Osvita.ua Образование за рубежом Высшее образование Рейтинги университетов мира Мировой рейтинг университетов Times Higher Education 2011/2012
Мировой рейтинг университетов Times Higher Education 2011/2012

Калифорнийский технологический институт сместил Гарвардский университет с первого места в рейтинге лучших университетов мира по версии Times Higher Education

Мировой рейтинг университетов Times Higher Education 2011/2012

В течение восьми лет издание Times Higher Education публиковало мировой рейтинг университетов и первое место в нем всегда занимал Гарвард. Теперь это не так.

Гарвардский университет (Harvard University) ‑ самый известный в мире, бренд, который по мнению некоторых обозревателей, стоит дороже, чем Pepsi, Nike или Sony, в этом году уступил первое место.

Самое интересное, что 375-летний университет был свергнут более юным и меньшим по размерам вузом из США. Вуз номер один, согласно с новым рейтингом, ‑ Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology), более известный как Caltech. Понятно, что различия между вузами на вершине рейтинга незначительны. Так, в прошлом году разница между общим баллом Harvard, занявшим первое место, и Caltech, занявшим второе место, составляла всего 0,1 балла.

В этом году Caltech опередил Harvard с небольшим отрывом по параметрам как "исследования", "цитирование" и, что наиболее существенно, по уровню дохода. Harvard обошел Caltech только по качеству преподавательского состава.

При этом Harvard был вынужден не только уступить первое место, но и поделить второе с другим калифорнийским вузом – Стенфордским университетом (Stanford University).

Конечно же, сложно сравнивать такой крупный, многопрофильный вуз как Harvard с таким маленьким и узкоспециализированным учреждением как Caltech. Но в Times Higher Education World University Rankings сознательно оценивают качество, а не только количество, и используют показатели, которые нивелируют размер университета.

Очень маленькие и узкоспециализированные вузы не принимают участие в рейтинге: учитываются только те высшие учебные заведения, которые публикуют 200 и более научных работ ежегодно и которые предлагают множество бакалаврских, магистерских и докторских программ.

Times Higher Education ищет отличное качество преподавания, научные исследования и передачу знаний, оценивает на высоком уровне международный аспект деятельности вуза, не обращая внимания на размер или структуру вуза, принимающего участие в рейтинге.

В Caltech всего 294 ученых, но при этом в его багаже 32 нобелевские премии. Из-за своих небольших размеров он может похвастаться сообществом, которому характерны индивидуальный подход и интенсивность преподавания.

Для Филипа Альтбаха, директора Центра международного высшего образования при Boston College, сфокусированность специализированного колледжа может дать значительное преимущество перед более крупными соперниками.

Следует отметить, что заведения с аналогичными целенаправленными и оптимизированными структурами, такие как Pohang University of Science and Technology (Корея), занявший 53-е место в рейтинге, и Hong Kong University of Science and Technology (Гонконг), занявший 62-е место, также показали хорошей результати.

Несмотря на разные размеры и структуру, три университета-лидера имеют кое-что общее: все они частные, обладают существенными материальными фондами и находятся в США.

Как и в рейтинге прошлого года, в нынешнем рейтинге по количеству представленных от страны вузов лидирует США.

Среди первых десяти лучших вузов семь – американских, в ТОП-50 лучших университетов 30 – американских. И ошеломляющее общее количество американских вузов во всем рейтинге – 75 из 200, то есть более трети.

И только один из семи американских вузов, вошедших в ТОП-10, не частный - University of California, Berkeley. Он занял 10-е место.

Хотя Соединенные Штаты и пострадали от последствий мирового финансового кризиса, лучшие частные университеты имеют явное преимущество перед государственными в такое напряженно время, убежден Альтбах.

«Лучшие частные университеты США выигрывают за счет государственных, ‑ говорит он. – Они переманивают лучших студентов, предлагая лучшие условия в плане стипендий и научных исследований, и, что возможно более существенно, частные вузы могут планировать свою деятельность, основываясь на более-менее стабильных показателях».

В это же время некоторые самые престижные государственные вузы США потеряли позиции, когда сокращение финансирования стало ощутимым. Так, исследовательский флагман ‑ University of California, опустился с 8-го на 10-е место.

Ухудшение результатов незначительное, но наблюдается закономерность: University of California, Los Angeles опустился с 11-го на 13-е место; UC San Diego – с 32-го на 33-е; UC Santa Barbara – с 29-го на 35-е.

