Osvita.ua Образование за рубежом Высшее образование Рейтинги университетов мира Обзор рейтинга университетов QS 2014
Обзор рейтинга университетов QS 2014

Технические университеты захватили лидерство в десятом рейтинге QS World University Rankings

Обзор рейтинга университетов QS 2014

Усиление глобального акцента на высокоэффективных научных и технологических исследованиях нашло отражение в рейтинге QS World University Rankings 2014 года, в котором доминируют учебные заведения, специализирующиеся на дисциплинах STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика). 

Массачусетский технологический институт (MIT) прочно обосновался на вершине списка, занимая первое место третий год подряд. Имперский колледж Лондона (Imperial), специализирующийся на STEM, стал крупнейшим прорывом в топ-10, опередив Гарвард, Университетский колледж Лондона и Оксфордский университет, и разделил второе место в мировом рейтинге вместе с Кембриджским университетом. 

Поскольку бюджеты, сформированные из государственных и частных средств, истощились, так как мировая экономика пытается выйти из состояния рецессии, многие комплексные учебные заведения все больше и больше старались сбалансировать престиж своих исследований с классами маленького размера и всесторонней интернационализацией. Рейтинги показывают, что STEM-ориентированные учреждения, такие как MIT, Имперский колледж Лондона и Калифорнийский технологический институт, доводят эту формулу до совершенства. 

Ранее Гарвардский университет был бесспорным номером один в рейтинге QS World University Rankings, занимая первое место в таблице ежегодно с 2004 до 2011 года. Тем не менее, в последние годы его лидерские позиции слабели, и в 2014 году он опустился до четвертого места. Его соперник MIT сохраняет первое место в мировом рейтинге, тем самым подтверждая свой статус университета номер один. 

MIT и Гарвард оба набрали максимальное количество баллов за академическую репутацию, индекс цитируемости и репутацию среди работодателей. Факторы, склонившие чашу весов в пользу Массачусетского технологического института, – соотношение количества преподавателей и студентов, высокий процент международных студентов и разнообразный преподавательский состав. 

Основанием для заметного продвижения Имперского колледжа Лондона в рейтинге с пятого на второе место является его всесторонний прогресс по всему спектру показателей. Imperial – единственное учреждение, которое отдельно по каждому из шести измеренных критериев входит в топ-50. Ключ к его успеху – это высокое академическое признание и международная репутация благодаря прекрасному соотношению доли преподавателей и студентов, а также разнообразному международному составу его коллектива. 

Американское учебное заведение Калифорнийский технологический институт поднялся вверх на две позиции и закрепился на восьмом месте. Он же является лидером в мире по индексу цитирования. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (12-е место) и Федеральная политехническая школа Лозанны (17) также демонстрируют отличные показатели, что означает, что учебные заведения, специализирующиеся на STEM, составляют четверть из двадцати лучших университетов мира. 

Среди других STEM-ориентированных учебных учреждений, которые улучшили свои показатели в этом году, стоит назвать французскую Политехническую школу (Париж), которая поднялась на шесть мест до 35-го, Наньянский технологический университет (Сингапур, NTU), достигший рекордного для себя места под номером 39, и Корейский ведущий научно-технический институт (KAIST), который взлетел на девять позиций и находится на 51-й ступеньке рейтинга. В этом году KAIST уже занимал второе место в «QS University Rankings: Азия» и продолжает двигаться по восходящей траектории, которая началась для него вне топ-100 в 2007 году и пока заканчивается своей нынешней позицией на пороге мирового топ-50. 

«В результате экономического спада, оба источника финансирования – государственный и частный – делали особый акцент на высокоэффективных STEM-исследованиях, многие из которых проходят в специализированных учреждениях, таких как MIT, Имперский колледж и Калифорнийский технологический институт, – говорит руководитель QS исследований Бен Совтер, – технически-ориентированные учебные заведения все чаще становятся главной целью в глобальной гонке за инновациями.» 

Тем не менее, в то время как сфокусированные на STEM учреждения процветали, некоторым широкопрофильным учебным заведениям было довольно сложно не отставать. Кроме Гарварда опустился также Йель – до 10-го места, самого низкого в рейтинге для этого учреждения, которое было вторым в 2008 году. Чикагский университет в этом году выпал из топ-10 впервые со времени основания этого рейтинга. 

Как и в последние годы, данный рейтинг также показал сокращение количества доступных учреждений мирового класса. Финансируемые государством широкопрофильные учебные заведения, как правило, ухудшили свои показатели, за исключением тех, которые находятся в Великобритании, где с 2012 года бремя финансирования было перенесено на студентов, которые платят за обучение £9000 в год. 

В США наиболее рейтинговым государственным учреждением является Мичиганский университет, который занимает 23-ю позицию в мировом рейтинге и 12-ю в национальном. Калифорнийский университет в Беркли опустился на 27-е место. Таким образом, вместе с Калифорниским университетом в Лос-Анджелесе (37) и университетом Висконсин-Мэдисон (41) они формируют четверку государственных американских университетов в топ-50 – и это по сравнению с четырнадцатью частными учебными заведениями. 

