Osvita.ua MBA Статьи MBA Снижение интереса к MBA в России
Снижение интереса к MBA в России

Интерес к бизнес-образованию в России стремительно падает из-за уровня преподавания

Снижение интереса к MBA в России

Все меньше людей хотят получать МВА в российских вузах.

По словам декана факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ Александра Чеканского, за прошлый год число слушателей программ МВА в России сократилось вдвое.

Между тем в мире, несмотря на кризис, все больше людей хотят получить заветную степень MBA, надеясь повысить свою стоимость на рынке труда. За последние 5 лет число ежегодно поступающих выросло на 27%.

Почему российские МВА-программы не смогли "взлететь"? Очень просто: не удалось решить две ключевые для школы проблемы - привлечение известных бизнесменов к преподаванию и качественный отбор поступающих. Второе - следствие первого. Нет возможности учиться у преподавателей мирового уровня и спросить совета у Марка Цукерберга или хотя бы Михаила Прохорова - нет и очереди в приемную комиссию.

Вместо бизнесменов преподавательский состав российских курсов МВА пополнили ученые. О, если бы это были, скажем, физики, из которых на Западе 30 лет назад вырастали так называемые кванты - первоклассные аналитики финансовых и макроэкономических процессов, зарабатывающие целые состояния в инвестбанках! Или молодые амбициозные математики с мехмата, основавшие Российскую экономическую школу!

Нет. Бизнес-школы в Академии народного хозяйства, МГУ, Государственном университете управления открыли гуманитарии. Те, кто в 1970-е занимался теорией государственного управления, исследовали по книгам структуру управления предприятиями в Японии и США. Вряд ли такой опыт позволяет подготовить специалиста для инвестбанка или консалтинговой компании - крупнейших работодателей для выпускников западных школ MBA - или вселить предпринимательский дух в бывшего менеджера (Сколково, кажется, исключение из этого правила).

Между тем именно к такому будущему готовят студентов лучшие школы мира. Днем дискуссии с однокурсниками из Китая и Индии, которых необходимо не только понять, но и решить с ними нетривиальный кейс, получив общую оценку, которая в свою очередь влияет на размер скидки при оплате курса.

А в российских бизнес-школах к студентам относятся принципиально иначе. Никто их не мучает - ни в коем случае! Наоборот, на программах Executive MBA им предлагают покататься на яхтах, полетать на самолете, прыгнуть с парашютом - "любой каприз за ваши деньги". Порой доходит до смешного: студенты сами учат преподавателей бизнес-процессам.

Была надежда, что кризис перезагрузит российские курсы МВА. Посмотрим, что делают бизнес-школы, чтобы привлечь студентов, чей поток оскудел? Они сокращают продолжительность курса, переходят к модульным программам вместо регулярных занятий, объединяют группы "дневников" и "вечерников". "Основная часть бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга существенно не меняла содержание программ бизнес-образования" - такой вывод делают организаторы исследования "Бизнес-школы Москвы и Петербурга в условиях кризиса" из компании Begin Group. Посыл школ: получите диплом МВА быстрее за те же деньги.

Итог печален. "В России МВА очень популярен среди вчерашних студентов, которые в силу недостатка опыта работы не смогут квалифицированно применить знания, - резюмирует Екатерина Дайнеко, руководитель департамента "Коммерческие банки" хедхантинговой компании Cornerstone. - Ценность российского диплома вызывает сомнения хотя бы потому, что к поступающим выдвигается на порядок меньше требований, чем для западного аналога. По нашим данным, лишь 8% компаний считают, что от наличия российского диплома МВА зависит размер заработной платы, а 60% и вовсе уверены в том, что диплом не повлияет на решение о приеме на работу".

Согласно исследованиям HeadHunter.ru, менеджеры с российским дипломом МВА получают в среднем менее $6000 в месяц (против $8300 с дипломом западной школы из top-50, по данным TopMBA). А главное, трудоустроиться они могут только на родине и в продажи, финансовый отдел, в лучшем случае в маркетинг. Аналитиками или менеджерами в банки и консалтинговые фирмы их, как правило, не берут.

forbesrussia.ru
17.06.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!