Это результат бюджетных проблем, считает Альтбах: "Вполне вероятно, что калифорнийские университеты будут медленно, но уверенно становиться хуже, так как сказывается бюджетный кризис в Калифорнии. Требуется много времени, чтобы создать университет мирового класса, такой как Berkeley или UCLA, и гораздо меньше времени, чтобы все испортить".

По количеству университетов, представленных в рейтинге, на втором месте крепко держится Великобритания со своими 32-я вузами в ТОП-200, в том числе три британских вуза вошли в ТОП-10 и семь – в ТОП-50.

В рейтинге прошлого года Oxford и Cambridge поделили 6-е место. В нынешнем рейтинге Oxford поднялся на 4-е место, а его давний конкурент остался на шестом. Imperial College London, в этом году 9-й, также поднялся на одну позицию.

Как считает министр науки и высшего образования Великобритании Дэвид Уиллетс, эти результаты ставят ее выше США, учитывая размеры обеих стран.

"Учитывая то, что Великобритания меньше по размерам и по ресурсам на душу населения, наш сектор высшего образования – лучший в мире", ‑ убежден он.

Другие полагают, что эти результаты заставляют задуматься, так ли необходимы радикальные реформы в сфере британского высшего образования, которые проводит коалиционное правительство и которые направлены на увеличение конкуренции между вузами и повышение платы за обучение.

Глядя на рейтинг, особо замечается улучшение позиции London School of Economics – с 86-го на 47-е место. Этот успех объясняется изменениями, которые были внесены в методику оценивания вузов, в частности их предметного разнообразия. Это поможет тем, кто хочет изучать искусства, гуманитарные и социальные науки.

Лучший университет за пределами англо-американского региона ‑ Swiss Federal Institute of Technology Zürich (15-е место). Его деятельность также ориентирована на подготовку технических специалистов, как и в Caltech.

Нидерланды – лидер среди европейских стран по количеству представленных в рейтинге 2011/2012 гг. университетов: 12 вузов в ТОП-200, в том числе 4 – в ТОП-100. Такие показатели особенно впечатляют, учитывая размеры страны.

"Голландские университеты шли в авангарде глобализации, ‑ объясняет Альтбах. – Кроме этого, правительство выделяло бюджетные средства на высшее образование избирательно. Эти факторы, которые оставались достаточно стабильными в течение долгого времени, не сомневаюсь, внесли свой вклад в оценку голландских университетов, вошедших в рейтинг".

Еще одна страна, которая выиграла от целевых инвестиций, – Германия с 12-ю университетами в ТОП-200. И хотя всего лишь четыре вуза Германии оказались в ТОП-100 и только один, Ludwig-Maximilians-Universität München, пробился в число 50 лучших вузов, большинство немецких вузов улучшили свои позиции в этом году.

Альтбах объясняет такую ситуацию стремлением страны протолкнуть лучшие университеты путем индивидуального финансирования. "Проект Германии Excellence Initiative, похоже, приносит свои плоды. Учреждениям, которые получили поддержку, удалось стать лучше и создать новые программы. Амбициозные университеты, которым не повезло получить поддержку, все же упорно работают, чтобы быть конкурентноспособными. Похоже, что проект подсказывает системе новые идеи".

Лучший университет в Азии в этом году ‑ Japan's University of Tokyo (30-е место). Следом за ним идет University of Hong Kong (34-е место). Флагман Китая, Peking University, едва втиснулся в ТОП-50, заняв 49-е место.

Бразильский университет University of São Paulo, которого не было в прошлогоднем рейтинге, вступил в борьбу (178-е место).

Единственный представитель Южной Африки ‑ University of Cape Town – укрепился в рейтинге, поднявшись на четыре позиции и заняв 103-е место.

Альтбах считает, что не стоит придавать слишком много значения смене позиций в рейтинге. "Не думаю, что есть большая разница, если университет сместился на позицию выше или ниже за год или два", ‑ говорит он.

Его точка зрения особенно актуальна в этом году, так как ряд изменений в рейтинге вызван уточнениями в методике, также в этом году оценивалось больше университетов, были введены новые индикаторы для оценки предметов, преподаваемых в вузе.

"Данные, которые мы используем для составления рейтинга, сейчас более основательные и полные, чем когда-либо. Проникая в суть вопроса, наша оценка становится более точной", ‑ сказала редактор Times Higher Education Энн Мроз.

Автор: Фил Бейти, Times Higher Education World University Rankings

Освіта.ua
06.10.2011

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!