В общей сложности в первых 200 позициях мирового рейтинга QS представлена 31 страна (полный список состоит из 800 учебных заведений, его можно посмотреть на сайте www.topuniversities.com). Как обычно, США являются лидером – в рейтинге ТОП-200 (51 учреждение), далее следуют Великобритания (29), Германия (13), Нидерланды (11), Канада (10), Япония (10) и Австралия (8). 

Хуже всего ситуация складывается в Индии, которая до сих пор не имеет своих представителей в ТОП-200. У Франции – всего четыре учреждения в первой двухсотке, что оставляет ее позади не только Германии и Нидерландов, но и меньших соседей по еврозоне, таких как Швейцария (7), Бельгия (5) и Швеция (5). Тем не менее, два лучших учебных заведения Франции улучшили свои показатели в этом году: Высшая нормальная школа (Париж) продвинулась вверх на четыре позиции до 24-го места, за ней следует Политехническая школа (Париж) – на 35-м. 

Национальный университет Сингапура NUS (22) закрепил свою текущую позицию как лучшее учебное заведение Азии, опередив на шесть позиций Гонконгский университет (28), который ему удалось впервые обогнать в прошлом году. 

Как и у многих японских учебных заведений, позиции Токийского университета снижались в течение последних нескольких лет, но в этом году он поднялся на одну позицию вверх – номер 31 в рейтинге. Однако этого недостаточно, чтобы оторваться от Сеульского национального университета Южной Кореи (SNU), который впервые обогнал токийского конкурента. Все ведущие институты Южной Кореи в этом году продолжили свое стремительное восхождение. SNU (31-е место), KAIST (51) и Пхоханский университет науки и технологий (86, поднялся на 21-ю позицию в этом году) достигли своих максимальных позиций в рейтинге за всю историю его существования. 

Шесть из семи учебных заведений Китая, входящих в топ-200, повысили свою эффективность. Исключение составляет лишь Пекинский университет, позиция которого упала на 11 позиций, и он занимает 57-е место. Сократив разрыв всего до двух позиций в 2013/14 учебном году, университет Цинхуа теперь заменяет Пекинский университет на почетном первом месте как университет номер один страны, двигаясь также вверх на одну позицию в мировом зачете – номер 47. Это вписывается в постоянную тенденцию: большинство китайских институтов повышает эффективность год за годом. Но его топовым учреждениям не удается следовать примеру NUS, Гонконгского университета, Токийского университета и SNU и прорваться в мировые топ-40. 

Два основных слабых пункта здесь – это низкий уровень цитируемости и интернационализация. Несмотря на все инвестиции в продуктивность исследований за последнее десятилетие, университет Цинхуа и Пекинский университет занимают 287 и 285-ю позиции соответственно по уровню цитирования, и ни одно из двух учебных заведений не попадает в топ-300 по количеству международных студентов. 

В то время как университеты в Сингапуре и Гонконге вовлечены в мировые процессы и являются международными центрами передового опыта, сравнительная изоляция китайских университетов до сих пор не позволила им осуществить прорыв в верхний эшелон элитных мировых учебных заведений. 

В течение нескольких лет, в течение которых австралийские учебные заведения ощущали влияние возрастающей международной конкуренции, их показатели значительно стабилизировались. Подъем в рейтинге университета Аделаиды на четыре позиции означает, что впервые с 2011 года национальные элитные учреждения «Группы восьми» все представлены в мировом топ-100 – лучше показатели только у США и Великобритании. Австралийский национальный университет поднялся на две ступеньки и занял 25-е место, оторвавшись от Мельбурнского университета, показатели которого опустились на две позиции до 33-го. Тем не менее, ни одно австралийское учебное заведение вне «Группы восьми» не попадает в топ-200. На основе этого можно предположить, что разрыв между лучшими и остальными продолжает расти. 

Лучшее учебное учреждение Канады – Торонтский университет опустился на три места и остановился на двадцатом, но все еще опережает Университет Макгилла, который находится на следующей позиции за ним – номер 21 в рейтинге, то же положение, что он занимал и в прошлом году. Кроме первых двух, остальные восемь канадских учреждений в ТОП-200 повысили свои результаты: университет Британской Колумбии двигается на пять позиций вверх и занимает 44-е место, Монреальский университет (83) и университет Альберты (84). 

Латинская Америка повторяет свой результат 2013/14 учебного года и с четырьмя институтами входит в мировой ТОП-200, где по одному учебному заведению представлено от Бразилии, Чили, Мексики и Аргентины: это университет Сан-Паулу (132), Католический университет Чили (167), Национальный автономный университет Мексики (175) и университет Буэнос-Айреса (198). Единственным представителем Африки здесь является Кейптаунский университет (141). Нет в ТОП-200 рейтинга вузов из стран Ближнего Востока, хотя есть три учебных заведения из Израиля. 

Дэнни Бирн, QS

QS
23.09.2014

Обучение в Канаде
Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!