированных в различной степени, до таких, которые дают возможность поступить на полный курс MBA в будущем.

В прошлом году BPP, частная компания, лучше всего известная своими юридическими курсами обучения, предложила индивидуальный курс MBA для отдельного клиента, юридической фирмы Simmons & Simmons. На курсе обучаются около 30 сотрудников фирмы, и в следующем учебном году снова будет набор учащихся. Программа обучения представляет собой стандартный курс MBA, четыре модуля которого "скроены" в соответствии с требованиями Simmons & Simmons. Примеры специализированных модулей: будущие тенденции юридического бизнеса и управление профессиональными услугами в юридическом секторе.

"Мы берем базовую программу MBA и специализируем ее под требования юридического сектора", - рассказывает Кэти Бест (Katie Best), Директор по MBA компании BPP.

Вдохновленное реакцией на курс, руководство BPP планирует осваивать и другие сферы деятельности. "Мы получаем запросы от компаний и из тех отраслей, с которыми ранее у нас контакта не было", - говорит г-жа Бест. Цель BPP – стать предпочитаемым поставщиком программ обучения для компаний и конкурентом известным бизнес-школам.

Один из примеров курса MBA, разработанного больше для сферы деятельности, нежели для конкретной компании – это курс по глобальной энергетике, запущенный в прошлом году Ворвикской бизнес-школой (Warwick Business School). "В основе нашего подхода к MBA лежит понимание роли бизнеса в ситуации, когда общество сталкивается с серьезными проблемами", - говорит Дэвид Элмс (David Elmes), научный директор ворвикского курса MBA по глобальной энергетике. Энергетика является одной из таких серьезных проблем, и, к счастью, крупнейшей сферой деятельности для продажи программ MBA.

Но в Ворвике с презрением отнеслись к стратегии добавления специализированных модулей к стандартному курсу MBA. "Если вы хотите дать будущим лидерам знания будущего, то необходимо модифицировать весь курс", - говорит г-н Элмс. После переговоров с представителями сектора, в Ворвике изменили большую часть стандартных модулей MBA, встроив материалы и кейсы по энергетике в весь курс обучения. Также курс содержит такие модули, как контроль и политика в энергетическом секторе.

Целевая аудитория этого курса слегка отличается от обычной когорты MBA. Во-первых, студентами в основном являются взрослые менеджеры в возрасте старше 30 лет, которые не планируют менять сферу деятельности. Во-вторых, курс объединяет полный комплекс направлений сферы энергетики, включая в себя газ, нефть, генерирующие предприятия и технологии возобновляемых источников энергии. Из 35 студентов курса 70% – иностранцы.

Еще один способ создания курсов на заказ нашли в Манчестерской бизнес-школе (Manchester Business School (MBS)). В MBS уже несколько лет ведется преподавание MBA для компаний. В списке клиентов школы такие серьезные имена, как British Telecom, PricewaterhouseCoopers и KPMG. В школе преподаются программы MBA для руководителей по различным направлениям, таким как общее управление, финансы, инжиниринг, строительство и управление крупными спортивными мероприятиями.

"Компании, спонсирующие студентов, предпочитают видеть программы, созданные специально для их сектора", - рассказывает Найджел Банистер (Nigel Banister), глава MBS Worldwide. Поскольку длительность курса – 18 месяцев, существует больше возможностей настроить факультативы под нужды определенного сектора. Из таких факультативов состоит около трети всей программы курса. Компании используют эти курсы как часть своей политики повышения квалификации руководящих кадров. "Мы разрабатываем программы обучения, чтобы помочь учащимся развить навыки, которые будут способствовать продвижению их бизнес-стратегий", - говорит г-н Банистер.

Такие же цели преследуют и в Школе управления Брэдфордского университета (Bradford University School of Management), которая предоставляет корпоративным клиентам очень специализированные курсы, направленные на совершенствование управленческих качеств и укрепление бизнеса. Среди клиентов школы – сеть супермаркетов Morrisons, электронная компания Pace, которая изготавливает ресиверы цифрового телевидения, и местная компания Skipton Group, известное имя в строительстве.

"Мы преподаем общие программы, но контент серьезно сконцентрирован на определенном бизнесе и секторе. Мы видим себя партнерами этих компаний. Мы стараемся совершенствовать их управленческие качества и помогаем им выстраивать внутренние сети в компании", - говорит Джулиан Роуэлл (Julian Rawel), директор управленческого образования школы.

Сегодня в Брэдфорде учатся около 80 управленцев. Однако серьезное отличие Бредфорда от других учебных заведений состоит в том, что эта школа покрывает только треть программы MBA. Из всех студентов, кто заканчивает эту треть, около 30 процентов продолжают образование по полной программе MBA.

Все эти подходы к обучению приносят бизнес-школам хороший доход, но существует риск снижения качества программ. "Мы очень внимательно относимся к соблюдению баланса. Если слишком специализировать программу обучения, то она уже не является программой по общему управлению", - говорит г-н Банистер.

По словам Профессора Фрэнка Хорвица (Frank Horwitz), директора Крэнфилдской школы управления (Cranfield School of Management), привязка к одной компании может лишить программы разнообразия, которое многие считают критичным для программы MBA. Однако в Amba (Ассоциация программ MBA), которая аккредитует курсы, спокойно относятся к распространению MBA по индивидуальному заказу. "Проблем не будет, если школа контролирует процесс приема учащихся, содержание программ, научные стандарты и стандарты оценки и выдает диплом", - говорит Роберт Оуэн (Robert Owen), директор по аккредитациям и услугам школ бизнеса в Amba. Это выглядит как зеленый свет дальнейшему распространению MBA по индивидуальному заказу.

Образование.ua
12.07.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!